Автор: Сологубова Екатерина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ЦВР Советского района г. Брянска"
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: статья
Тема: Заметки о развитии речи детей на занятиях по математике
Раздел: дошкольное образование
На всех занятиях - по математике, окружающему миру, эстетическим дисциплинам –
педагогу необходимо обращать внимание на собственную и детскую речь. На занятиях по обучению
грамоте и развитию речи детская речь формируется— создается, актуализируется, обогащается ее
словарный запас. На занятиях по другим учебным предметам происходит закрепление и пополнение
словаря детей специальными терминами. Для арифметики, например, таким специальным словарем
является словарь терминов и слов, обозначающих частично пространственные и временные и
главным образом количественные отношения между предметами.
К арифметическим терминам в период дошкольного обучения относятся такие слова, как
число, цифра, десяток, единица, прибавить, отнять, разделить на равные части, получится,
однозначный и двузначный, меры длины и веса: метр, сантиметр, килограмм, литр и некоторые
другие. На занятиях практикуются и входят в речь детей наречия, предлоги, числительные,
прилагательные и глаголы: потом, еще, сначала, слева, справа, правый, левый, верхний, нижний,
первый..., до или перед, за или после, между, столько же, поровну, больше на..., меньше на..., по
одному, каждый по и все вместе, уменьшить, увеличить, отсчитать, присчитать, узнать, знать,
известно, спрашивается и т. д. Роль математических (арифметических) терминов в обогащении
словаря заключается не только в том, что на этих уроках дети узнают новые слова, но и в том, что
уже знакомые им слова, употребляемые в процессе счета и при решении задач, обогащаются в их
сознании новым содержанием.
Дети знают довольно большое количество названий предметов из собственного жизненного
опыта, но опыт этот связан большей частью с действием, принадлежностью или внешним видом
предмета: морковка вкусная, большая, морковка выросла, зайчик бежит, шишка висит на дереве, я
нашел шишку, моя машинка и пр. Теперь эти же слова связываются со счетом, предметы осознаются
с новой, числовой стороны: у меня два карандаша, а у брата три, на плакате нарисовано четыре
зайца, пять бабочек и т. д. Слова употребляются в иной ситуации, в связи с числами,
воспринимаются и используются иначе.
Чем разнообразнее материал для счета и темы, изучаемые на занятиях - тем словарная работа
продуктивнее, тем большее количество слов, обогащенных новыми значениями, появится в активном
словаре детей. Разнообразие материала для счета и ситуаций для задач также помогает детям легче
улавливать то общее, что присуще всем этим разнообразным предметам: понятие числа, логику
числового ряда как систему количеств. Слова, составляющие житейское понятие о предметах, и
слова, обозначающие числа, взаимообогащаются, что служит дополнению и уточнению картины
мира. Чем разнообразнее содержание задач - тем выше качество выработки навыка их решения, тем
лучше усваивается понятие арифметического действия.
При решении задач дети упражняются в употреблении слов, уже известных им, в новой, ренее
незнакомой ситуации: эти слова включаются теперь в содержание задачи, для которой характерным
является наблюдение за количественным изменением группы предметов в результате
последовательных действий с ними (было 2 яблока — одно сорвали; купили 3 тетради, потом еще 2;
у Коли 2 яблока, а у Маши 4, их сложили в одну корзину и т. д.). Решая и составляя задачи, учащиеся
не могут поэтому обойтись без слов, обозначающих последовательность действий - наречий
(сначала, потом, еще и др.) и разнообразных глаголов (было, стало, срубили, купили, съели и пр.), а
также имён существительных, обозначающих не только объект, но и субъект действия. Составление
задач, следовательно, дает детям много возможностей для развития речи, если преподаватель следит
за её правильностью: исправляет ударения, заменяет неудачное выражение другим (например,
построили дом, вместо «сделали»), следит за порядком слов в предложении и их согласованием,
точностью употребления терминов (разумеется, она приходит постепенно, и тут педагогу особенно
важно не путаться в терминах самому – а с теми же терминами «число» и «цифра», увы, такое
случается).
Решая задачи, дети употребляют давно знакомые им слова было, стало, осталось, получится,
будет и пр. – но в новой ситуации и ином значении. Характерной чертой словаря русского языка
является многозначность слов. Раскрывая новые значения знакомых детям слов, мы помогаем им
овладевать богатством родного языка. До обучения дети употребляли формы глагола «быть» в речи
чаще всего в качестве связки при обозначении прошедшего и будущего времени в составном
сказуемом: было весело, я буду слушаться, зайчик был маленький и т. д., реже - для обозначения
наступления или совершения какого-нибудь события, например: скоро будет зима, вчера было
воскресенье и т. д. В обоих случаях слова было и будет являлись малозначащими словами, в
сознании ребенка основное значение высказываемой мысли переносилось на слова, имевшие
предметное значение. То же можно сказать и про слово «стало», служившее связкой (стану большим)
или близкое по смыслу со словом стоять. Слово «получится» обычно почти неактивно в словаре
ребенка, а слово «останется» употреблялось большей частью в связи с представлением одиночества:
останешься один; все уйдут, а ты останешься. При решении задачи эти слова осмысливаются по-
новому. Решая задачи, дети говорят: «К двум яблокам прибавить ещё одно, получится три яблока».
Иногда вместо получится дети говорят будет или останется. Таким образом, слова «было», «стало» и
пр. при решении задач становятся значимыми и приобретают смысл наличия какого-то количества
предметов, их увеличения и уменьшения.
Решая и составляя задачи, дети упражняются в употреблении разнообразных глаголов,
обозначающих действия, которых в речи дошкольников значительно меньше, чем существительных.
Обогащение речи детей глаголами имеет важное значение для формирования в их языке простого
предложения со сказуемым, выраженным глаголом в личной форме. Таким образом, словарная
работа в процессе обучения дошкольников математике заключается не только в требовании
грамматически правильной речи, ее значение глубже. Словарная работа идет по двум
взаимосвязанным направлениям: это обогащение значения слов из жизненного опыта детей и работа
над терминами.
Связная речь обучающихся – очень важная область работы в дошкольном обучении. Прежде
всего необходимо работать над полным, не односложным, обоснованным ответом ученика на вопрос
с использованием терминологии. Приучая детей к таким ответам, педагог вырабатывает точность
речи. Чрезвычайно важное значение в развитии речи приобретает работа над пересказом в связи с
решением задач. Повторяя прослушанную задачу, дети упражняются в запоминании и пересказе
описанной в ней ситуации, составляя задачи по картинке – в описании. Если повторение задачи
важно для выработки навыка пересказа, то составление задач детьми способствует развитию
самостоятельной связной речи, ведь придумываемая детьми задача — это маленькое сочинение на
заданную тему. Составление детьми задач важно для выработки сжатой формы изложения ситуации,
умения отбросить при рассказе лишнее. Во всех классах и на всех уроках возникает необходимость
запоминать изложенное учителем и воспроизводить его с возможной точностью, формулировать
развернутый аргументированный ответ на вопросы, так что эти навыки очень пригодятся детям в их
школьном будущем.