Напоминание

Воспитание культуры межнационального общения у учащихся исправительных учреждений.


Авторы: Шибкова Татьяна Ивановна, Захарова Евгения Андреевна
Должность: учитель английского языка и начальных классов, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КГКОУ "В(с) ОШ №2"
Населённый пункт: Алтайский край, г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание культуры межнационального общения у учащихся исправительных учреждений.
Раздел: среднее образование





Назад




Воспитание культуры межнационального общения у учащихся

исправительных учреждений.

Захарова Евгения Андреевна, учитель русского языка и литературы

КГКОУ «В(с)ОШ №2»

Шибкова Татьяна Ивановна, учитель начальных классов и английского

языка

КГКОУ «В(с)ОШ №2»

Россия – уникальная страна, на территории которой проживает

огромное количество народов. Немаловажно, что у каждого народа есть своя

культура, свои обычаи, традиции и религиозные верования. При этом все

народы проживают рядом, постоянно взаимодействуя друг с другом, а не

абстрагируясь от других людей, и поэтому логично предположить, что ни

одна

нация

не

сможет

развиваться

без

общения

и

постоянного

взаимодействия

друг

с

другом.

Многогранная,

особенная

культура

появляется тогда, когда одна нация перенимает у другой определённое

наследие,

традиции

и

обычаи.

Однако

случается

и

такое,

что

во

взаимоотношениях разных народов возникают проблемы, связанные с

различными

историческими

событиями,

с

меняющейся

политической

обстановкой.

Проблема межнациональных взаимоотношений на данный момент

является очень актуальной, её можно назвать одной из самых сложных и

важных проблем современного общества. И это логично, ведь Российская

Федерация – это многонациональное государство, для которой решение

данной проблемы имеет огромное значение для развития страны.

Одна из главных причин возникновения проблем во взаимоотношениях

разных народов – это недостаток знаний о других культурах, а также

сложившиеся в обществе различные стереотипы о других нациях. Эти

факторы приводят к напряжению между представителями разных народов и

появлению конфликтов.

Несомненно, воспитание культуры межнационального общения имеет

своё начало в семье, где ребёнку должны прививаться основные нормы

морали и этики, нравственности и толерантности. Однако немаловажным

является и значение школьного образования и воспитания, ведь именно здесь

формируются ценностные установки и ориентиры, происходит общение в

разных социальных группах. Именно школа должна воспитывать в человеке

культуру межнационального общения.

Понятия «культура межнационального общения», «межкультурная

коммуникация» стали употребляться в обществоведческой литературе лишь с

начала 80-ых годов XX века. Под данными терминами имеется в виду

определение взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди,

которые относятся к разным национальностям и разному вероисповеданию,

обмениваются друг с другом опытом, мыслями, духовными ценностями. И

все это общение в большей степени зависит от уровня воспитания людей, а

также от того, как люди умеют воспринимать и соблюдать мораль и

общечеловеческие нормы.

Как же можно решить эту проблему в рамках исправительных

учреждений?

В филиале «Барнаульская вечерняя (сменная) общеобразовательная

школа №2» КГКОУ В(с)ОШ №2 при ФКУ ЛИУ-1 УФСИН России по

Алтайскому краю обучаются ученики разных национальностей. Нередко на

уроках

между

учениками

могут

возникать

конфликтные

ситуации,

касающиеся

национальной

принадлежности.

А

разногласия

в

исправительных

местах

не

допускаются.

Администрация

учреждения

пристально следит за поведением осужденных.

Учителя школы также

стараются сглаживать любые, возникающие на уроках межнациональные

конфликтные ситуации.

В образовательных учреждениях основной школы России есть учебная

дисциплина – «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Данный предмет изначально вводился как внеурочная деятельность. На

занятиях по этому предмету учащиеся изучают культуру разных народов,

рассматривают их быт и обычаи, традиции и верования, изучают биографию

выдающихся деятелей и их вклад в развитие мировой культуры. Курс

«Основы духовно-нравственной культуры народов России» направлен на

формирование нравственных ценностей, на сохранение духовных ценностей

и на изучение духовного мира человека.

В вечерней школе №2 учащиеся с удовольствием изучают предмет

«Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Помимо

этого,

учителя

проводят

разные

мероприятия:

«День

Народного Единства», «День Победы», «День солидарности в борьбе с

терроризмом», «День толерантности» и другие.

На подобных мероприятиях учащиеся высказывают свою точку зрения,

проверяют свои знания о культуре своей Родины, о традициях и обычаях

народов, проживающих на ее территории, о государственной символике.

Темы проведённых семинаров за 2020 -2021 учебный год:

1.

«Воспитание культуры межнационального общения у учащихся

исправительных учреждений» - учитель английского языка и

начальных классов Шибкова Т.И.

2.

«Как избегать конфликтных ситуаций в школе» - учитель русского

языка и литературы Захарова Е.А.

3.

«Особенности учащихся мусульманского мира» - учитель английского

языка и начальных классов Шибкова Т.И.

4.

«Воспитательное значение уроков литературы в рамках формирования

культуры межнационального общения у учащихся

исправительных

учреждений» - учитель русского языка и литературы Захарова Е.А.

5.

«Влияние учебной деятельности на исправление осужденных» -

учитель английского языка и начальных классов Шибкова Т.И.

На наш взгляд, представленные виды работ позволяют наиболее полно

изучить культуру народов, воспитать чувство толерантности, уважение к

другим народам и национальностям.

Список использованных источников:

1. Агаджанов Ю.Г. Культура межнационального общения: сущность,

структура, функции. М., 2018.

2. Болотоков В.Н., Кумыков А.М. Феномен наций и национально-

психологические проблемы в социологии русского зарубежья. М.:

Логос, 2017.

3.Красин Ю. Национальные интересы: миф и реальность? //

Свободная мысль. 2015. № 3.

4.Мирский Г.И. «Общность судьбы» и национальное самосознание.

М., 2016.

5. Синевич З.В. Социология и психология национальных отношений.

СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2015.



В раздел образования