Автор: Шурыгина Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад № 48 "Ласточка"
Населённый пункт: Серпухов
Наименование материала: Проект
Тема: "Час земли"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Час земли».
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Характер проекта: познавательный, поисково-исследовательский, творческий.
По характеру контактов: дети, воспитатели, родители.
По времени: краткосрочный (1 неделя)
Актуальность данного проекта заключается в следующем:
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на
духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является
источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто
запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой,
пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и
удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление
экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно
рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская,
поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание
мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг
в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия
для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как
процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им
представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами
практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление
мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении
играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме
экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью
выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель проекта:
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и
всему окружающему.
Задачи:
- Развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих
действий по отношению к окружающей среде; эстетических чувств, умение видеть красоту
природы, восхищаться ею.
- Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать
их в практической деятельности и в быту.
- Привлекать детей к посильному участию по охране и защите природы.
- Воспитывать бережное отношение к миру природы.
- Доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде.
Предполагаемые результаты:
Формирование чувства сопереживания, углубление знаний о необходимости сохранности и
преумножения богатства родной планеты Земля.
Ожидаемый результат:
-продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным
эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности,
эстетического вкуса, коммуникативности, образного мышления, творческих
способностей;
-формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы,
экологическое мышление;
-развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении
экспериментировать, анализировать, делать выводы;
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через
различные виды деятельности;
-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе,
основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
Цель: создание условий для мотивационной и технологической готовности к
совместной творческой деятельности всех участников проекта:
1. Подготовка информационного пространства:
- анкетирование родителей;
- консультации для родителей;
- консультация для воспитателей.
2. Сбор и анализ литературы по данной теме.
3. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
4. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
5. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
2. Основной этап:
Цель: создание условий для развития творческих и познавательных способностей в
совместной деятельности всех участников проекта.
Совместная деятельность педагогов и детей.
- Беседа «Мусор земле не к лицу»
Цель: Формировать ответственное отношение к окружающей среде. Воспитывать
любовь, уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание
бережно относиться к ней.
- Дидактическая игра Лото «Сортируем мусор»
Цель: Способствовать развитию умения дифференцировать, сортировать предметы по
материалам, из которых они были изготовлены.
- Чтение детям. Экологическая сказка.«Сказка про хламище - окаянище»
Цель: экологические сказки учат: познавать окружающий мир, воспитывать чувство
причастности к благополучию в природе, думать о последствиях своих поступков по
отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и
красоты.
- Просмотр презентации «Самая лучшая планета в Галактике».
- Прогулка.
Игра-эстафета «Собери мусор» .
- Беседа «Значение солнца, воздуха и воды в жизни природы и человека»
Цель: дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух , вода и
свет для всего живого на земле.
- Дидактическая игра «Экологические цепочки»
Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание,
мышление, сообразительность.
- Чтение детям. Экологическая сказка. «Все живое нуждается в воде»
-Экспериментирование «Свойства воздуха»
Цель:
формирование представлений о воздухе и его свойствах. Упражнять в
наблюдательности за окружающей средой. Закрепить представления детей о воздухе,
его свойствах.
Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха. Продолжать закреплять
навыки проведения опытов.
-Рассматривание плаката «Круговорот воды в природе»
Цель: создать целостное представление у детей о воде как о природном явление.
- Беседа «Лес наше богатство. Правила поведения в лесу»
Цель:
Раскрыть значение природы в жизни людей. Формировать у детей нормы
поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.
- Дидактическая игра «Кто живет в родном лесу?»
Цель: Сформировано произвольное внимание, быстрота реакции. Закреплены знания о
животном мире России.
- Чтение детям. Экологическая сказка «Почему у земли платье зеленое» А.Лопатина
- Самостоятельная художественная деятельность. Рисование: «Природоохранные
знаки»
Цель: Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.
Развивать интерес к рисованию, придумать свой природоохранный знак.
- Беседа «Почва — живая Земля»
Цель: ознакомление детей с понятием «почва», её ценностью для всех обитателей
растительного и животного мира Земли.
-
Чтение детям. Экологическая сказка «Дождевой червяк»
- Загадывание загадок о явлениях природы.
- Просмотр презентации «Обитатели почвы».
- Беседа «Наш дом - природа»
Цель: Формировать знания детей о человеке, как части природы и окружающего мира в
целом;
Учить понимать роль человека в нарушении и сохранении природы, освоение правил
поведения в ней;
- Дидактическая игра «Экологический светофор»
Цель: закрепить у детей знания правил поведения в природе; развивать у детей умения
соотносить схему к определенному правилу поведения в природе.
- Чтение детям «Десять заповедей от тётушки Совы»
- Развлечение «День Земли»
Цель: создание у детей радостного, весеннего настроения в праздничный день – День
Земли.
Формирование экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе,
желания детей конкретными делами и поступками украшать свою Землю.
III этап – заключительный.
Организация выставки рисунков «Родной город» (дети совместно с родителями).
Выполнение стенгазеты «Любимый город – чистый город» и участие в городском конкурсе
стенгазет «Час земли».