Автор: Маркина Виктория Анатольевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №39
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности игры детей с нарушением зрения.
Раздел: начальное образование
Тема: Особенности игры детей с нарушением зрения.
Учитель-логопед МБОУ СОШ №39: Маркина Виктория Анатольевна.
Игра является неотъемлемой частью жизни ребёнка с нормальным, и с
нарушенным зрением.
Традиционно все детские игры делятся на две большие группы: игры с
правилами и игры без определенных правил. Наиболее распространенными являются
игры, относящиеся ко второй группе на бытовые сюжеты: «Дочки-матери», «Больница»,
«Магазин» и т. д., в которых дети отражают впечатления, полученные из окружающей их
действительности. Правила таких игр определяются самой жизнью, они могут меняться в
зависимости от характера участников игры, их жизненного опыта, условий игры,
созданных взрослыми (качества и количества игрушек, наличия отдельного игрового
уголка и т. д.). Овладение этим видом игры особенно важно для слепого ребенка, так как
только в творческой игре, в которой нет жестких ограничений, ребенок сможет наиболее
полно выразить себя, не боясь ошибиться, познать свойства окружающих предметов,
осуществить попытки в самостоятельном налаживании отношений с другими детьми и
отработать тип поведения, свойственного определенному персонажу.
Игра сможет положительно повлиять на развитие слепого ребенка только в
том случае, если в ней активное участие примет взрослый, и в роли не пассивного
наблюдателя, а участника и творческого организатора, т.к. дети с нарушениями зрения
(особенно до 3-4 лет) не могут без помощи взрослого подготовить условия для игры.
Помощь взрослого в этот период заключается в том, чтобы научить ребенка правильно
пользоваться слухом, осязанием, обонянием и вкусом при восприятии окружающего мира
и отражении своих впечатлений в игре. Руководя руками ребенка, следует показать, какие
движения ему надо делать руками и телом.
Процесс обучения игре длителен и сложен.
Правила обучения слепого ребёнка игре:
постоянно расширять представления об окружающих его предметах;
предоставлять возможность для обследования предметов, разных по форме, фактуре,
назначению;
создавать условия для проявления самостоятельности при выполнении показанных ранее
действий с предметами и игрушками, не мешать, если он захочет познакомиться с новыми
предметами;
при подборе игрушек руководствоваться не внешней привлекательностью, а его
возможностями и интересами;
привлекать к выполнению некоторых простейших домашних дел (мытье посуды,
подметание полов, поливка цветов, чистка овощей и т. д.).
Самое главное условие успешного обучения игре в раннем и дошкольном
возрасте - это положительный настрой на игру, как ребенка, так и взрослого, ведь ребенок
сам не может догадаться о способе действия с игрушкой, и поэтому его надо научить.
У слепых детей – процесс освоения игры протекает несколько своеобразно, игровые
умения у них формируются длительное время, по сравнению с детьми с сохранным
зрением, развитию игры свойственны некоторые особенности:
замена практического действия его описанием;
отсутствие или низкая степень интереса к игрушкам и игре с ними;
схематичность сюжета игры;
неохотное включение ребенка в коллективную игру и неумение удерживать внимание
сразу нескольких партнеров по игре;
необходимость постоянной помощи со стороны взрослого в процессе игры.
При обучении игре нужно ориентироваться не на возраст малыша, а на его
возможности, интересы, на уровень психического развития. Как правило, в сюжетно-
ролевые игры дети с нарушениями зрения начинают играть с 4-5 лет. До этого возраста
основным видом деятельности с предметами и игрушками являются манипулирование
(размахивание, кручение, удары, производимые со всеми предметами, независимо от их
назначения) и предметные действия. Чтобы этот процесс не затягивался, обучение следует
начинать уже с первых месяцев жизни ребенка.
В 3-6 месяцев ребенку не нужны никакие специальные игрушки. Его игрушки
ничем не отличаются от погремушек, предназначенных младенцам с нормальным
зрением. Кроме стандартных, купленных в магазине погремушек, можно давать ребенку
различные коробочки и баночки (тщательно закрытые), в которые насыпаны мелкие
предметы (горох, крупа, пуговицы и т. п.).
В период с 6 месяцев до года малыш начинает понимать, что пространство не
ограничено его рукой или ногой, что оно гораздо больше и наполнено множеством
незнакомых предметов, знакомство с которыми он может осуществить только с помощью
самых близких людей, которым он доверяет. В игре следует продолжать использовать
имеющиеся предметы и погремушки, развесив их повсюду, где ребенок бодрствует
(прикрепите к кроватке, манежу, стенке шкафа и т. д.). Как только малыш научится
сидеть, можно положить на стол 2-3 любимых игрушки и начинать игру с ними. Кроме
погремушек и простых по форме предметов, можно предложить ребенку различные
вкладыши-стаканчики, коробки и кастрюльки с крышками, используя при этом наборы
кукольной посуды. При знакомстве с новыми предметами или игрушками обязательно
следует называть их и комментировать свои действия с ними.
В период с года до 2 лет, когда ребенок начинает самостоятельно
передвигаться по комнате и квартире, самыми привлекательными для него будут скорее
не игрушки, а вещи, которые находятся в комнате. В этом возрасте очень полезны для
ребенка игры с бумагой, картоном, целлофаном, гофрированной бумагой (только не
фольгой, она неприятна для осязания и холодит кожу пальцев). В этом возрасте также
следует предложить ребенку пирамиды, кубики и крупные бусы. Примерный алгоритм,
как научить ребенка следующим действиям с кубиками:
1. захватывать кубик одной рукой и отпускать
его, обратив внимание ребенка на то, что кубик можно брать, обхватывая его сверху всеми
пальцами руки или только двумя пальцами (большим и указательным);
2. перекладывать кубик из одной руки в другую, опускать его в коробочку
или кастрюльку, стучать кубиком о кубик, предварительно научив удерживать в руках два
кубика и т. д.;
3. ставить кубики на пол или на стол рядом друг с другом («дорожка из
кубиков»).
Когда малышу исполнится 2 года, можно начинать знакомить его с
различными сюжетными игрушками (собачки, мишки, куклы и т. д.). В этом возрасте
необходимо начать знакомить ребенка с куклой. Для ребенка с нарушением зрения кукла
является особой игрушкой, играть с ней, нужно учить не только девочек, но и мальчиков
по нескольким причинам. Во-первых, кукла представляет собой модель человека. Во-
вторых, в игре малыш может использовать свой жизненный опыт и перенести на куклу те
действия, которые обычно производят с ним самим. В-третьих, в действиях с этой
игрушкой у ребенка впервые появляется возможность заботиться о другом существе. При
правильном обучении кукла может стать основным персонажем любой сюжетной игры
детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте.
В
3
года
необходимо
продолжить
обучение
ребенка
строительно-
конструкторским играм. Предложить ребенку, кроме кубиков кирпичики, пластины и
научить его делать из них простейшие постройки: стул, диванчик, кровать, стол, машину и
т. п. Новым, в обучении ребенка, действиям с кубиками, является то, что малыш научится
строить из них башенки из 3-4 кубиков (по указанному образцу и самостоятельно).
В возрасте от 3 до 5 лет наряду с обучением навыкам самообслуживания,
развитием движений желательно уделить внимание и обучению целесообразным
(адекватным) предметно-игровым действиям с предметами и игрушками. Параллельно с
обучением сюжетной игре ребенку следует продолжать играть с дидактическими
игрушками (матрешками, бусами). Все большее значение для ребенка в этом возрасте
приобретают подвижные игры с мячом, в которых отрабатывается умение кидать мяч
партнеру и ловить мяч, брошенный им разными способами, кидать мяч вдаль и другие
движения.
В старшем дошкольном возрасте от 5 до 7 лет дети могут уже играть друг с
другом. Сюжет ролевых игр постепенно расширяется, и дети уже могут и хотят играть в
такие игры, как «Больница», «Детский сад», «Магазин», в которых в полной мере
отражается запас новых умений, навыков и знаний ребенка-дошкольника. Новым в игре
дошкольников этого возраста является то, что они начинают активно пользоваться
предметами-заместителями вместо игрушек, реалистически изображающих необходимый
предмет (кубик вместо мыла, карандаш вместо расчески). Ребёнку слабовидящему нужно
показать, как использовать в игре предметы-заменители. Деятельность ребенка не
ограничивается сюжетными играми. Широко используются для игр природные материалы
(песок, глину), а также настольные игры.
Главный принцип, которому необходимо следовать на протяжении всего
дошкольного периода - постоянно давать ребенку в руки все предметы, находящиеся в его
окружении, сопровождая это словесным описанием и побуждая тщательно осматривать их
руками.