Напоминание

Формирование навыков читательской грамотности на каждом уроке: текст как элементарная единица учебного процесса"


Автор: Юлия Яковлевна Помазкина
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СШ "Земля родная"
Населённый пункт: Новый Уренгой
Наименование материала: Формирование навыков XXI века
Тема: Формирование навыков читательской грамотности на каждом уроке: текст как элементарная единица учебного процесса"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование навыков читательской грамотности на каждом уроке:

текст как элементарная единица учебного процесса

Тема очень актуальна на сегодняшний день. Главными вопросами, на

которые предстоит ответить – это «Зачем она нужна?», «Что должен знать

ученик?», «Что должен сделать учитель, чтобы научить?». Как правильно

превращать уже хорошо работающие задания в задания, которые будут

формировать навыки ФГ и в частности читательской грамотности в учебном

процессе.

Начну с того, что покажу, как видит среднестатистический учащийся

задания на формирование ФГ.

«Це написано мовою, що дуже наградуэ рiдну»

Мы можем прочитать и, быть может, даже понять написанное, но не

полностью. Дословно это звучит так: «Это написано на языке, который очень

напоминает родной». В такой же ситуации оказываются учащиеся, когда

получают задания по ФГ, которые написаны на их родном языке, они их

даже могут читать, но … не понятно. Мы должны научить их читать такие

задания. Читать не для того, чтобы не понять и отложИть, а запомнить и

знать, чтобы применить знания, когда это потребуется.

Международные исследования в области образования год за годом

подтверждают, что российские учащиеся сильны в области предметных

знаний, но у них возникают трудности в применении предметных знаний в

ситуациях, приближенных к жизненным реальностям.

В связи с этим, одной из задач для профессионального сообщества

становится

разработка

национального

инструментария

и

технологии,

которые будут

способствовать формированию

и

оценке способности

применять полученные в процессе обучения знания для решения различных

учебных и практических задач, то есть формированию ФГ.

Главной

задачей

является

разработка

на

основе

системно-

деятельностного подхода системы знаний учащихся 5-9 классов.Эта система

заданий

будет

способствовать

обновлению

учебных

и

методических

материалов с учетом системы переориентации системы образования на новые

результаты, связанные с «навыками 21 века», то есть ФГ-тью учащихся и

развитии позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения

учащихся в различных ситуациях.

Система заданий разрабатывается с учетом подходов и инструментария

международного исследования PISA целью которого является оценка уровня

сформированности ФГ.

Вместе с тем, мы должны понимать, что задания на формирование

навыков функциональной грамотности – это не новые задания, это задания,

которые позволяют определить насколько способен учащийся вступать в

отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться в ней и

функционировать.

В качестве основных составляющих ФГ выделены 6 компетенций,

одной из которых является ЧГ.

ЧГявляется

важнейшим

направлением

ФГ,

в

котором

проявляется

способность

человека

понимать,

использовать,

оценивать

тексты.

Размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих

целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной

жизни.

Эти задания выходят за пределы учебных ситуаций, они не похожи на

те задачи, в которых приобретались и отрабатывались знания и умения в

традиционном задании.

Получая задание такого формата, учащийся сталкивается с тем, что

знает, как правильно его выполнить, но как применить свое знание в жизни

он не понимает. Отсюда вопросы: Зачем мне это нужно? Где мне это

пригодится? – ответ прост - в жизни!

Тогда возникают споры, кто должен обучать смысловому чтению?

Задания по ЧГ объединены в тематические блоки, которые составляют

основу инструментария. Блок заданий включает в себя описание реальной

ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов

и заданий, относящихся к этой ситуации. Их последовательное выполнение

способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются

в описанную историю (ситуацию) и приобретают как новые, так и

функциональные навыки.

Ситуации, приведенные в задании, могут быть близкими к личному

миру учащихся, связаны с профессиональной деятельностью, повседневной

жизнью местного общества, проблемами окружающей среды, ситуации,

связанные с наукой.



В раздел образования