Автор: Ольга Анатольевна Дмитриева
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 443
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Кинезиотерапия как один из уникальных методов нейропсихологии в логопедической практике с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 443
МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 443
Серия: здоровьесберегающие технологии
Кинезиотерапия как универсальный метод
нейропсихологии в логопедической работе с детьми
старшего дошкольного возраста
Подготовила:
учитель-логопед
Дмитриева Ольга Анатольевна
высшая
квалификационная
категория
г.Екатеринбург, 2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном мире нейропсихология активно внедряется в
психолого-коррекционную службу в сфере образования. И это не случайно,
количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается
год от года. И это не значит, что с ребенком что-то не так, ребенок может
здоров и физически и умственно, просто его мозг, который еще развивается
(т.е. некоторые структуры головного мозга еще «недоформированы»), не
справляется с нагрузкой. Чтобы помочь ребенку справиться с трудностями,
нам, специалистам необходимо знание нейропсихологии.
Что такое нейропсихология?
Нейропсихология – это наука о взаимодействии высших психических
процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого
полушария). Иными словами, нейропсихология детского возраста изучает
развитие высших психических функций. Для нейропсихологии характерен
структурно функциональный подход к изучению психических процессов.
Нейропсихология
относительно
молодая
область
научного
знания,
официально она заявила о себе в середине XIX столетия, а точнее со времен
2-ой мировой войны. Ее признанный создатель отечественный ученый
Александр
Романович
Лурия,
имеет
двойное
неврологическое
и психологическое
образование
сумел
соединить
наиболее
важные
положения этих дисциплин в одно целое, результатом чего явилась
нейропсихология.
Он
разработал
теорию
системной
локализации
психических
процессов
являющуюся
теоретической
основой
нейропсихологии.
Что изучает нейропсихология?
Нейропсихология изучает: · психологическую структуру, мозговую
организацию неречевых ВПФ (различные виды неречевого гнозиса и
праксиса) и речевой функции; · нарушение речевой и других ВПФ, их
диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы в процессе
развития, и в период зрелости; · нарушения речевой и других ВПФ в
зависимости от поражения мозга.
Каково значение нейропсихологии для логопедии?
Нейропсихология позволяет понять мозговые механизмы различных
нарушений
развития,
анализировать
структуру
дефекта
пострадавших
функций, понять структуру вторичных и первичных симптомов, для
понимания компенсаторных перестроек и выборов методов, направленного
воздействия.
Нейропсихологическое понятие речевой функции.
Речь — это высшая психическая функция, которая является основным
средством выражения мысли. Речь представляет собой очень сложную
психическую деятельность, имеющею различные виды и формы. В задачи
нейропсихологии входят исследования различных форм патологии речи,
возникающих при локальных поражениях головного мозга. Ни одна форма
психической деятельности не формируется и не реализуется без прямого или
косвенного участия речи. В рамках созданной А.Р.Лурии нейропсихологии,
речевая
функция
рассматривается,
как
с
точки
зрения
ее
психологической особенности, так и мозговой организации. Подчеркивается
сложная структура речи – это гностический и праксический и смысловой.
Гностические и праксические функции в структуре речевой функции, А.Р.
Лурия расценил, как базисные над которыми надстраивается в течении жизни
смысловой уровень речевой деятельности, связанный с пользованием
средствами
языка
–
словами,
фразами,
построенными
по
правилам
грамматики.
Речь, как и любая другая ВПФ осуществляется при участии трех
основных блоков головного мозга:
1. Энергетический блок.
2. Блок приема, переработки и хранения информации.
3. Блок программирования, регуляции и контроля.
Для правильного развития речи и других ВПФ очень важна
согласованная работа всех трех блоков, а также согласованная работа левого
и правого полушарий. Иначе при недостаточном развитии одного из них у
ребенка могут возникать трудности в обучении, в том числе в освоения
письменной речи.
Если недостаточно развит 1 блок, отвечающий за активацию мозга, то
ребенок будет быстро утомляться, их энергетического ресурса хватает
ненадолго, хотя такие дети могут быть очень сообразительные. Для
обеспечения
тонуса
требуется
обеспечить
кислородом
мозг,
усилить
кровоток. Справиться с этим помогут дыхательные упражнения и приемы
массажа и двигательная коррекция.
Недостаточная сформированность 2 блока приводит к проблемам с
памятью и трудностью написания (например, зеркальное отображение букв).
Кроме того, 2 блок мозга обеспечивает фонематическое восприятие,
необходимое для правильного различения звуков и букв.
При недостаточном развитии 3 блока ребенок не может себя
контролировать. Не может действовать по образцу.
Коррекционно-развивающаяся
работа,
имеющая
нейропсихологическую направленность, имеет 3 направления:
1. Формирование базовых основ предпосылок познавательных функций.
2. Ориентированная на развитие и коррекцию познавательных функций.
3. На развитие и становление межполушарных взаимодействий.
Только согласованная работа полушарных систем мозга формирует
полноценную
работу
психики
человека.
Если
межполушарное
взаимодействие не сформировано у ребенка происходит неправильная
обработка информации, что в дальнейшем ведет к сложности в обучении.
Одним из универсальных методов развития межполушарного
взаимодействия является наука – кинезиология.
Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей,
психического и физического здоровья через использование определенных
двигательных упражнений.
Кинезиологические упражнения - это комплекс движений,
позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, развивать
мозолистое тело. Они улучшают мыслительную деятельность ребенка,
синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению памяти и
внимания. Упражнения надо выполнять ежедневно, продолжительность
занятия зависит от возраста. Упражнения можно выполнять в любом
порядке.
В логопедии используются следующие направления кинезиотерапии:
Логопедическая ритмика.
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Дыхательные упражнения.
Различные тренажёры.
Корригирующие позы.
Кинезиотерапия решает следующие задачи:
Оздоровительные
• Укрепление костно-мышечного аппарата.
• Развитие дыхания.
• Развитие моторной функции.
• Развитие речедвигательной системы.
Образовательные
• Развитие пространственных представлений.
• Совершенствование ловкости.
• Развитие координация движений.
Воспитательные
• Умственное воспитание.
• Нравственное воспитание.
• Эстетическое воспитание.
• Трудовое воспитание.
Коррекционные
• Развитие речевой функциональной системы.
• Развитие неречевых психических процессов.
Исходя из многообразия направлений использования кинезиотерапии в
логопедии
и
клинических
проявлений
общего
недоразвития
речи,
Г.А.Волкова описала важнейшие направления работы:
• Развитие темпа, ритма, дыхания.
• Развитие подвижности артикуляционных органов.
• Развитие фонематического восприятия.
• Коррекция речевых нарушений.
Для результативности логопедической работы необходимо учитывать
определенные условия:
• Упражнения необходимо проводить ежедневно.
• Занятия проводятся утром.
• Занятия проводятся ежедневно, без пропусков.
• Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
• Точное выполнение движений и приемов.
• Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
• Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.
• Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
Все упражнения целесообразно проводить с использованием
музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает
определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность
выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Кинезиологические упражнения
«Крюки».
Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать
информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют
использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и
переключить внимание. Повторить 8–10 раз.
Исходное положение: можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестите
лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг
к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так,
чтобы локти были направлены вниз.
« Кулак - ребро - ладонь».
Это упражнение улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует
работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость
внимания, активизирует процессы письма и чтения.
Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три
положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак
ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала
правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество
повторений 8-10 раз.
«Лезгинка».
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак
разверните
пальцами
к
себе.
Правой
рукой
прямой
ладонью
в
горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого
одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.
Добивайтесь высокой скорости смены положений.
«Гимн мозга»
Балансирует всю систему «интеллект-тело», стимулирует и восстанавливает
нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляет наружные
глазные мышцы, снимает напряжение после работы на компьютере, снимает
напряжение и боль в спине.
Исходное положение: стоя. Встаньте в расслабленную позу. Колени слегка
согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперёд,
как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмёрку», начиная от центра зрительного
поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следятза движением
кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трёх до пяти раз
левой
рукой,
прижатой
к
левому
уху,
и
столько
же
раз
правой
рукой,прижатой к правому уху.
Глазодвигательные
упражнения
позволяют
расширить
поле
зрения,
улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения
языка и глаз развивают межполушарное взаимодействие и повышают
энергетику организма.
Двуручные упражнения: «Волшебные обводилки» и зеркальное рисование
способствуют
развитию
межполушарного
взаимодействия
и
пространственного мышления.
Растяжки
нормализуют
гипертонус
(неконтролируемое
чрезмерное
мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения
улучшают ритмику организма, развивают
самоконтроль и произвольность. При выполнении телесных движений
развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные
непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для релаксации и массаж
способствуют расслаблению,
снятия напряжений. Человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для
закрепления мысли необходимо движение.
И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением.
Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся
физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании
карандашом по столу и др.