Автор: Вера Ивановна Майорова
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Чёрный Ключ
Населённый пункт: с. Чёрный Ключ м.р. Клявлинский Самарской обл.
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее образование
Паспорт урока обществознания в 7
классе
ФИО учителя, название ОО Майорова Вера Ивановна-ГБОУ СОШ с. Черный Ключ
муниципального района Клявлинский
Целевой компонент
Тема урока
«Экономика и ее основные участники»
Образовательная цель
Формирование
ценностного
отношения
к
обществоведческим
знаниям,
развитие
интеллектуальных способностей семиклассников через
осмысление
и
решения
практических
задач
по
обществознанию.
Планируемые
образовательные
результаты
По окончании изучения темы ученик:
ЛР: обосновывает свою точку зрения;
дает свою оценку экономическим процессам (на уровне
семьи);
сохраняет мотивацию к учебной деятельности, проявляет
интерес к новому учебному материалу;
выражает
положительное
отношение
к
процессу
познания;
развитие
познавательного
интереса
к
изучаемым
вопросам.
МР:
выявляет особенности и признаки объектов;
приводят
примеры
в
доказательство
выдвинутых
положений;
прогнозирует результаты уровня усвоения изучаемого
материала.
ПР:
принимает и выполняет учебную задачу;
приобретение умений
и навыков в
экономических
отношениях;
дает определение понятию «экономика», производитель,
потребитель;
характеризует основных участников экономики.
Программные требования
к
образовательным
результатам
раздела
«Человек
в
экономических
отношениях»
Ученик научиться:
Ученик получит возможность научиться: определять, как
экономика служит людям, что общего и в чем различия
экономических
интересов
производителей
и
потребителей, как взаимосвязаны основные участники.
-
различать
основных
участников
экономической
деятельности:
производителей
и
потребителей,
предпринимателей и наемных работников; раскрывать
рациональное
поведение
субъектов
экономической
деятельности;
-раскрывать факторы, влияющие на производительность
труда
;
Содержательный компонент
Программное содержание
В
модельных
и
реальных
ситуациях
выделять
сущностные
характеристики
и
основные
виды
деятельности
людей,
объяснять
роль
мотивов
в
деятельности человека;
-характеризовать
и
иллюстрировать
конкретными
примерами группы потребностей человека;
-приводить
примеры
основных
видов
деятельности
человека
Мировоззренческая идея
Знание экономических процессов позволяет рационально
вести домашнее хозяйство
Ценностно-смысловые
ориентиры
Гражданская идентичность, точность, рациональность,
эффективность.
План изучения учебного
материала
1.
Что такое экономика?
2.
Натуральное и товарное хозяйство.
3.
Основные участники экономики?
Основные понятия
Экономика,
производство,
распределение,
обмен,
потребление,
натуральное
хозяйство,
производительность труда.
Основные
законы,
закономерности
Экономика и экономическая наука
Организационно-деятельностный
компонент
Тип урока
Урок изучение нового материала
Форма урока
Исследование
Образовательная
технология
Проблемное обучение
Оснащение урока
Компьютер, интерактивная доска
Мизансцена урока
традиционная
Предварительная
подготовка
к
уроку
учащихся
Домашнее задание
Учебник.п.8, задания(с.71-72) – задания направлены на
логическую цепочку рассуждений и анализ утверждений
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
ПОР урока
I. ЭТАП УРОКА. Организационный момент. (3мин)
Приветствие. Проверка отсутствующих.
Проверка готовности к уроку.
Психологический настрой на урок.
II. ЭТАП УРОКА. Создание проблемной ситуации. (12мин)
1.Мотивация учебной деятельности. Проводит
беседу по обсуждению темы, цели и плана
урока
Вводное слово:
Иллюстративный ряд(слайдовый показ):
-продукты питания;
-товары;
-услуги;
-рабочий;
-работник сферы обслуживания;
-работники АПК.
Вводная беседа:
-О чем пойдет речь на уроке?
(производство, товар, продукт, работа…)
2.Создание проблемной ситуации:
а) Работник производит продукт (выращивает
томаты). Включая полный цикл (от начало
производства до реализации продукта), но в
тоже время он не может обходиться без
продукции других производителей (удобрение,
пленка, весы…).
Проблема: Развитие домашней экономики
как части экономики как система
хозяйствования, как их интегрировать, чтобы
эффективно работать.
Диалог с учащимися по вопросам;
-Что побуждает человека к деятельности?
-Каковы главные потребности людей?
-какую роль играет труд в жизни общества?
Записывает тему и
план урока в тетрадь
Размышляют,
отвечают на вопросы,
делают собственные
выводы.
Самостоятельно
формирует цели
урока после
предварительного
обсуждения.
Проявить интерес
к изучению темы
Формулируют
осознанное
речевое
высказывание в
устной форме о
значении
экономики в
жизни человека;
дополняют и
расширяют
имеющееся
представление об
экономике и
экономических
отношениях.
-что создается трудом человека?
-Способна ли экономика удовлетворять все
потребности человека?
б)Аналитическая беседа (обсуждение):
-Что вас удивило? Что интересного заметили?
На что обратили внимание?
Почему возникли разные мнения, разные
решения?
Главный вопрос урока:
Что производить, как производить и для кого
производить.
в)Гипотеза: чтобы удовлетворять свои
потребности человек должен прилагать усилия
( трудиться).
-На какие вопросы нам необходимо найти
ответы на уроке, чтобы подтвердить или
опровергнуть выдвинутые предположения?
III. ЭТАП УРОКА. Изучение нового материала (15мин)
План:
1.Что такое экономика?
2.Натуральное и товарное хозяйство.
3.Основные участники экономики?
Показ презентации:
«Экономика и ее основные
участники»(электронное приложение к
учебнику).
Работа с понятиями.
- познакомиться с определением понятия
экономика(Приложение1, словарь с.96)
-выполнить практическое задание
(Приложение2)
-дать свои варианты определения термина
экономика.
Беседа по вопросам;
Что вы понимаете под термином экономика?
Зачем необходимо экономить? Почему автор
Просматривают
презентацию, делают
записи в тетради.
Выполняют
практическое задание,
находят и записывают
определение терминов.
Выполняют задания в
Дополняют и
расширяют
имеющиеся
знания и
представления об
основных
участниках
экономики;
Оценивают
собственную
учебную
деятельность, свои
достижения;
Осуществляют
поиск
необходимой
предлагает различные определения? Какое из
этих определений можно считать наиболее
полным?
Работа в тетради:
направленное на применение полученных
знаний(Приложение3)
Проблема: Развитие домашней экономики как
части экономики как системы хозяйствования ,
как их интегрировать, чтобы эффективно
работать. Гипотеза. Чтобы удовлетворять
свои потребности человек должен приложить
усилия(трудиться)-( поиск фактов)-
натуральное и товарное хозяйство-( вывод)
экономика-система хозяйствования,
включающая отрасли материального и
нематериального производства-(новое знание)
экономическая деятельность(производство,
распределение, обмен, потребление)
Средства: учебные тексты стр., схемы и
таблицы, презентация.
Обобщение:
1.Что такое экономика?
2.Натуральное ведение хозяйство.
3.Товарное ведение хозяйства.
4.Основные участники экономики.
рабочей тетради
используя текст
учебника стр.71-72
1.
Экономика- это
система
хозяйствования,
включающая отрасли
материального и
нематериального
производства.
Основной проблемой
экономики как
системы
хозяйствования и
экономической науки
является поиск путей
эффективного
хозяйствования и
информации.
оптимальных
механизмов
использования
ограниченных
ресурсов.
2.Натуральное
ведение хозяйства -
когда все что нужно
для потребления
производиться
работником для себя.
3. Товарное ведение
хозяйства - это такое
ведение хозяйства,
когда продукт
производится для
продажи и становится
товаром в результате
купли-продажи.
4.Участники
экономики:
производитель и
потребитель.
IV. ЭТАП УРОКА. Применение новых знаний (7мин)
Практические методы:
упражнения на применение новых знаний
(Приложение4)
Обобщение: составление алгоритма действий
на основе полученных новых знаний.
Продукт-товар (услуги);
Производство- распределение-обмен-
потребление.
Выполняют задания,
формулируют
осознанное речевое
высказывание в устной
форме о значении
экономики в жизни
человека.
Самостоятельно
осуществляют
поиск нужной
информации,
ориентируются в
учебнике и
рабочей тетради
V. ЭТАП УРОКА. Подведение итогов урока (3мин)
Повторительно-обобщающая беседа по
вопросам.
-Как экономика служит людям?
-Какая форма хозяйствования наиболее
успешно решает цели экономики?
-каким образом взаимосвязана деятельность
основных участников экономики?
-И главный наш вопрос урока:
Что производить?
Как производить?
И для кого производить?
Рефлексия: раздаточный материал на
партах(продукты, предметы), отметьте любым
знаком то, что считаете нужным.
Отвечают на вопросы.
Определяют свое
эмоциональное
состояние на уроке.
Отвечают на вопросы:
1.Товары и услуги для
удовлетворения
потребностей
населения.
2.На фабриках,
заводах, предприятиях
с новейшим
оборудованием.
3.Для потребителей.
Так как производитель
он и потребитель.
Самостоятельно
осуществляют
поиск нужной
информации.