Напоминание

"Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста"


Автор: Опарина Лидия Карловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №40 г. Астрахань
Населённый пункт: Астраханская область г. Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

Авторы: Воспитатель, магистрант ДО-15 Опарина Лидия Карловна

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс.

Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а

в

том,

чтобы

надлежащим

образом

их

направлять.

Эмоции

не

поддаются

произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от

изменяющихся

в

процессе

деятельности

человека

его

отношений

к

окружающему.

Эмоции

играют

важную

роль

в

жизни

детей,

помогая

воспринимать

действительность

и

реагировать

на

нее.

Эмоции

ребенка

это

послание

окружающим о его состоянии.

Проявляясь в поведении, эмоции информируют

взрослого о том, что ребенку нравится, что сердит, что огорчает.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на

протяжении детства сложный путь развития.

Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что

объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены,

обижены,

рассержены

или

не

удовлетворены,

они

начинают

кричать

и

безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им

полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

В

дошкольном

возрасте

происходит освоение

социальных

форм

выражения

эмоций.

Благодаря

речевому

развитию

эмоции

дошкольников

становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка,

его психического и физического самочувствия.

Эмоциональная

система

детей

дошкольного

возраста

еще

незрелая,

поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные

эмоциональные

реакции,

поведенческие

нарушения,

которые

являются

следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все

эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно

выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у детей в

дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с

запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у

мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже

умеет

быть

сдержанным

и

может

скрыть страх,

агрессию

и

слезы.

Но

это

происходит в том случае, когда это очень и очень надо, при этом, находясь

долгое

время

в

состоянии

обиды,

злости

или

подавленности,

ребенок

испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для

психического и физического здоровья.

Опыт

эмоционального

отношения

к

миру,

обретаемый

в

дошкольном

возрасте,

по

мнению

психологов,

является

весьма

прочным

и

принимает

характер установки.

Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный

опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки

в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для

организации

педагогической

работы

по

эмоциональному

развитию

детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и

искоренять

эмоции,

а

в

том,

чтобы

надлежащим

образом

их

направлять.

Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным

букварем,

учить

пользоваться

языком

эмоций

для

выражения

собственных

чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей,

анализировать причины различных настроений.

Факторы, влияющие на развитие эмоций и чувств у дошкольников:

Общение ребенка со

сверстниками.

Специально

организованная

деятельность.

Игры,

насыщенные

переживаниями.

Окружающая

природная

действительность.

Искусство

Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно

помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них

детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не

оценивать – это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя

требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно

ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того,

задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы

косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка.

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – это

появление

способности

управлять

чувствами,

то

есть

произвольность

поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются

мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои

поступки.

У

детей

лучше,

чем

у

взрослых,

развита

интуитивная

способность

улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого

значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодатное

время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.

Для сопереживания и умения проявлять адекватные реакции на чужие эмоции

ребенку нужен опыт совместного проживания своих эмоций и эмоций партнера

по общению при различных по характеру эмоциональных воздействиях.

Если

начать

развивать

эмоциональную

сферу

в

детстве,

развивать

и

тренировать

способности

предвидеть,

брать

на

себя

ответственность

и

руководить своими действиями, то в зрелом возрасте можно достичь большего

согласия и совершенства в управлении самим собой.

В целях эмоционального развития детей дошкольного возраста, широко

применяются различные игры и упражнения:

- для осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных

реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции

(«зеркало», «музыка и эмоции», «испорченный телефон», «мое настроение» и

т.д.);

- эмоциональные зарисовки («этюды») направленные на развитие у детей

способности

понимать,

осознавать

свои

и

чужие

эмоции,

правильно

их

выражать, полноценно переживать («Новая кукла», «Баба-Яга», «Горький чай»,

«Один дома» и т.д.);

-

для

формирования

умения

расслабляться,

что

позволяет

устранить

беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает

запас энергии («Ласковые ладошки», «Чудесный сон котенка», «На полянке» и

т.д.).

Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха,

зависимости

ребенка

от

мира

взрослых,

представляет

собой

единственное

место,

где

ребенок

получает

возможность

свободного

самовыражения,

исследования, изучения собственных чувств и переживаний. По-настоящему

игра

осуществляется

только

тогда,

когда

ее

содержание

дано

в

острой

содержательной

форме.

Взаимосвязь

между

игрой

и

эмоциональным

состоянием детей выступает в двух планах: становление и совершенствование

игровой

деятельности

влияет

на

возникновение

и

развитие

эмоций;

а

сформировавшиеся

эмоции

влияют

на

развитие

игры.

Эти

закономерности

проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития

игровой деятельности.

Грамотная подача материала, управление процессом игры или упражнения,

последующий

анализ

проведенных

мероприятий

педагогом,

поддержка

и

понимание со стороны семьи ребенка – залог гармоничного и полноценного

эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Следует

заметить,

что

преобладание

отрицательных

эмоций

в

жизни

ребенка дошкольного возраста может вести к так называемому эмоциональному

неблагополучию.

Под

эмоциональным

неблагополучием

понимается

отрицательное самочувствие ребенка.

Наиболее

острые

и

устойчивые

отрицательные

эмоции

ребенок

испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно

родителей, воспитателя и сверстников.

Поэтому, для сглаживания отрицательных моментов в жизни ребенка, так

важно,

чтоб

он

мог

правильно

оценить

их,

осознать

свое

эмоциональное

состояние и понимать какие эмоции могут помочь ему справиться с проблемами

и препятствиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.,1979.

2.

Валон

Анри

Психологическое

развитие

ребенка. «Просвещение»

Москва 1967

3.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.:

Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.

4.

Воспитание детей в старшей группе детского сада /Сост.: Г.М. Лямина/. –М.,

1984.

5.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М.,1986.



В раздел образования