Автор: Распопова Ирина Владимировна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ имени А.А. Алябьева"
Населённый пункт: город Тобольск
Наименование материала: Открытый урок по классу скрипки
Тема: "Работа над основными штрихами со скрипачом в младших классах"
Раздел: дополнительное образование
Департамент по культуре и туризму Администрации города Тобольска
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств имени А.А. Алябьева» города Тобольска
Открытый урок по классу скрипки
«Работа над основными штрихами
со скрипачом в младших классах»
Подготовила и провела
Распопова Ирина Владимировна
Преподаватель отделения «Струнное»
Тобольск
2021
Открытый урок по классу скрипки
с учащимся 3 класса Кульмаметьевым Рияном
Тема урока: «Работа над основными штрихами со скрипачом в
младших классах»
Цель урока: Изучение новых знаний и первичное их закрепление
Форма проведения: индивидуальная
Тип урока: формирования умений и навыков
Вид урока: смешанный (беседа, практическая работа)
Задачи:
Образовательные:
Формировать навыки исполнения штрихов: деташе, легато,
комбинированных штрихов, мартле, сотийе в этюдах и пьесах
Закреплять основы гармонического слуха
Закрепление знаний и умений в работе над штрихами
Развивающие:
Развивать художественный вкус, музыкальный слух, память
Развивать устойчивый метро - ритм
Развивать навыки чистого интонирования и слухового контроля
Работа над развитием навыков исполнения штрихов на этюдах,
пьесах
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к классической музыке
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к искусству
Привлечение к концертной деятельности
Воспитание чувства чистого интонирования и слухового контроля
Методы обучения:
- наглядно-слуховой (показ с демонстрацией скрипичных приемов)
- действенный
- опрос, беседа
- словесный (объяснение, беседа, рассказ)
- индуктивный
- дедуктивный
- эмоционально - познавательный
- практический (работа на инструменте над исполнением штрихов)
Форма урока:
- урок систематизации и обобщения знаний
- формирование умений и навыков
- закрепление знаний
Продолжительность урока: 40 мин
Музыкальный материал урока:
К. Родионов Этюда № 29
Г. Гаммель Этюд № 30
А. Яньшинов «Комариный пир»
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний (поверка домашнего задания)
3. Постановка цели и задач урока
4. Основной этап
1. Начало урока – введение (определение понятия «штрихи»,
перечисление их и характеристика)
2. Основная часть урока
3. Заключительная часть урока
4. Домашнее задание
5. Итог урока. Выводы
Зрительный ряд:
Сборник этюдов 1-3 класс
Сборник Юный скрипач I выпуск
Оборудование:
Музыкальные инструменты – скрипки, смычки, фортепиано
Ход урока:
1. Организационный момент.
Подготовка учащегося к работе на занятии, организация в деловой
ритм. Сообщение темы, цели и задач урока.
Представляем вашему вниманию открытый урок по классу скрипки
с учащимся 3 класса Кульмаметьевым Рияном, преподаватель
Распопова И.В., концертмейстер Неруш О.Г.
Одной из задач детской музыкальной школы является
формирование и развитие у учащихся практических и творческих
музыкальных навыков в игре на скрипке. Занятия в классе скрипки
расширяют музыкальный кругозор, развивают гармонический слух,
чувство ритма, память, внимание, навыки чтения с листа, чистого
интонирования, творческие способности. Слушая классическую
музыку, дети начинают понимать, чем хорошая музыка отличается
от плохой. Благодаря занятиям музыки формируются такие черты
характера, как упорство, терпеливость, усидчивость,
внимательность, целеустремленность. Музыка учит чувственности,
восприимчивости, дисциплине и настойчивости.
Тема урока: «Работа над основными штрихами со скрипачом в
младших классах»
Задачи урока:
Формировать навыки исполнения штрихов: деташе, легато,
комбинированных штрихов, мартле, сотийе в этюдах и пьесах
Закреплять основы гармонического слуха
Закрепление знаний и умений в работе над штрихами
Развивать художественный вкус, музыкальный слух, память
Развивать устойчивый метро - ритм
Развивать навыки чистого интонирования и слухового контроля
Работа над развитием навыков исполнения штрихов на этюдах,
пьесах
Воспитывать интерес и любовь к классической музыке
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к искусству
Привлечение к концертной деятельности
Воспитание чувства чистого интонирования и слухового контроля
2. Основная часть урока.
Начинаем наш урок. Настройка инструмента.
Преподаватель - В музыке штрихи оказывают воздействие на стиль
произведения, динамику, характер движения, подчёркивают или
изменяют метр, влияют на тембр данного инструмента. Прежде,
чем приступить Риян к работе скажи, для чего существуют штрихи?
Ученик - Штрихи позволяют исполнять музыку выразительно,
разнообразно, передавая задуманный композитором образ.
Преподаватель - Верно. Штрихи можно разделить на три основные
группы: плавные, отрывистые и отскакивающие от струны
(«прыгающие»).
Преподаватель - К плавным штрихам относятся, как ты думаешь,
какие?
Ученик – Detache, Legato.
Преподаватель - На Гамме G-dur (соль мажор) сейчас нам покажешь
штрихи.
Этапы работы:
В начале урока ученик проигрывает гамму Соль мажор. Ещё раз
проигрывает гамму, уточняя аппликатуру. Идёт работа над
штрихами, руками, правильной аппликатурой, незаметной смены
смычка и распределением равномерной скорости его движения,
интонацией.
Ученик - Штрих Деташе – каждый звук исполняется отдельным
смычком.
Преподаватель - Штрих Detache – наиболее часто применяемый
штрих в музыкальных произведениях. Показ игры штриха Detache в
гамме.
Ученик - Легато – штрих, при котором одним движением смычка
извлекаются два или несколько звуков.
Преподаватель - Legato – обозначается лигой над нотами. Это
приём связного исполнения нескольких звуков на один смычок.
Главной задачей в работе над legato является распределение смычка
и переход от одного звука к другому плавным, почти незаметным.
Показ игры штриха legato в гамме.
Преподаватель – Сочетание деташе и легато образует
комбинированные штрихи, при которых важно распределение
скорости ведения смычка. Существуют акцентированные и
отрывистые штрихи: мартле, маркато, стаккато, спиккато.
Предлагаю познакомиться с новым штрихами martele, sautille.
Martele – отрывистый штрих, имеющий акцентированное начало и
последующее стремительное проведение смычка. Характер
звучания – острый, короткий. Обычно используется в музыке
маршеобразного, танцевального характера.
Martele исполняется в верхней половине смычка. Особенность
звучания штриха состоит в острой, акцентированной атаке звука и
паузы равной длительности исполнения ноты, то есть после
каждого звука следует пауза, равная половине общей длительности
звука. При игре следить за качеством звука и прослушиванием
паузы. Показ игры штриха Martele в гамме.
Sautille – штрих используется в стремительно полётных,
фантастических эпизодах. Исполняется в средней части смычка.
Важно правильно выбрать игровую точку смычка, чтобы во время
игры смычок не отрывался от струны. Полноценное овладение
штрихом возможно лишь в работе над музыкально-
художественным репертуаром. Показ игры штриха Sautille в гамме.
Закрепление штрихов на этюдах, пьесах.
К. Родионов Этюда № 29
Преподаватель - Прежде, чем нам начать работать с этюдом, нам
нужно понять в какой он тональности, да Риян? Как нам определить
тональность? Вспоминаем. По каким признакам мы определяем
тональность? По каким?
Первый признак. Покажи мне последнюю ноту в этюде, какая нота?
Ученик - Нота «ре».
Преподаватель - Мы смотрим всегда на последнюю ноту в
произведении, а потом смотрим на знаки при ключе, как они
называются?
Ученик - Ключевые знаки.
Преподаватель - Значит, у нас есть два признака. Первый это
последняя нота, а второй – это ключевые знаки. Итак, нота «ре» +
два диеза.
Преподаватель - Значит, в какой тональности написан этюд?
Ученик - В тональности «Ре мажор».
Преподаватель – Правильно, тональность «Ре мажор». Что мы
дальше можем сказать, размер 3/4 четверти и дирижируем, значит
на три доли.
Преподаватель - Риян скажи, какие длительности встречаются в
этюде?
Ученик - Восьмые.
Преподаватель - Верно.
Преподаватель – Вначале нам предлагают проучить этюд
штрихами. Мы покажем 1 и 2 вариант. Риян, проиграй этюд по 2
легато на смычок и следи за распределением смычка. Хорошо, ты
отлично справился, усложняем задачу. Надо сыграть четыре ноты
по 2 легато на смычок, последние две восьмые ноты деташе. Важно
следить за распределением смычка.
Задание к этюду – переходы смычка со струны на струну выполнять
кистью, не прекращая продвижения смычка. После этюд хорошо
проучить штрихом деташе, покажи, пожалуйста. При исполнении
короткого деташе в верхней половине смычка используется мягкое
кистевое движение. Молодец, ты справился с поставленной задачей.
Переходим ко второму этюду.
Г. Гаммель Этюд № 30.
Посмотрим внимательно на текст, что здесь интересного, какой
штрих?
Ученик – Штрих мартле.
Осуществляется совместный анализ. Риян называет тональность,
ключевые знаки, размер, какие длительности, штрихи, динамика,
фразировки в этом этюде. Сразу обсуждаются наиболее сложные
такты (6, 7,12, 13, 14, 15), где и как будет распределяться смычок,
как работать правым локтем. Начинается работа над штрихом по
тактам и фразам.
Риян успешно справляется с мартле, так как предварительно этот
штрих был проработан в гамме. Риян считает, что в этюде № 29
точнее распределять смычок на легато, в этюде № 30
играть мартле более стремительно и легко. Преподаватель с ним
соглашается.
Домашнее задание: нужно соединить все такты в единое целое по
фразам и предложениям, выполнять штрихи и соблюдать
распределение смычка.
3. Заключительная часть урока.
А. Яньшинов «Комариный пир». Преподаватель спрашивает Рияна,
как он справился с исполнением штриха сотийе? Риян
охарактеризовал музыку как весёлую и
задорную. Проанализировали тональность, ключевые знаки, размер,
штрих. Риян назвал количество музыкальных фраз и предложений,
их схожесть и различия. Пьеса написана штрихом сотийе, показал,
как работали и добивались штрих.
Учащийся играет тему в умеренном темпе по фразам штрихом
сотийе. Преподаватель напоминает о необходимости чистого
интонирования, слухового самоконтроля, исправления фальшивых
нот. Учащийся играет фрагмент пьесы целиком в темпе в
сопровождении концертмейстера. Текст закрепляется несколько
раз. Преподаватель хвалит Рияна за собранность, внимательность и
верное исполнение штриха сотийе в пьесе. Пьеса «Комариный пир»
исполняется в темпе в сопровождении концертмейстера.
4. Задание на дом.
При работе над штрихами следить за постановкой игрового
аппарата, играть плотным звуком, не забывать контролировать
чистоту интонирования. Работать над текстом по фразам, добиваясь
правильного распределения смычка. В произведении «Комариный
пир» есть несколько мест, над которыми следует поработать
отдельно. Нужно работать по частям, это помогает исправить
ошибки разного рода. Попытаться учесть свои замечания и
пожелания учителя по поводу исполнения штрихов. И помни, свою
игру суметь донести до слушателя, передать характер пьесы.
5. Итог занятия.
Педагог хвалит Рияна за сформированные хорошие навыки
исполнения штрихов, говорит, что с поставленными перед ним
задачами он успешно справился. Поясняет, что необходимо
продолжать работать над навыками качественного звукоизвлечения,
слухового контроля, интонирования.
6. Выводы.
Учащийся хорошо различает скрипичные штрихи, изучаемые в
начальных классах, умеет характеризовать их отличительные
особенности, успешно справляется с исполнением их в этюдах,
пьесах.
7. Заключительный этап.
Риян, мы хорошо с тобой сегодня поработали, показали
произведение, которое мы будем исполнять на академическом
концерте. Я считаю, что с поставленными целями и задачами мы
успешно справились.
Риян, спасибо за работу, а нашим гостям, спасибо за внимание.
Наш урок на этом закончен. Огромное всем спасибо. До
следующего занятия.
Список используемой литературы:
1. Ауэр, Л. «Моя школа игры на скрипке» - Москва, Музыка, 1965
2. Берлянчик, М. «Основы воспитания начинающего скрипача» - С.-
Петербург, 2000
3. В. Григорьев – Штрихи (из книги «Методика обучения игре на
скрипке»)
4. Мищенко, Г. «Методика обучения игре на скрипке» - С - Пб, 2009
5. С.Муратов – Словарь терминов смычковых штрихов
6. Флеш, К. «Искусство скрипичной игры» - М.: Музыка. 1964
7. Юный скрипач I выпуск - Москва, 1981