Автор: Смоловая Оксана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №22"
Населённый пункт: Ростов Ярославсуая область
Наименование материала: Логопедический проект "По дороге к азбуке"
Тема: : Развитие речи и познавательных способностей детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями
Раздел: дошкольное образование
Логопедический проект "По дороге к азбуке"
Визитка проекта
Тема проекта:
«Буквы русского языка »
Творческое
название:
«По дороге к Азбуке»
Типология
проекта:
Познавательно - творческий
Категория
Дети 6 -7 лет,
Продолжительность
Краткосрочный
участников:
педагоги и
родители
проекта
Образовательные
области
Социально- коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Физическое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Обучающие
цели:
Систематизировать, расширить и обобщить знания детей о
буквах русского алфавита.
Закрепить знания детей о буквах и их графическом изображении.
Развивающие
цели:
Развивать творческое воображение, память, мышление.
Развивать фонематический слух и восприятие.
Развивать звукобуквенный анализ.
Развивать интерес и способность к чтению.
Воспитательные
цели:
Повышать заинтересованность родителей в результатах
образовательной и воспитательной работы с детьми.
Активизировать педагогический потенциал родителей.
Основополагающи
й вопрос:
Что такое Азбука?
Проблемный
вопрос:
Хотели бы вы сделать Азбуку сами?
Частные вопросы
Темы исследований
(в рамках учебной темы)
Важна ли для нас Азбука?»
Опрос: «Есть ли Азбука дома?»,
составление диаграммы по результатам опроса.
Презентация «Азбука - малышка»
Какая азбука была у твоих
родителей?
Мини доклады детей о «Мамина (папина)
Азбука. Презентация «История Азбуки»
Можно ли самим изготовить
Азбуку?
Презентация «Один день из жизни маленькой
буквы»
Изготовление Букв.
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в
начальной школе. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести
целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте.
К участию в проекте были приглашены дети старшей группы «Лучик» МАДОУ д/с «Березка», их родители и
педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на два года обучения.
Детско-родительский проект «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ» нацелен на решение задач по предупреждению дисграфии
и дислексии, открывает ребенку путь в первоначальное обучение грамоте. Готовность ребенка к обучению грамоте
складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым
характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв
и умение соотносить звук с буквой.
Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной
деятельности, работоспособности, нравственно- волевых и эстетических качеств личности.
Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру
поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает
раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и
родителей.
Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать
его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.
В ходе реализации проекта мы увидим:
творческое взаимодействие детей и родителей направленное на общее развитие дошкольников;
психологическую готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем владение его возможностей,
талантов;
закрепление знаний о буквах;
формирование и совершенствование звуковой стороны речи.
Совместная работа учителя- логопеда, родителей и детей создает
благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценному личностному
развитию.
Вид проекта: творческий
Цель:
Развитие
речи
и
познавательных
способностей
детей
средствами
совместного
творческого
взаимодействия с родителями.
Задачи:
- Развивать творческое воображение, память, мышление.
- Развивать фонематический слух и восприятие.
- Развивать звукобуквенный анализ.
- Развивать интерес и способность к чтению.
- Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников.
- Развивать коммуникативные способности.
- Закреплять знания о буквах.
- Повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной
и воспитательной работы с детьми.
- Активизировать педагогический потенциал родителей.
Предполагаемый результат.
Проект:
- Разовьет познавательную активность детей, интерес к знаниям, любознательность;
- позволит закрепить представления детей о фонетической стороне слова;
- разовьет различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь;
- поможет раскрыть творческие способности детей;
- разовьет коммуникативные навыки, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству,
взаимопомощи;
- повысит интерес родителей к образовательной работе в ДОУ;
Этапы проекта
1 этап. Подготовительный.
Выявление проблемы. Определение цели и задач.
Организация работы над проектом.
2 этап. Основной.
Практическая деятельность по решению проблем.
3 этап. Заключительный.
Презентация мини- музея «Моя любимая буква».
Логопедический досуг для детей и родителей «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ».
Участники проекта:
- дети старшего дошкольного возраста;
- учитель-логопед;
- воспитатели групп;
- родители;
- музыкальный руководитель;
Формы работы:
- занятия: лепка, рисование, ручной труд, познавательное развитие, подготовка к обучению грамоте, музыкальное.
- экскурсии (библиотека, школа)
- игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.
- конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы», конкурс мини-
музеев в ДОУ.
- речевые праздники.
- презентация мини-музея «Моя любимая буква»
- работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН.
Схема реализации проекта «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ» через разные виды деятельности
Разделы
программы
Виды детской деятельности
Игровая деятельность
1.
Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы»
2.
Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери
и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Звукоедик»,
«Упрямые звуковички», «Живая модель», «Исправь букву»,
«Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики», система
упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина «Пальчиковая
азбука».
Речь и речевое развитие
1.
Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква»,
«Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву».
2.
Сочинение стихотворений, загадок о буквах.
3.
Сотворчество детей и родителей по теме проекта.
Художественная
литература
1.
Чтение: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить
букву «р»; В. Крупин «Первый букварь»; В. Драгунский
«Заколдованная буква».
2.
Заучивание стихотворений: С. Михалков «Лесная академия»; В.
Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»;
С. Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б. Заходер «Песенка-
азбука».
3.
Загадки на тему: «Чтение, письмо»
Изобразительная
деятельность
1. Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку»,
2. Оформление выставок: «Ну-ка буквы, встаньте в
ряд!», «Такая разная «Азбука»
3. Лепка из соленого теста на тему: «Буквы твоего
имени».
4. Аппликация на тему: «Надела буква праздничный
наряд».
5. Сотворчество детей с родителями по теме
проекта.
Учебная деятельность
1.
Познавательные занятия.
2.
Подготовка к обучению грамоте.
3.
Цикл занятий по компьютерным программам: «Уроки азбуки»,
«Баба-Яга учится читать».
4.
Беседа: «Об истории азбук и букварей».
5.
Экскурсии: «Путешествие в книжное царство»
«Скоро в школу мы пойдем!»
6.
Создание альбомов «От звука к слову»
7.
Цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм для
детей «Уроки тетушки Совы», «Азбука-малышка».
Музыка
1.
Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая - шуточная).
Проведение праздника «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»
Взаимодействие с
1.
Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе»
родителями
2.
Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея «Моя
любимая буква»
3.
Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Здравствуй,
буква!»
4.
Семинары практикумы по темам: «Все о городе звуков», «Играем
– фонематический слух развиваем», «Готовим ребенка к школе»,
«Подготовка руки ребенка к письму», «Во что играют наши
дети».
5.
Консультации по темам: «Учите, играя», «Что и как читать
ребенку»
6.
Презентация мини-музея «Моя любимая буква»
7.
Участие в логопедическом досуге «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ».
Заключение.
Результаты работы над проектом показали:
- у детей расширился словарный запас;
- сформировались фонематические процессы, т.е. дети научились слышать и различать, дифференцировать звуки
родного языка,
- научились ориентироваться в звукобуквенном составе слов с различной слоговой конструкцией, работать со схемами
слов и разрезной азбукой;
- развился интерес и способность к чтению,
В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что данный вид деятельности объединяет не только детей и
педагогов дошкольного учреждения общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, но и родителей. Родители чаще
стали интересоваться успехами своих детей, предлагать свою помощь. Они превратились из пассивных наблюдателей в
активных участников воспитательно-образовательного процесса.
Индивидуальные книжки - малышки
Выставка поделок «Моя любимая буква»
Конкурс «Надела буква праздничный наряд»
Центр Библиотеки
Пишем буквы пальчиками
Развиваем моторику, запоминаем, рассуждаем
Играем и запоминаем буквы
Лепим буквы сами
Учувствуем в беседе