Автор: Джатиева Альбина Христофоровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №52
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: статья
Тема: Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя
Раздел: дошкольное образование
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя
Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о
здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский.
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным
периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте
более
интенсивно
развиваются
различные
способности,
формируются
нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном
возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и
развития физических качеств, необходимых для эффективного участия
ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь,
создает условия для активного и направленного формирования и развития
психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
[3.с.199]
Что же такое здоровье? По словарю С.И. Ожегова это «Правильная,
нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации
Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие
болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и
социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует
рассматривать в широком социальном аспекте.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает,
что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей
снизилось
и
увеличилось
количество
детей,
имеющих
хронические
заболевания. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не
менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к
категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного
1
возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного
аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный
тонус, слабость мышц брюшного пресса. У 20-30% детей старшего
дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. Около 50%
детей
нуждаются
в
психокоррекции
и
характеризуются
серьезным
психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети,
начиная
с
дошкольного
возраста,
страдают
дефицитом
движений
и
сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу
объективных причин: у детей практически нет возможности играть в
подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно
увлекаются интеллектуальным развитием своих детей - компьютерные игры,
посещение разнообразных кружков, забывая о подвижных играх.
Приведенные
данные
наглядно
указывают
на
социально-
педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками
дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с
оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует
социальному запросу общества.
Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить
ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения,
навыки,
воспитав
определенные
привычки.
Но
может
ли
каждый
профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный
человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья
своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов
на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного
учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании –
технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного
дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения
2
здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей,
педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья
воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как
совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его,
позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи
здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с
оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и
помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры
здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей
ДОУ и валеологическому просвещению родителей.[4.с.79]
Выделяют три группы технологий:
- технологии сохранения и стимулирования здоровья,
- технологии обучения здоровому образу жизни,
- коррекционные технологии.
Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий
имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе
здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка
стойкую
мотивацию
на
здоровый
образ
жизни,
полноценное
и
неосложненное развитие
.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в
системе дошкольного образования,отражают две линии оздоровительно-
развивающей работы:
- приобщение детей к физической культуре
- использование развивающих форм оздоровительной работы.
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на
укрепление
здоровья
как
самостоятельно
культивируемой
ценности,
необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система
3
надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении
всего дошкольного детства.[2.с.132]
Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического
состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической
культуры
людей,
уровня
развития
здравоохранения
и
образования,
социально-экономической и экологической ситуации в стране. Проблема
здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и
политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так
как
оно
определяет
будущее
страны,
генофонд
нации,
научный
и
экономический потенциал общества.[1.с.95]
Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей
формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в
человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а
реализация программы развития зависит от множества факторов, основной
задачей
«педагогики
здоровья»
является
целостное
формирование
потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации
на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания,
создание программы обучения здоровью.
Подготовка
к
здоровому
образу
жизни
ребенка
на
основе
здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением
в
деятельности
каждого
образовательного
учреждения
для
детей
дошкольного возраста. Только здоровый ребенок может быть успешен в
процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в
обучении.
4
Список литературы
1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-
ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое
пособие – М.; Сфера, 2008.
3. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.:
АПКиПРО, 2003.
4. Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому
образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4.
5