Автор: Колосова Людмила Аркадьевна
Должность: Воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ, д/с №1, с/п "Лесовичок"
Населённый пункт: город Озёрск Челябинской области
Наименование материала: Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: ФЭМП
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по познавательному развитию (формирование
элементарных математических представлений) для детей старшего
дошкольного возраста 5-6 лет.
Подготовила Колосова Людмила Аркадьевна
Программное содержание:
1.
Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц;
2.
Закреплять навыки порядкового счета, представление о геометрических фигурах;
3.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны, углы
и середину (центр) листа;
4.
Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день
недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Интеграция детских видов деятельности:
Познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Планируемый результат:
Дети знают состав чисел 3 и 4 из единиц; хорошо знают геометрические фигуры круг и
треугольник; ориентируются на листе бумаги; знают дни недели.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал: наборное полотно (магнитная доска), круги желтого цвета(4шт.),
круги: красный, желтый, зеленый, синий; поле из игры «Путаница», игрушки.
Раздаточный материал: двухполосные карточки, треугольники красного цвета (по 4шт.);
треугольники: синий, красный, зеленый и желтый (по одному на каждого ребенка).
Ход НОД:
1.
Мотивационный этап:
отгадывание загадки.
Воспитатель загадывает детям загадку:
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Круг)
2.
Содержательный этап:
упражнения в счете, в составлении чисел 3 и 4 из единиц.
Воспитатель располагает три желтых круга в верхнем ряду и задает детям вопросы:
- Какие фигуры в верхнем ряду? (Круги.)
- Сколько кругов в верхнем ряду? (Три.)
-Какого цвета круги в верхнем ряду? (3 круга желтого цвета.)
- Что нужно сделать, чтобы получилось 4 круга? (Добавить еще один круг.)
- Сколько всего желтых кружков стало на верхней полоске? (Четыре.)
Воспитатель предлагает одному ребенку поставить на нижнюю полоску 4 круга разного цвета.
- Посмотрите на нижний ряд. Сколько всего кругов в нижнем ряду? (Четыре.)
- Какого они цвета? (Красный, синий, зеленый, желтый.)
- Сколько кругов красного цвета в этой группе? (Один.)
- сколько кругов синего цвета в этой группе? (Один.)
- Сколько кругов зеленого цвета в этой группе? (Один.)
- Сколько кругов желтого цвета в этой группе? (Один.)
- По скольку кругов каждого цвета в этой группе? (По одному.)
- Как мы получили 4 круга разного цвета? (Мы поставили один красный круг, добавили к нему
еще один синий круг, затем еще один зеленый круг и еще один желтый круг.)
- Число 4 состоит из: 1, 1, 1 и 1.
- Сколько вы возьмете кругов разного цвета, если я назову число 4? (Четыре.)
Работа с раздаточным материалом.
Далее воспитатель предлагает детям выложить треугольники одного цвета на верхнюю
полоску, разного цвета – на нижнюю полоску.
- Какие фигуры на верхней полоске? (Треугольники.)
- Сколько треугольников на верхней полоске? (4.)
- Какого цвета 4 треугольника на верхней полоске? (Красного.)
- Сколько треугольников на нижней полоске? (4.)
- Какого цвета треугольники на нижней полоске? (Разного цвета.)
- Сколько треугольников синего цвета на нижней полоске? (Один.)
- Сколько треугольников желтого цвета на нижней полоске? (Один.)
- Сколько треугольников красного цвета на нижней полоске? (Один.)
- Сколько треугольников зеленого цвета на нижней полоске? (Один.)
- Как составлено число 4? (Это 1, 1, 1 и 1.)
Подвижная игра «Неделя, стройся»
Воспитатель предлагает детям поиграть и выбирает 7 человек – это «дни недели».
Дети строятся в ряд и пересчитываются по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед
и говорит: «Я – понедельник. Кто следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я –
вторник. Какой день следующий?» и т. д. По сигналу воспитателя «Разойдись!» «дни недели»
разбегаются по группе. По сигналу воспитателя «Неделька, соберись (стройся)!» вновь встают
в том же порядке.
«Дни недели» отвечают на вопросы воспитателя: «Какой день идет после вторника? Какой
день стоит между пятницей и воскресеньем? На котором по счету месте от начала недели
стоит четверг?» Какой день на третьем месте от начала недели?». И т. д. Также дети могут
выполнять движения: «Четверг, сделай четыре шага вперед, среда – три раза подпрыгни» и т.
д. Затем дети меняются, кто не играл.
Дидактическая игра «Найди место»
Воспитатель располагает на ковре поле от игры «Путаница» обратной белой стороной (в виде
прямоугольника). Детям предлагается задание – расположить игрушки согласно инструкции
педагога. Например, мяч положить в левом верхнем углу, машинку – в центре (середине),
мишку – в правом нижнем углу и т. п.
3.
Рефлексивный этап:
Подведение итога НОД.
Воспитатель говорит:
- Наше занятие заканчивается. С чем вы сегодня познакомились?
- Что узнали нового? (Состав числа 4.)
- Что повторили? (Дни недели.)
- Какое задание было для вас самым трудным? Почему?
- Какое задание больше всего понравилось? Почему?
- Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?
- Что нам нужно будет сделать в следующий раз?
- Что вы расскажите родителям о нашем сегодняшнем занятии?
Воспитатель оценивает каждого ребенка, хвалит за выполненные задания.
- Ваня, ты молодец, первый отгадал загадку и хорошо справился с последним заданием.
- Катюша четко и правильно отвечала на вопросы.
- Мне было очень приятно видеть, как Настя и Никита договорились сами, кто каким «днем
недели» будет.
- Яна замечательно выполнила задание с треугольниками.
- Все ребята – молодцы. Арсений, будь повнимательней в следующий раз.
- Наше занятие закончено. Всем спасибо.