Напоминание

Преемственность в работе детского сада как условия успешной адаптации детей к школьному образованию.


Автор: Хайбуллова Чулпан Иршатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Малоцильнинский детский сад
Населённый пункт: РТ Дрожжановский район,село Малая Цильна
Наименование материала: Публикация
Тема: Преемственность в работе детского сада как условия успешной адаптации детей к школьному образованию.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом

рассматривается на современном этапе как одно из условий

непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его

готовности самостоятельно добывать и применять знания.

Преемственность — объективная необходимая связь между новым

и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается

как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как

согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей,

задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и

обучения) на каждой ступени образования.

Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и

сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между

новым и старым как основа поступательного развития. Осуществление

преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется

созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве

школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в

школе и дальнейшей жизни.

Проблема взаимодействия детского сада и школы является одной из

актуальных

за

последние

годы.

Одним

из

важных

направлений

сотрудничества является взаимосвязь некоторых специалистов, работающих

с детьми, в данном случае педагогов-психологов.

Это особенно важно для обеспечения успешной адаптации дошкольников

коррекционных дошкольных учреждений к условиям массовой школы.

Опираясь на опыт работы в коррекционном детском саду для детей с ЗПР,

можно условно выделить четыре группы дошкольников-выпускников:

1.

Дети,

готовые

к

школьному

обучению

по

всем

параметрам

(уровень

личностной,

интеллектуальной,

социально-психологической готовности

к

школьному обучению соответствуют возрастной норме)

2.

Дети,

интеллектуальное

развитие

которых

находится

в

пределах

возрастной

нормы,

однако,

особенности

развития

эмоционально-волевой,

личностной

сферы

могут

оказать

неблагоприятное

влияние

на

учебный

процесс.

К

этой

группе

можно

отнести

детей

с

синдромом

дефицита

внимания

и

гиперактивностью,

слабым

самоконтролем,

соматически

ослабленных.

3.

Дети,

интеллектуальное

развитие

которых

не

позволяет

обучаться

в

массовой школе.

4. Дети, имеющие выраженные стойкие нарушения психического здоровья

при относительно нормативных показателях интеллектуального развития.

Первые две группы детей поступают в общеобразовательные школы. Вторую

группу детей можно условно назвать «группой риска» по возникновению

школьной дезадаптации.

Дошкольники данной категории нуждаются в психологической поддержке с

первого

дня

посещения

школы.

Однако,

чаще

всего,

они

попадают

к

психологу

с

выраженными

признаками

школьной

дезадаптации.

Это

происходит по нескольким причинам. Во-первых, родители предпочитают не

рассказывать о проблемах своих детей, надеятся, что в школе все будет иначе.

Во-вторых, невозможно определить некоторые особенности развития ребенка

при

первичной

диагностике.

Некоторые

нарушения

требуют

длительного

системного

динамического

наблюдения.

Поэтому школьный психолог, как

правило,

узнает

о

существующих

проблемах

ребенка

от

учителя

по

истечении определенного времени. К наиболее распространенным жалобам

можно отнести следующие: не может высидеть урок, отвлекается, играет на

уроках, не усваивает материал на последнем уроке и т.д. В этом случае

упущено

драгоценное

время

у

ребенка вырабатывается

определенный

стереотип неконструктивного поведения (демонстративность, агрессивность

как способ защиты). Коррекция таких проявлений – трудоемкий процесс.

Родители меняют школу, обвиняют в своих трудностях педагога, а проблема

остается.

Дошкольники с задержкой психического развития – особая категория

детей. Многие из них продолжают нуждаться в помощи психолога и после

окончания

дет ского

с ада.

Таким

детям

свойственна

н и з к а я

работоспособность, низкий уровень произвольности психических процессов,

слабый

самоконтроль,

отсутствие

учебного

мотива

деятельности,

несформированность

отношения

к

себе

как

к

школьнику,

эмоциональная

нестабильность. Данные особенности развития у некоторых детей можно

наблюдать

и

в

семилетнем

возрасте,

и

старше.

Вышеперечисленные

проявления,

без

сомнения,

затрудняют

процесс

школьного

обучения,

дестабилизируют процесс адаптации в целом. Работа психолога с таким

ребенком должна начинаться с начала учебного года и может включать в себя

подробное диагностическое обследование, наблюдение за ребенком во время

уроков, коррекционно-развивающие занятия, консультирование родителей и

учителей.

Зачастую педагоги

начальных

классов

не

понимают

причин

поведения

своих

учеников.

Школьный

психолог

может

подсказать

конкретные

способы

решения

проблемы

(посадить

за

первую

парту,

включить

в

урок

несколько

физкультминуток,

хвалить

ребенка,

давать

короткие четкие инструкции и т.д.) Психолог в данном случае обеспечивает

плавный переход ребенка из дошкольного учреждения в школу, оказывая

поддержку как ребенку и его семье, так и учителю.

Таким образом, взаимосвязь в работе педагогов-психологов

детского

сада

и

школы

является

существенным

фактором

успешной

адаптации дошкольников «группы риска» к условиям общеобразовательной

школы.

Формы взаимодействия:

- выступления на родительских собраниях

- проведение круглых столов, семинаров с участием специалистов и учителей

начальной школы

- взаимопосещения

- размещение стендовой информации

-проведение

диагностических

обследований

(методики,

направленные

на

определение готовности к школьному обучению, наблюдение в различных

видах деятельности)

Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности

как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования

сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные

личностные качества – те достижения, которые служат основой для

успешного обучения в школе. В то же время школа как преемник дошкольной

ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-

дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая

его потенциал. Такое понимание преемственности позволит реализовать

непрерывность в развитии и образовании детей.

Таким образом, в качестве основополагающего в настоящее время

рассматривается принцип сопровождения ребёнка на всех этапах

дошкольного и школьного детства.



В раздел образования