Автор: Орешкина Кристина Олеговна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МДОАУ №124
Населённый пункт: Оренбургской области города Орска
Наименование материала: Многофункциональное логопедическое пособие для развития речи у детей.
Тема: «Развиваем речь, играя с ЛОГО-командой».
Раздел: дошкольное образование
Многофункциональное
логопедическое пособие
.
для развития речи у детей
«
,
Развиваем речь играя
-
».
с ЛОГО командой
-
.
.
Учитель логопед Орешкина К О
Пояснительная записка:
Название: Многофункциональное логопедическое пособие для
развития речи у детей. «Развиваем речь, играя с ЛОГО-командой:
жирафом Жорой, со змеей Зиной, Ам-Нямом, кошкой Машей,
медведем Бурым и медведем Белым».
Цель: Укрепление и тренировка органов артикуляционного
аппарата, развитие точности движений, выработка длительного
удержания речевых органов в заданном положении, развитие
самоконтроля.
Задачи:
1.
Учить детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику.
2.
Способствовать повышению интереса детей к логопедическим
занятиям.
3.
Познакомить детей с органами артикуляционного аппарата.
4.
Развитие органов артикуляционного аппарат.
5.
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
6.
Развитие связной речи.
7.
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук.
Возрастная направленность пособия:
Данное пособие можно использовать как на индивидуальных, так
и на подгрупповых и фронтальных занятиях с детьми разных
возрастных категорий.
Развитие артикуляционного аппарата – серьезный труд,
требующий от детей усидчивости и сосредоточенности. К сожалению,
быстрая утомляемость, кратковременность и неустойчивость внимания,
недостаток интереса к организованной деятельности снижают их
интерес к ежедневным занятиям, что в свою очередь приводит к
уменьшению эффективности выполнения артикуляционных
упражнений. Предлагаю вашему вниманию пособие, которое повысят
эффективность работы по данному направлению.
Пособие состоит из 6-х занимательных персонажей – жираф
Жора, змея Зина, кошка Маша, Ам-Ням, медведь Бурый и медведь
Белый . Это мягкие, вязанные крючком игрушки, идею я взяла у
Светланы Цветковой, мастер - класс по которому вязались персонажи:
кошка Маша, Ам-Ням, медведь Бурый и медведь Белый. Персонажи:
кошка Маша, Ам-Ням, медведь Бурый и медведь Белый, состоят из 2-х
частей – это игрушка и язычок, который надевается на руку. Эти
персонажи позволяют показывать правильное положение языка при
выполнении упражнений артикуляционной гимнастики с помощью
языка-варежки, одетой на руку логопеда. «Язык» надеваю на руку,
просовываю руку сзади отверстие через рот персонажа и показываю
упражнения с пояснениями о положении языка с помощью
соответствующих действий своей руки.
Пособия: змея Зоя и жираф Жора связаны по типу варежки,
надевается на руку. Большой палец помещается в нижней челюсти, а
остальные – в голове собаки.
Данные персонажи предназначены для проведения
артикуляционной гимнастики с детьми. Они помогают детям
правильно выполнять упражнения.
С помощью персонажей детям демонстрируются упражнения
артикуляционной гимнастики, закрепляется правильное выполнение
заданий.
С помощью персонажей дети с легкостью выполняют
артикуляционные упражнения. В дальнейшем дети сами рассказывают
и показывают артикуляционные упражнения.
«Артикуляционная гимнастика»
Цель: развивать артикуляционного аппарат ребенка.
Описание: ребенку предлагается рассмотреть картинки упражнений
артикуляционной гимнастики и выполнить их. Упражнения
подбираются на отрабатываемый звук.
Разнообразить занятия помогут различные вязанные игрушки,
игрушки, связанные с выполнением артикуляционных упражнений.
Я предлагаю свои вязанные игрушки, которые помогут
превратить артикуляционную гимнастику в игру. А если
упражнения подаются в форме игры, ребенок будет заниматься с
удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков, так как игра –
самое интересное, что есть в жизни малышей.
Использование вязанных игрушек позволяет не только
развивать артикуляционную моторику, но и расширять словарный
запас (ребенок вспоминает названия животных, фигур, цветов,
сказочных героев, а также тренировать зрительное восприятие, мелкую
моторику, внимание, навык счета).
Красочность, занимательность данных игрушек вызывает интерес
и эмоциональную отдачу.
Вязанная артикуляционная гимнастика!
16 самых важных упражнений:
1. Слоник.
Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
Слоненок
В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.
Описание:
Вытягивание сомкнутых губ вперед
Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не
может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно пропеть
вместе с ребенком звук У.
2.Хомяк.
Рыжий Хомка-хомячок
Настоящий толстячок!
За щекой зерно хранит,
Пожуёт и снова спит.
Описание: Надуть обе щеки, сдуть щеки.
3.Заборчик.
Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.
Описание:
Улыбнуться, с напряжением так,
чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.
Удерживать губы в таком положении под счёт от 1
до 5-10.
4.Иголочка.
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Описание:
Открыть рот, язык высунуть как можно
дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в
таком положении под счёт от 1 до 5-10.
5. Лошадка.
Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
Описание:
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть
рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком
языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает
копытами). «Остановить лошадку»: сомкнуть губы и
достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и
слышен характерный звук:"тпру-у."
6.Парус.
Пришел сегодня я к реке,
Парус у меня в руке.
Пускай в страну чудес плывет
Друзьям привет передает
Описание:
Держать язык за верхними зубами.
7.Грибок.
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка,
Шляпа на макушке.
Описание:
улыбнуться, широко открыть рот,
присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была
натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком
положении 5-10 секунд.
8.Лопатка.
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.
Описание:
Рот открыт, широкий расслабленный язык
лежит на нижней губе.
9. Качели.
На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.
Описание:
Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за
верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
10. Чистим зубки.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Описание:
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны
"почистить" поочередно нижние и верхние зубы.
11. Конфетка.
Эти вкусные конфетки
Просто обожают детки:
Сунул за' щеку – соси
И с собой везде носи!
Описание: Рот закрыт. Язык поочередно упирается в
правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении
по 3-5 секунд.
12.Бублик.
Покажи, какие бублики, баранки
Испекли для мишки обезьянки
Бублик мы изобразили –
Плавно губы округлили.
Их теперь нельзя смыкать,
«Бублик» надо удержать.
Описание: Губы округлены и чуть выдвинуты
вперед.
Зубы сомкнуты.
13.Чашечкак.
Чашечка
Будешь пить с друзьями чай
Ты из чашки новой.
Эту чашку показать
Ты сейчас пробуй!
Чашечка
Ободок у языка – тонкая полоска,
Вверх его мы загибаем-
Чашечку мы получаем.
Описание: Улыбнуться, широко открыть рот ,
высунуть широкий язык и придать ему форму
"чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)
14. Варенье.
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот и
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю
губу и спрятать в рот.
15. Часики.
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
Описание:
Рот широко раскрыть. Язык медленно
горизонтально передвигать из стороны в сторону,
тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять
положение языка 4 – 6 раз.
16. Барабан.
В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
Барабанщик
Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,
Барабанщик барабанит, д-д, д-д-д,
Бей, руками помогай, д-д, д-д-д,
Ритм ногами отбивай, д-д, д-д-д,
Учись играть на барабане, д-д, д-д-
Твой язык послушным станет, д-д,
Язык, кверху поднимайся, д-д, д-д-
Смотри — с ритма не сбивайся, д,.
Описание: Улыбнуться , открыть рот,
кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ..."