Автор: Опарина Лидия Карловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №40 г. Астрахань
Населённый пункт: Астраханская область г. Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста
Авторы: Воспитатель, магистрант ДО-15 Опарина Лидия Карловна
Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс.
Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а
в
том,
чтобы
надлежащим
образом
их
направлять.
Эмоции
не
поддаются
произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от
изменяющихся
в
процессе
деятельности
человека
его
отношений
к
окружающему.
Эмоции
играют
важную
роль
в
жизни
детей,
помогая
воспринимать
действительность
и
реагировать
на
нее.
Эмоции
ребенка
–
это
послание
окружающим о его состоянии.
Проявляясь в поведении, эмоции информируют
взрослого о том, что ребенку нравится, что сердит, что огорчает.
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на
протяжении детства сложный путь развития.
Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что
объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены,
обижены,
рассержены
или
не
удовлетворены,
они
начинают
кричать
и
безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им
полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.
В
дошкольном
возрасте
происходит освоение
социальных
форм
выражения
эмоций.
Благодаря
речевому
развитию
эмоции
дошкольников
становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка,
его психического и физического самочувствия.
Эмоциональная
система
детей
дошкольного
возраста
еще
незрелая,
поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные
эмоциональные
реакции,
поведенческие
нарушения,
которые
являются
следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все
эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно
выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у детей в
дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с
запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у
мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже
умеет
быть
сдержанным
и
может
скрыть страх,
агрессию
и
слезы.
Но
это
происходит в том случае, когда это очень и очень надо, при этом, находясь
долгое
время
в
состоянии
обиды,
злости
или
подавленности,
ребенок
испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для
психического и физического здоровья.
Опыт
эмоционального
отношения
к
миру,
обретаемый
в
дошкольном
возрасте,
по
мнению
психологов,
является
весьма
прочным
и
принимает
характер установки.
Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный
опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки
в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для
организации
педагогической
работы
по
эмоциональному
развитию
детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и
искоренять
эмоции,
а
в
том,
чтобы
надлежащим
образом
их
направлять.
Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным
букварем,
учить
пользоваться
языком
эмоций
для
выражения
собственных
чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей,
анализировать причины различных настроений.
Факторы, влияющие на развитие эмоций и чувств у дошкольников:
Общение ребенка со
сверстниками.
Специально
организованная
деятельность.
Игры,
насыщенные
переживаниями.
Окружающая
природная
действительность.
Искусство
Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно
помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них
детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не
оценивать – это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя
требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно
ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того,
задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы
косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка.
Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – это
появление
способности
управлять
чувствами,
то
есть
произвольность
поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются
мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои
поступки.
У
детей
лучше,
чем
у
взрослых,
развита
интуитивная
способность
улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого
значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное
время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.
Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции
ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера
по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.
Если
начать
развивать
эмоциональную
сферу
в
детстве,
развивать
и
тренировать
способности
предвидеть,
брать
на
себя
ответственность
и
руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего
согласия и совершенства в управлении самим собой.
В целях эмоционального развития детей дошкольного возраста, широко
применяются различные игры и упражнения:
- для осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных
реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции
(«зеркало», «музыка и эмоции», «испорченный телефон», «мое настроение» и
т.д.);
- эмоциональные зарисовки («этюды») направленные на развитие у детей
способности
понимать,
осознавать
свои
и
чужие
эмоции,
правильно
их
выражать, полноценно переживать («Новая кукла», «Баба-Яга», «Горький чай»,
«Один дома» и т.д.);
-
для
формирования
умения
расслабляться,
что
позволяет
устранить
беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает
запас энергии («Ласковые ладошки», «Чудесный сон котенка», «На полянке» и
т.д.).
Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха,
зависимости
ребенка
от
мира
взрослых,
представляет
собой
единственное
место,
где
ребенок
получает
возможность
свободного
самовыражения,
исследования, изучения собственных чувств и переживаний. По-настоящему
игра
осуществляется
только
тогда,
когда
ее
содержание
дано
в
острой
содержательной
форме.
Взаимосвязь
между
игрой
и
эмоциональным
состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование
игровой
деятельности
влияет
на
возникновение
и
развитие
эмоций;
а
сформировавшиеся
эмоции
влияют
на
развитие
игры.
Эти
закономерности
проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития
игровой деятельности.
Грамотная подача материала, управление процессом игры или упражнения,
последующий
анализ
проведенных
мероприятий
педагогом,
поддержка
и
понимание со стороны семьи ребенка – залог гармоничного и полноценного
эмоционального развития детей дошкольного возраста.
Следует
заметить,
что
преобладание
отрицательных
эмоций
в
жизни
ребенка дошкольного возраста может вести к так называемому эмоциональному
неблагополучию.
Под
эмоциональным
неблагополучием
понимается
отрицательное самочувствие ребенка.
Наиболее
острые
и
устойчивые
отрицательные
эмоции
ребенок
испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно
родителей, воспитателя и сверстников.
Поэтому, для сглаживания отрицательных моментов в жизни ребенка, так
важно,
чтоб
он
мог
правильно
оценить
их,
осознать
свое
эмоциональное
состояние и понимать какие эмоции могут помочь ему справиться с проблемами
и препятствиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.,1979.
2.
Валон
Анри
Психологическое
развитие
ребенка. «Просвещение»
Москва 1967
3.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.:
Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.
4.
Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лямина/. –М.,
1984.
5.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.,1986.