Автор: Лысенкова Надежда Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №35 "Вырастайка"
Населённый пункт: город Серпухов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приоритеты взаимодействия ДОУ и родителей."
Раздел: дошкольное образование
Приоритеты взаимодействия ДОУ и родителей.
В основе современной концепции дошкольного воспитания лежит идея
о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие
социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить
воспитательную деятельность семьи.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений
семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется
понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это совместная деятельность, в которой никому не
принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, которая
осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личное
взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей,
успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания
конкретного ребёнка в данной семье.
Семья и ДОУ имеют особые функции и не могут заменить друг друга,
поэтому важным условием взаимодействия семьи и ДОУ является
установление доверительного делового контакта.
Обращение педагогов к опыту родителей развивает у родителей рефлексию
собственных воспитательных приёмов. Открытое посещение родителями
группы позволяет им не только наблюдать за своим ребёнком, вникать в
образовательную деятельность, но и непосредственно, практически
участвовать в ней.
В свою очередь знание педагогами интересов ребёнка, приоритетов
семейных ценностей помогает выстроить положительные взаимоотношения
ребёнка с группой сверстников и сотрудников детского сада.
В процессе делового сотрудничества педагогов и родителей дети учатся с
уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих близких, которые
много знают, интересно рассказывают, у которых такие золотые руки.
Таким образом совместные мероприятия всех участников образовательного
процесса: педагогов, родителей и детей повышают компетенции каждого.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения
образовательного процесса ФГОС дошкольного образования предлагают для
мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых
приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и
проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий.
В нашем детском саду родители активно участвуют в совместных с детьми
выставках рисунков и поделок по разным темам, появился опыт участия
родителей под руководством воспитателей в проведении НОД, ежегодно
привлекаем родителей, в качестве Дедов Морозов, к проведению Новогодних
утренников.
Родители могут привлекаться в качестве сопровождения на экскурсии за
пределами ДОУ. В этих случаях родители выступают в роли ассистента
педагога. Ассистент - (от лат. assistens — помогающий), 1) помощник
специалиста (Большая советская энциклопедия)
Преимущества данной формы сотрудничества состоят в том, что родители
лучше узнают особенности работы воспитателей, ближе знакомятся со
сверстниками своего ребёнка.