Напоминание

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя


Автор: Джатиева Альбина Христофоровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №52
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: статья
Тема: Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя
Раздел: дошкольное образование





Назад




Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя

Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о

здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным

периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте

более

интенсивно

развиваются

различные

способности,

формируются

нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном

возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и

развития физических качеств, необходимых для эффективного участия

ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь,

создает условия для активного и направленного формирования и развития

психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.

[3.с.199]

Что же такое здоровье? По словарю С.И. Ожегова это «Правильная,

нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации

Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие

болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и

социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует

рассматривать в широком социальном аспекте.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает,

что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей

снизилось

и

увеличилось

количество

детей,

имеющих

хронические

заболевания. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не

менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20-27% детей относится к

категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного

1

возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного

аппарата - нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный

тонус, слабость мышц брюшного пресса. У 20-30% детей старшего

дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. Около 50%

детей

нуждаются

в

психокоррекции

и

характеризуются

серьезным

психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети,

начиная

с

дошкольного

возраста,

страдают

дефицитом

движений

и

сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу

объективных причин: у детей практически нет возможности играть в

подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно

увлекаются интеллектуальным развитием своих детей - компьютерные игры,

посещение разнообразных кружков, забывая о подвижных играх.

Приведенные

данные

наглядно

указывают

на

социально-

педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками

дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с

оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует

социальному запросу общества.

Неоспоримо, что основная задача детского сада - подготовить

ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения,

навыки,

воспитав

определенные

привычки.

Но

может

ли

каждый

профессионально подготовленный педагог, просто взрослый ответственный

человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья

своих воспитанников, его прогрессирующему ухудшению? Одним из ответов

на этот вопрос и стала востребованность педагогами образовательного

учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий.

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании –

технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного

дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения

2

здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей,

педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья

воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как

совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,

знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его,

позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи

здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с

оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и

помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры

здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей

ДОУ и валеологическому просвещению родителей.[4.с.79]

Выделяют три группы технологий:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья,

- технологии обучения здоровому образу жизни,

- коррекционные технологии.

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий

имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе

здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка

стойкую

мотивацию

на

здоровый

образ

жизни,

полноценное

и

неосложненное развитие

.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в

системе дошкольного образования,отражают две линии оздоровительно-

развивающей работы:

- приобщение детей к физической культуре

- использование развивающих форм оздоровительной работы.

Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на

укрепление

здоровья

как

самостоятельно

культивируемой

ценности,

необходим комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, система

3

надежных средств коррекции психофизического развития на протяжении

всего дошкольного детства.[2.с.132]

Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического

состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической

культуры

людей,

уровня

развития

здравоохранения

и

образования,

социально-экономической и экологической ситуации в стране. Проблема

здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и

политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно сложна, так

как

оно

определяет

будущее

страны,

генофонд

нации,

научный

и

экономический потенциал общества.[1.с.95]

Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей

формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в

человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а

реализация программы развития зависит от множества факторов, основной

задачей

«педагогики

здоровья»

является

целостное

формирование

потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации

на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания,

создание программы обучения здоровью.

Подготовка

к

здоровому

образу

жизни

ребенка

на

основе

здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением

в

деятельности

каждого

образовательного

учреждения

для

детей

дошкольного возраста. Только здоровый ребенок может быть успешен в

процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в

обучении.

4

Список литературы

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-

ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое

пособие – М.; Сфера, 2008.

3. Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.:

АПКиПРО, 2003.

4. Шарманова С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому

образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4.

5



В раздел образования