Напоминание

"Формирование духовных ценностей в личности дошкольника посредством использования музыкально- развивающих игр и фольклора "


Автор: Плохотникова Лариса Юрьевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад 505
Населённый пункт: Новосибирская область, г.Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование духовных ценностей в личности дошкольника посредством использования музыкально- развивающих игр и фольклора "
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование духовных ценностей в личности дошкольника

посредством использования музыкально-развивающих игр и

фольклора»

(статья для музыкальных руководителей)

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Плохотникова Л.Ю.,

МКДОУ Детский сад

№ 505 Кировского района,

г. Новосибирска

В

дошкольном

возрасте

закладываются

основы

социального

здоровья

умение

гармонично

взаимодействовать

с

собой

и

с

другими

людьми.

Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает

широкие

возможности

педагогическому

творчеству,

смелому

поиску

инновационных методов обучения и воспитания.

Знакомство с произведениями музыкального фольклора обогащает чувства

и

речь

малышей,

формирует

отношение

к

окружающему

миру,

играет

неоценимую роль во всестороннем развитии и воспитании личности.

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников

средствами музыкального фольклора - повернуться лицом к народной музыке,

начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия

у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и

навыки.

В

работах

многих

исследователей

(Ф.А.

Сохин,

О.С.

Ушакова,

А.Г.

Арушанова, Л.В. Кокуева, Л.Е. Стрельцова, Л.И. Мельникова, А.Н. Зимина,

Е.Г. Речицкая, О.Н. Грачева и др.) отмечается важность приобщения ребенка в

устному

народному

творчеству,

определяются

цели

и

задачи

знакомства

дошкольников

с

произведениями

фольклора,

разрабатываются

методы

и

приемы развития и воспитания детей на основе произведений фольклора.

Фольклор - действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни

ребенка, так как содержит множество ступеней педагогического воздействия

на

детей

с

учетом

их

возрастных

возможностей.

Детский

музыкальный

фольклор несёт в себе огромный воспитательный заряд. Вся ценность его

заключается в том, что с его помощью мы легко устанавливаем с ребёнком

(детьми) эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Первое знакомство

ребёнка с музыкальным фольклором начинается с малых фольклорных форм:

частушек, потешек, прибауток, считалок, приговорок, скороговорок, песенок -

небылиц, которые веками создавались народом в процессе труда на природе, в

быту - это пение колыбельных, игр с пестованием. И хотя они состоят из

нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако,

таят в себе немалые жанровые богатства.Целенаправленное и систематическое

использование музыкального фольклора в детском саду позволяет заложить

фундамент

психофизического

благополучия

ребенка,

определяющий

успешность его общего развития в дошкольный период детства.

Формирование

эстетических

чувств,

социальной

уверенности

является

приоритетным

в

нашем

дошкольном

учреждении.

Поэтому

музыкально-

развивающие

игры

и

музыкальный

фольклор

являются

важным

средством

воспитания дошкольников.

Пословицы, считалки, народные песни, колыбельные песни не потеряли своего

значения в наше время. В них выражены общечеловеческие идеи

гуманизма,

долга,

трудолюбия,

чести,

совести,

любовь

к

родному

краю,

доброжелательность, уважение к старшему возрасту и т.д.

Чтобы

ближе познакомить

детей

с

русским

народным

творчеством,

мы

используем

на каждом

занятии

развивающие

игры

и

присутствие

в

них

фольклора. Расширяем репертуар русских народных песен, хороводов, игр,

наполняем занятия

потешками,

прибаутками,

скороговорками,

изготовляем

необходимые костюмы, атрибуты.

Интересно

отметить,

что

русская

народная

песня

обладает

огромной

художественно-воспитательной ценностью: формирует воспитательный вкус

ребенка,

обогащает

речь

типично

народными

выражениями,

эпитетами,

поэтическими

оборотами

(зимушка-зима,

травушка-муравушка,

рассыплюся

яблонькой, Ванечка- дружок).

И хотя многие слова, встречающиеся в песнях, не знакомы детям и звучат

непривычно

(коромысел,

сенечки,

грать),

они

проявляют

интерес

к

содержанию,

быстро

запоминают

текст,

с

удовольствием

поют

песни

«Во

кузнице», «Как у бабушки козел», «Лапти», «Ну-ка, как Ваня–утеночек»,

«Частушки»

и

другие.

Эти

песенки

хороши

и

тем,

что

наши

дети

их

инсценируют.

Целый пласт песен подчеркивают традиции русского народа, его историческое

прошлое, элементы крестьянского труда находят отражение в детских песенках.

Многие забавы, игры мы используем как бы шуточное подражание трудовому

процессу взрослых. Например, песня «А мы просто сеяли».

В песне встречаются незнакомые детям слова, которые мы объясняем: землю

парить – давать ей отдохнуть, рушить просо-дробить, очищать зерно.

На музыкальных занятиях дети знакомятся и с движениями русской пляски.

Это хороводный, топающий, переменный шаг, шаг с притопом, распашонка,

ковырялочка, присядка и полуприсядка, «козлик».

После усвоения детьми данных движений, их можно использовать в плясках,

например, «Кадриль», «Матрешки», «Сударушка».

Кроме песен и плясок мы разучиваем развивающие игры с пением, хороводы и

движения

с

потешками.

Короткий

текст

с

потешками

легко

усваивается

детьми. Яркий образ, динамичность вызывают у них желание двигаться. Эти

игры и потешки дети переносят в свободные игры. Так они инсценируют

потешки, «Шел козел по лесу», «Баба-Ёжка, костяная ножка»,

«Барашеньки - крутороженьки» и т.д.

В играх часто используют дети игровые зачины, т.е. водящего выбирают

по считалочке. Наши дети делают это с большим удовольствием.

Считалки дают возможность освоить песенно-ритмическую основу народных

игр.

Детям дошкольного возраста нравится особенно играть на русских народных

инструментах: трещотках, колотушках, ложках, колокольчиках, коробочках. В

репертуаре детского оркестра детских народных инструментов мы используем

мелодии русских народных песен, таких как «Ах, вы сени»,

«Коробейники», «Во кузнице», «Лапти».

Также

на

музыкальных

занятиях

мы

знакомим

детей

с

календарными

праздниками: когда и как они проходят, с какой целью.

Итогом

работы

детей

с

русским

народным

материалом

в

детском

саду

являются фольклорные праздники. Например, осенью проходили «Осенины»,

где

дети

собирали

«урожай»,

везли

на

ярмарку,

загадывали

загадки,

показывали свою сноровку в народных играх, а также танцевали и пели.

В дальнейшем детей ждут новогодние праздники, где будут проходить

«Прикатила коляда», дети будут петь песни-колядки, «Масленица», где дети

будут петь веселые масленичные песни, играть в народные развивающие игры,

угощать блинами и другие праздники.

Использование

фольклора,

развивающих

народных

игр

на

музыкальных

занятиях не может не отразиться на успехах дошкольников. Они становятся

активнее,

увереннее,

эмоциональнее,

расширяются

их

представления

об

окружающей

действительности,

обогащается

словарный

запас,

повышается

интерес к музыке.

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания,

памяти,

развитого

мышления,

разнообразных

знаний.

Всего

этого

у

дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться в

особенностях музыки как вида искусства. Именно с этой целью применяют

музыкально-развивающие

пособия,

которые,

воздействуя

на

ребенка

комплексно,

вызывают

у

него

зрительную,

слуховую

и

двигательную

активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Основное назначение музыкально-развивающих игр – формировать у детей

музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться

в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и

динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением

знаний,

полученных

на

музыкальных

занятиях.

Музыкально-развивающие

игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу,

самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств

музыкального звука.

Наряду

с

главными

проблемами

воспитания

детей

стоит

вопрос

о

самостоятельной

деятельности,

которая

прежде

всего,

проявляется

в

том,

чтобы ребенок сам, без чьей-либо помощи мог применять свои умения и

навыки в повседневной жизни.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических и развивающих игр в

том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний

в жизненной практике.

Музыкально-развивающие игры должны быть просты и доступны, интересны

и

привлекательны.

Только

в

этом

случае

они

становятся

своеобразным

возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.

Музыкально-развивающие

игры

должны

быть

интересно

и

красочно

оформлены.

Например,

карточки

с

изображением

музыкальных

образов

яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.

Игры,

в

которых

дети

сами

принимают

активное

участие

в

их

изготовлении,

становятся

наиболее

любимыми

и

желанными.

Например,

ребята могут вырезать ритмические карточки и кружочки-ноты и приклеить с

обратной

стороны

фланель,

чтобы

использовать

их

на

фланелеграфе,

или

подобрать дома в журналах картинки, необходимые для игр, как «В лесу»,

«Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?» и др.

В этом могут помочь и родители. Привлечение родителей к участию в

создании

музыкальных

развивающих

игр,

способствует

проявлению

дополнительных эмоций у детей, а если будут организованы музыкально-

дидактические игры дома, то это окажет неизгладимый след в памяти ребёнка,

а эмоциям не будет предела.

В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные

знания,

у

них

формируются

необходимые

черты

личности:

чувство

товарищества,

ответственности.

Например,

ребенок-артист,

проникаясь

ответственностью

перед

товарищами

-

зрителями,

становится

более

собранным, серьезным, внимательным к своему «номеру».

Используемая литература

Василенко, В. А. Детский фольклор — М.: Высшая школа, 1978.- 198с

Струнина Е.М., Ушакова О.С., Шадрина Л.Г. Развитие речи и

творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. – М.

- 2007.

Виноградов, Г. С. Народная педагогика. Иркутск, 1996. – 231с.

Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом.



В раздел образования