Напоминание

Особенности игры детей с нарушением зрения.


Автор: Маркина Виктория Анатольевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ СОШ №39
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности игры детей с нарушением зрения.
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: Особенности игры детей с нарушением зрения.

Учитель-логопед МБОУ СОШ №39: Маркина Виктория Анатольевна.

Игра является неотъемлемой частью жизни ребёнка с нормальным, и с

нарушенным зрением.

Традиционно все детские игры делятся на две большие группы: игры с

правилами и игры без определенных правил. Наиболее распространенными являются

игры, относящиеся ко второй группе на бытовые сюжеты: «Дочки-матери», «Больница»,

«Магазин» и т. д., в которых дети отражают впечатления, полученные из окружающей их

действительности. Правила таких игр определяются самой жизнью, они могут меняться в

зависимости от характера участников игры, их жизненного опыта, условий игры,

созданных взрослыми (качества и количества игрушек, наличия отдельного игрового

уголка и т. д.). Овладение этим видом игры особенно важно для слепого ребенка, так как

только в творческой игре, в которой нет жестких ограничений, ребенок сможет наиболее

полно выразить себя, не боясь ошибиться, познать свойства окружающих предметов,

осуществить попытки в самостоятельном налаживании отношений с другими детьми и

отработать тип поведения, свойственного определенному персонажу.

Игра сможет положительно повлиять на развитие слепого ребенка только в

том случае, если в ней активное участие примет взрослый, и в роли не пассивного

наблюдателя, а участника и творческого организатора, т.к. дети с нарушениями зрения

(особенно до 3-4 лет) не могут без помощи взрослого подготовить условия для игры.

Помощь взрослого в этот период заключается в том, чтобы научить ребенка правильно

пользоваться слухом, осязанием, обонянием и вкусом при восприятии окружающего мира

и отражении своих впечатлений в игре. Руководя руками ребенка, следует показать, какие

движения ему надо делать руками и телом.

Процесс обучения игре длителен и сложен.

Правила обучения слепого ребёнка игре:

постоянно расширять представления об окружающих его предметах;

предоставлять возможность для обследования предметов, разных по форме, фактуре,

назначению;

создавать условия для проявления самостоятельности при выполнении показанных ранее

действий с предметами и игрушками, не мешать, если он захочет познакомиться с новыми

предметами;

при подборе игрушек руководствоваться не внешней привлекательностью, а его

возможностями и интересами;

привлекать к выполнению некоторых простейших домашних дел (мытье посуды,

подметание полов, поливка цветов, чистка овощей и т. д.).

Самое главное условие успешного обучения игре в раннем и дошкольном

возрасте - это положительный настрой на игру, как ребенка, так и взрослого, ведь ребенок

сам не может догадаться о способе действия с игрушкой, и поэтому его надо научить.

У слепых детей – процесс освоения игры протекает несколько своеобразно, игровые

умения у них формируются длительное время, по сравнению с детьми с сохранным

зрением, развитию игры свойственны некоторые особенности:

замена практического действия его описанием;

отсутствие или низкая степень интереса к игрушкам и игре с ними;

схематичность сюжета игры;

неохотное включение ребенка в коллективную игру и неумение удерживать внимание

сразу нескольких партнеров по игре;

необходимость постоянной помощи со стороны взрослого в процессе игры.

При обучении игре нужно ориентироваться не на возраст малыша, а на его

возможности, интересы, на уровень психического развития. Как правило, в сюжетно-

ролевые игры дети с нарушениями зрения начинают играть с 4-5 лет. До этого возраста

основным видом деятельности с предметами и игрушками являются манипулирование

(размахивание, кручение, удары, производимые со всеми предметами, независимо от их

назначения) и предметные действия. Чтобы этот процесс не затягивался, обучение следует

начинать уже с первых месяцев жизни ребенка.

В 3-6 месяцев ребенку не нужны никакие специальные игрушки. Его игрушки

ничем не отличаются от погремушек, предназначенных младенцам с нормальным

зрением. Кроме стандартных, купленных в магазине погремушек, можно давать ребенку

различные коробочки и баночки (тщательно закрытые), в которые насыпаны мелкие

предметы (горох, крупа, пуговицы и т. п.).

В период с 6 месяцев до года малыш начинает понимать, что пространство не

ограничено его рукой или ногой, что оно гораздо больше и наполнено множеством

незнакомых предметов, знакомство с которыми он может осуществить только с помощью

самых близких людей, которым он доверяет. В игре следует продолжать использовать

имеющиеся предметы и погремушки, развесив их повсюду, где ребенок бодрствует

(прикрепите к кроватке, манежу, стенке шкафа и т. д.). Как только малыш научится

сидеть, можно положить на стол 2-3 любимых игрушки и начинать игру с ними. Кроме

погремушек и простых по форме предметов, можно предложить ребенку различные

вкладыши-стаканчики, коробки и кастрюльки с крышками, используя при этом наборы

кукольной посуды. При знакомстве с новыми предметами или игрушками обязательно

следует называть их и комментировать свои действия с ними.

В период с года до 2 лет, когда ребенок начинает самостоятельно

передвигаться по комнате и квартире, самыми привлекательными для него будут скорее

не игрушки, а вещи, которые находятся в комнате. В этом возрасте очень полезны для

ребенка игры с бумагой, картоном, целлофаном, гофрированной бумагой (только не

фольгой, она неприятна для осязания и холодит кожу пальцев). В этом возрасте также

следует предложить ребенку пирамиды, кубики и крупные бусы. Примерный алгоритм,

как научить ребенка следующим действиям с кубиками:

1. захватывать кубик одной рукой и отпускать

его, обратив внимание ребенка на то, что кубик можно брать, обхватывая его сверху всеми

пальцами руки или только двумя пальцами (большим и указательным);

2. перекладывать кубик из одной руки в другую, опускать его в коробочку

или кастрюльку, стучать кубиком о кубик, предварительно научив удерживать в руках два

кубика и т. д.;

3. ставить кубики на пол или на стол рядом друг с другом («дорожка из

кубиков»).

Когда малышу исполнится 2 года, можно начинать знакомить его с

различными сюжетными игрушками (собачки, мишки, куклы и т. д.). В этом возрасте

необходимо начать знакомить ребенка с куклой. Для ребенка с нарушением зрения кукла

является особой игрушкой, играть с ней, нужно учить не только девочек, но и мальчиков

по нескольким причинам. Во-первых, кукла представляет собой модель человека. Во-

вторых, в игре малыш может использовать свой жизненный опыт и перенести на куклу те

действия, которые обычно производят с ним самим. В-третьих, в действиях с этой

игрушкой у ребенка впервые появляется возможность заботиться о другом существе. При

правильном обучении кукла может стать основным персонажем любой сюжетной игры

детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте.

В

3

года

необходимо

продолжить

обучение

ребенка

строительно-

конструкторским играм. Предложить ребенку, кроме кубиков кирпичики, пластины и

научить его делать из них простейшие постройки: стул, диванчик, кровать, стол, машину и

т. п. Новым, в обучении ребенка, действиям с кубиками, является то, что малыш научится

строить из них башенки из 3-4 кубиков (по указанному образцу и самостоятельно).

В возрасте от 3 до 5 лет наряду с обучением навыкам самообслуживания,

развитием движений желательно уделить внимание и обучению целесообразным

(адекватным) предметно-игровым действиям с предметами и игрушками. Параллельно с

обучением сюжетной игре ребенку следует продолжать играть с дидактическими

игрушками (матрешками, бусами). Все большее значение для ребенка в этом возрасте

приобретают подвижные игры с мячом, в которых отрабатывается умение кидать мяч

партнеру и ловить мяч, брошенный им разными способами, кидать мяч вдаль и другие

движения.

В старшем дошкольном возрасте от 5 до 7 лет дети могут уже играть друг с

другом. Сюжет ролевых игр постепенно расширяется, и дети уже могут и хотят играть в

такие игры, как «Больница», «Детский сад», «Магазин», в которых в полной мере

отражается запас новых умений, навыков и знаний ребенка-дошкольника. Новым в игре

дошкольников этого возраста является то, что они начинают активно пользоваться

предметами-заместителями вместо игрушек, реалистически изображающих необходимый

предмет (кубик вместо мыла, карандаш вместо расчески). Ребёнку слабовидящему нужно

показать, как использовать в игре предметы-заменители. Деятельность ребенка не

ограничивается сюжетными играми. Широко используются для игр природные материалы

(песок, глину), а также настольные игры.

Главный принцип, которому необходимо следовать на протяжении всего

дошкольного периода - постоянно давать ребенку в руки все предметы, находящиеся в его

окружении, сопровождая это словесным описанием и побуждая тщательно осматривать их

руками.



В раздел образования