Автор: Хайбуллова Чулпан Иршатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Малоцильнинский детский сад
Населённый пункт: РТ Дрожжановский район,село Малая Цильна
Наименование материала: Публикация
Тема: Преемственность в работе детского сада как условия успешной адаптации детей к школьному образованию.
Раздел: дошкольное образование
Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом
рассматривается на современном этапе как одно из условий
непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его
готовности самостоятельно добывать и применять знания.
Преемственность — объективная необходимая связь между новым
и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается
как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как
согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей,
задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и
обучения) на каждой ступени образования.
Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и
сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между
новым и старым как основа поступательного развития. Осуществление
преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется
созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве
школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в
школе и дальнейшей жизни.
Проблема взаимодействия детского сада и школы является одной из
актуальных
за
последние
годы.
Одним
из
важных
направлений
сотрудничества является взаимосвязь некоторых специалистов, работающих
с детьми, в данном случае педагогов-психологов.
Это особенно важно для обеспечения успешной адаптации дошкольников
коррекционных дошкольных учреждений к условиям массовой школы.
Опираясь на опыт работы в коррекционном детском саду для детей с ЗПР,
можно условно выделить четыре группы дошкольников-выпускников:
1.
Дети,
готовые
к
школьному
обучению
по
всем
параметрам
(уровень
личностной,
интеллектуальной,
социально-психологической готовности
к
школьному обучению соответствуют возрастной норме)
2.
Дети,
интеллектуальное
развитие
которых
находится
в
пределах
возрастной
нормы,
однако,
особенности
развития
эмоционально-волевой,
личностной
сферы
могут
оказать
неблагоприятное
влияние
на
учебный
процесс.
К
этой
группе
можно
отнести
детей
с
синдромом
дефицита
внимания
и
гиперактивностью,
слабым
самоконтролем,
соматически
ослабленных.
3.
Дети,
интеллектуальное
развитие
которых
не
позволяет
обучаться
в
массовой школе.
4. Дети, имеющие выраженные стойкие нарушения психического здоровья
при относительно нормативных показателях интеллектуального развития.
Первые две группы детей поступают в общеобразовательные школы. Вторую
группу детей можно условно назвать «группой риска» по возникновению
школьной дезадаптации.
Дошкольники данной категории нуждаются в психологической поддержке с
первого
дня
посещения
школы.
Однако,
чаще
всего,
они
попадают
к
психологу
с
выраженными
признаками
школьной
дезадаптации.
Это
происходит по нескольким причинам. Во-первых, родители предпочитают не
рассказывать о проблемах своих детей, надеятся, что в школе все будет иначе.
Во-вторых, невозможно определить некоторые особенности развития ребенка
при
первичной
диагностике.
Некоторые
нарушения
требуют
длительного
системного
динамического
наблюдения.
Поэтому школьный психолог, как
правило,
узнает
о
существующих
проблемах
ребенка
от
учителя
по
истечении определенного времени. К наиболее распространенным жалобам
можно отнести следующие: не может высидеть урок, отвлекается, играет на
уроках, не усваивает материал на последнем уроке и т.д. В этом случае
упущено
драгоценное
время
–
у
ребенка вырабатывается
определенный
стереотип неконструктивного поведения (демонстративность, агрессивность
как способ защиты). Коррекция таких проявлений – трудоемкий процесс.
Родители меняют школу, обвиняют в своих трудностях педагога, а проблема
остается.
Дошкольники с задержкой психического развития – особая категория
детей. Многие из них продолжают нуждаться в помощи психолога и после
окончания
дет ского
с ада.
Таким
детям
свойственна
н и з к а я
работоспособность, низкий уровень произвольности психических процессов,
слабый
самоконтроль,
отсутствие
учебного
мотива
деятельности,
несформированность
отношения
к
себе
как
к
школьнику,
эмоциональная
нестабильность. Данные особенности развития у некоторых детей можно
наблюдать
и
в
семилетнем
возрасте,
и
старше.
Вышеперечисленные
проявления,
без
сомнения,
затрудняют
процесс
школьного
обучения,
дестабилизируют процесс адаптации в целом. Работа психолога с таким
ребенком должна начинаться с начала учебного года и может включать в себя
подробное диагностическое обследование, наблюдение за ребенком во время
уроков, коррекционно-развивающие занятия, консультирование родителей и
учителей.
Зачастую педагоги
начальных
классов
не
понимают
причин
поведения
своих
учеников.
Школьный
психолог
может
подсказать
конкретные
способы
решения
проблемы
(посадить
за
первую
парту,
включить
в
урок
несколько
физкультминуток,
хвалить
ребенка,
давать
короткие четкие инструкции и т.д.) Психолог в данном случае обеспечивает
плавный переход ребенка из дошкольного учреждения в школу, оказывая
поддержку как ребенку и его семье, так и учителю.
Таким образом, взаимосвязь в работе педагогов-психологов
детского
сада
и
школы
является
существенным
фактором
успешной
адаптации дошкольников «группы риска» к условиям общеобразовательной
школы.
Формы взаимодействия:
- выступления на родительских собраниях
- проведение круглых столов, семинаров с участием специалистов и учителей
начальной школы
- взаимопосещения
- размещение стендовой информации
-проведение
диагностических
обследований
(методики,
направленные
на
определение готовности к школьному обучению, наблюдение в различных
видах деятельности)
Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности
как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования
сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные
личностные качества – те достижения, которые служат основой для
успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной
ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-
дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая
его потенциал. Такое понимание преемственности позволит реализовать
непрерывность в развитии и образовании детей.
Таким образом, в качестве основополагающего в настоящее время
рассматривается принцип сопровождения ребёнка на всех этапах
дошкольного и школьного детства.