Напоминание

: Развитие речи и познавательных способностей детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями


Автор: Смоловая Оксана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №22"
Населённый пункт: Ростов Ярославсуая область
Наименование материала: Логопедический проект "По дороге к азбуке"
Тема: : Развитие речи и познавательных способностей детей средствами совместного творческого взаимодействия с родителями
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедический проект "По дороге к азбуке"

Визитка проекта

Тема проекта:

«Буквы русского языка »

Творческое

название:

«По дороге к Азбуке»

Типология

проекта:

Познавательно - творческий

Категория

Дети 6 -7 лет,

Продолжительность

Краткосрочный

участников:

педагоги и

родители

проекта

Образовательные

области

Социально- коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Обучающие

цели:

Систематизировать, расширить и обобщить знания детей о

буквах русского алфавита.

Закрепить знания детей о буквах и их графическом изображении.

Развивающие

цели:

Развивать творческое воображение, память, мышление.

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать звукобуквенный анализ.

Развивать интерес и способность к чтению.

Воспитательные

цели:

Повышать заинтересованность родителей в результатах

образовательной и воспитательной работы с детьми.

Активизировать педагогический потенциал родителей.

Основополагающи

й вопрос:

Что такое Азбука?

Проблемный

вопрос:

Хотели бы вы сделать Азбуку сами?

Частные вопросы

Темы исследований

(в рамках учебной темы)

Важна ли для нас Азбука?»

Опрос: «Есть ли Азбука дома?»,

составление диаграммы по результатам опроса.

Презентация «Азбука - малышка»

Какая азбука была у твоих

родителей?

Мини доклады детей о «Мамина (папина)

Азбука. Презентация «История Азбуки»

Можно ли самим изготовить

Азбуку?

Презентация «Один день из жизни маленькой

буквы»

Изготовление Букв.

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в

начальной школе. Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимо вести

целенаправленную работу по предупреждению ошибок чтения и письма в дошкольном возрасте.

К участию в проекте были приглашены дети старшей группы «Лучик» МАДОУ д/с «Березка», их родители и

педагоги дошкольного учреждения. Данный проект долгосрочный и рассчитан на два года обучения.

Детско-родительский проект «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ» нацелен на решение задач по предупреждению дисграфии

и дислексии, открывает ребенку путь в первоначальное обучение грамоте. Готовность ребенка к обучению грамоте

складывается из многих составляющих, среди которых первоначальное значение уделяется таким речевым

характеристикам как развитый речевой слух, четкая артикуляция звуков родного языка, знание зрительных образов букв

и умение соотносить звук с буквой.

Так же обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной

деятельности, работоспособности, нравственно- волевых и эстетических качеств личности.

Дошкольники- маленькие фантазеры и открыватели. Они творят мир вокруг. Их находки и открытия по характеру

поиска и проявления инициативы вполне соотносимы с творческими достижениями взрослых. Наш проект предполагает

раскрытие творческих возможностей и проявление инициативы и познавательной активности не только детей, но и

родителей.

Материал, представленный в проекте, имеет общеобразовательную направленность, что позволяет использовать

его при обучении детей, как с речевыми нарушениями, так и с нормальным речевым развитием.

В ходе реализации проекта мы увидим:

творческое взаимодействие детей и родителей направленное на общее развитие дошкольников;

психологическую готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем владение его возможностей,

талантов;

закрепление знаний о буквах;

формирование и совершенствование звуковой стороны речи.

Совместная работа учителя- логопеда, родителей и детей создает

благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценному личностному

развитию.

Вид проекта: творческий

Цель:

Развитие

речи

и

познавательных

способностей

детей

средствами

совместного

творческого

взаимодействия с родителями.

Задачи:

- Развивать творческое воображение, память, мышление.

- Развивать фонематический слух и восприятие.

- Развивать звукобуквенный анализ.

- Развивать интерес и способность к чтению.

- Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников.

- Развивать коммуникативные способности.

- Закреплять знания о буквах.

- Повышать заинтересованность родителей в результатах образовательной

и воспитательной работы с детьми.

- Активизировать педагогический потенциал родителей.

Предполагаемый результат.

Проект:

- Разовьет познавательную активность детей, интерес к знаниям, любознательность;

- позволит закрепить представления детей о фонетической стороне слова;

- разовьет различные стороны психической деятельности: внимание, мышление, память, речь;

- поможет раскрыть творческие способности детей;

- разовьет коммуникативные навыки, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству,

взаимопомощи;

- повысит интерес родителей к образовательной работе в ДОУ;

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный.

Выявление проблемы. Определение цели и задач.

Организация работы над проектом.

2 этап. Основной.

Практическая деятельность по решению проблем.

3 этап. Заключительный.

Презентация мини- музея «Моя любимая буква».

Логопедический досуг для детей и родителей «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ».

Участники проекта:

- дети старшего дошкольного возраста;

- учитель-логопед;

- воспитатели групп;

- родители;

- музыкальный руководитель;

Формы работы:

- занятия: лепка, рисование, ручной труд, познавательное развитие, подготовка к обучению грамоте, музыкальное.

- экскурсии (библиотека, школа)

- игры: словесные, сюжетно-ролевые, дидактические.

- конкурсы: семейный конкурс дизайнерского творчества «Здравствуй, буква!», «Умники и умницы», конкурс мини-

музеев в ДОУ.

- речевые праздники.

- презентация мини-музея «Моя любимая буква»

- работа с родителями: семинары-практикумы, консультации, анкетирование, КВН.

Схема реализации проекта «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ» через разные виды деятельности

Разделы

программы

Виды детской деятельности

Игровая деятельность

1.

Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», День рождения буквы»

2.

Дидактические игры: «Звонкий – глухой», «Игротека», «Подбери

и назови», «Звуковое лото», «Найди общий звук», «Звукоедик»,

«Упрямые звуковички», «Живая модель», «Исправь букву»,

«Звуковая цепочка», «Звуковые и слоговые кубики», система

упражнений Е.Н.Рыжанкова, В.А.Ракитина «Пальчиковая

азбука».

Речь и речевое развитие

1.

Составление рассказов на тему: «Моя любимая буква»,

«Путешествие в Звукоград, Буквоград», «Как мы делали букву».

2.

Сочинение стихотворений, загадок о буквах.

3.

Сотворчество детей и родителей по теме проекта.

Художественная

литература

1.

Чтение: Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить

букву «р»; В. Крупин «Первый букварь»; В. Драгунский

«Заколдованная буква».

2.

Заучивание стихотворений: С. Михалков «Лесная академия»; В.

Берестов «Читалочка», «Гласные тянутся к песенке звонкой…»;

С. Маршак «Ты эти буквы заучи…»; Б. Заходер «Песенка-

азбука».

3.

Загадки на тему: «Чтение, письмо»

Изобразительная

деятельность

1. Рисование на тему: «Путешествие в библиотеку»,

2. Оформление выставок: «Ну-ка буквы, встаньте в

ряд!», «Такая разная «Азбука»

3. Лепка из соленого теста на тему: «Буквы твоего

имени».

4. Аппликация на тему: «Надела буква праздничный

наряд».

5. Сотворчество детей с родителями по теме

проекта.

Учебная деятельность

1.

Познавательные занятия.

2.

Подготовка к обучению грамоте.

3.

Цикл занятий по компьютерным программам: «Уроки азбуки»,

«Баба-Яга учится читать».

4.

Беседа: «Об истории азбук и букварей».

5.

Экскурсии: «Путешествие в книжное царство»

«Скоро в школу мы пойдем!»

6.

Создание альбомов «От звука к слову»

7.

Цикл образовательных и развлекательных видеопрограмм для

детей «Уроки тетушки Совы», «Азбука-малышка».

Музыка

1.

Разучивание песен: «Азбука», «Урок» (игровая - шуточная).

Проведение праздника «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ»

Взаимодействие с

1.

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе»

родителями

2.

Сотворчество детей и родителей в оформлении мини-музея «Моя

любимая буква»

3.

Участие в конкурсе дизайнерского творчества «Здравствуй,

буква!»

4.

Семинары практикумы по темам: «Все о городе звуков», «Играем

– фонематический слух развиваем», «Готовим ребенка к школе»,

«Подготовка руки ребенка к письму», «Во что играют наши

дети».

5.

Консультации по темам: «Учите, играя», «Что и как читать

ребенку»

6.

Презентация мини-музея «Моя любимая буква»

7.

Участие в логопедическом досуге «ПО ДОРОГЕ К АЗБУКЕ».

Заключение.

Результаты работы над проектом показали:

- у детей расширился словарный запас;

- сформировались фонематические процессы, т.е. дети научились слышать и различать, дифференцировать звуки

родного языка,

- научились ориентироваться в звукобуквенном составе слов с различной слоговой конструкцией, работать со схемами

слов и разрезной азбукой;

- развился интерес и способность к чтению,

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что данный вид деятельности объединяет не только детей и

педагогов дошкольного учреждения общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, но и родителей. Родители чаще

стали интересоваться успехами своих детей, предлагать свою помощь. Они превратились из пассивных наблюдателей в

активных участников воспитательно-образовательного процесса.

Индивидуальные книжки - малышки

Выставка поделок «Моя любимая буква»

Конкурс «Надела буква праздничный наряд»

Центр Библиотеки

Пишем буквы пальчиками

Развиваем моторику, запоминаем, рассуждаем

Играем и запоминаем буквы

Лепим буквы сами

Учувствуем в беседе



В раздел образования