Авторы: Шибкова Татьяна Ивановна, Захарова Евгения Андреевна
Должность: учитель английского языка и начальных классов, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГКОУ "В(с) ОШ №2"
Населённый пункт: Алтайский край, г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание культуры межнационального общения у учащихся исправительных учреждений.
Раздел: среднее образование
Воспитание культуры межнационального общения у учащихся
исправительных учреждений.
Захарова Евгения Андреевна, учитель русского языка и литературы
КГКОУ «В(с)ОШ №2»
Шибкова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов и английского
языка
КГКОУ «В(с)ОШ №2»
Россия – уникальная страна, на территории которой проживает
огромное количество народов. Немаловажно, что у каждого народа есть своя
культура, свои обычаи, традиции и религиозные верования. При этом все
народы проживают рядом, постоянно взаимодействуя друг с другом, а не
абстрагируясь от других людей, и поэтому логично предположить, что ни
одна
нация
не
сможет
развиваться
без
общения
и
постоянного
взаимодействия
друг
с
другом.
Многогранная,
особенная
культура
появляется тогда, когда одна нация перенимает у другой определённое
наследие,
традиции
и
обычаи.
Однако
случается
и
такое,
что
во
взаимоотношениях разных народов возникают проблемы, связанные с
различными
историческими
событиями,
с
меняющейся
политической
обстановкой.
Проблема межнациональных взаимоотношений на данный момент
является очень актуальной, её можно назвать одной из самых сложных и
важных проблем современного общества. И это логично, ведь Российская
Федерация – это многонациональное государство, для которой решение
данной проблемы имеет огромное значение для развития страны.
Одна из главных причин возникновения проблем во взаимоотношениях
разных народов – это недостаток знаний о других культурах, а также
сложившиеся в обществе различные стереотипы о других нациях. Эти
факторы приводят к напряжению между представителями разных народов и
появлению конфликтов.
Несомненно, воспитание культуры межнационального общения имеет
своё начало в семье, где ребёнку должны прививаться основные нормы
морали и этики, нравственности и толерантности. Однако немаловажным
является и значение школьного образования и воспитания, ведь именно здесь
формируются ценностные установки и ориентиры, происходит общение в
разных социальных группах. Именно школа должна воспитывать в человеке
культуру межнационального общения.
Понятия «культура межнационального общения», «межкультурная
коммуникация» стали употребляться в обществоведческой литературе лишь с
начала 80-ых годов XX века. Под данными терминами имеется в виду
определение взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди,
которые относятся к разным национальностям и разному вероисповеданию,
обмениваются друг с другом опытом, мыслями, духовными ценностями. И
все это общение в большей степени зависит от уровня воспитания людей, а
также от того, как люди умеют воспринимать и соблюдать мораль и
общечеловеческие нормы.
Как же можно решить эту проблему в рамках исправительных
учреждений?
В филиале «Барнаульская вечерняя (сменная) общеобразовательная
школа №2» КГКОУ В(с)ОШ №2 при ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по
Алтайскому краю обучаются ученики разных национальностей. Нередко на
уроках
между
учениками
могут
возникать
конфликтные
ситуации,
касающиеся
национальной
принадлежности.
А
разногласия
в
исправительных
местах
не
допускаются.
Администрация
учреждения
пристально следит за поведением осужденных.
Учителя школы также
стараются сглаживать любые, возникающие на уроках межнациональные
конфликтные ситуации.
В образовательных учреждениях основной школы России есть учебная
дисциплина – «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Данный предмет изначально вводился как внеурочная деятельность. На
занятиях по этому предмету учащиеся изучают культуру разных народов,
рассматривают их быт и обычаи, традиции и верования, изучают биографию
выдающихся деятелей и их вклад в развитие мировой культуры. Курс
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлен на
формирование нравственных ценностей, на сохранение духовных ценностей
и на изучение духовного мира человека.
В вечерней школе №2 учащиеся с удовольствием изучают предмет
«Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Помимо
этого,
учителя
проводят
разные
мероприятия:
«День
Народного Единства», «День Победы», «День солидарности в борьбе с
терроризмом», «День толерантности» и другие.
На подобных мероприятиях учащиеся высказывают свою точку зрения,
проверяют свои знания о культуре своей Родины, о традициях и обычаях
народов, проживающих на ее территории, о государственной символике.
Темы проведённых семинаров за 2020 -2021 учебный год:
1.
«Воспитание культуры межнационального общения у учащихся
исправительных учреждений» - учитель английского языка и
начальных классов Шибкова Т.И.
2.
«Как избегать конфликтных ситуаций в школе» - учитель русского
языка и литературы Захарова Е.А.
3.
«Особенности учащихся мусульманского мира» - учитель английского
языка и начальных классов Шибкова Т.И.
4.
«Воспитательное значение уроков литературы в рамках формирования
культуры межнационального общения у учащихся
исправительных
учреждений» - учитель русского языка и литературы Захарова Е.А.
5.
«Влияние учебной деятельности на исправление осужденных» -
учитель английского языка и начальных классов Шибкова Т.И.
На наш взгляд, представленные виды работ позволяют наиболее полно
изучить культуру народов, воспитать чувство толерантности, уважение к
другим народам и национальностям.
Список использованных источников:
1. Агаджанов Ю.Г. Культура межнационального общения: сущность,
структура, функции. М., 2018.
2. Болотоков В.Н., Кумыков А.М. Феномен наций и национально-
психологические проблемы в социологии русского зарубежья. М.:
Логос, 2017.
3.Красин Ю. Национальные интересы: миф и реальность? //
Свободная мысль. 2015. № 3.
4.Мирский Г.И. «Общность судьбы» и национальное самосознание.
М., 2016.
5. Синевич З.В. Социология и психология национальных отношений.
СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2015.