Авторы: Вера Михайловна Полкунова, Ирина Александровна Перова
Должность: Воспитатель. воспитатель
Учебное заведение: СП детский сад "Светлячок" ГБОУ СОШ 1 им. И.М.Кузнецова с.Большая Черниговка Самарской области
Населённый пункт: Самарская область С.Большая Черниговка
Наименование материала: статья
Тема: Движение + сказка - спутники здорового образа жизни дошкольни-ков
Раздел: дошкольное образование
Полкунова В.М - воспитатель СП – детский сад «Светлячок
ГБОУ СОШ №1им.И.М. Кузнецова с. Большая Черниговка
Движение плюс сказки - спутники здорового образа жизни дошкольни-
ков.
Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у
детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и приви-
тие навыков здорового образа жизни.
Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для до-
школьников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья до-
школьников остается ценность здоровья как основного показателя благополу-
чия человека, что обуславливает обязательное включение образовательную
область «Физическое развитие» в состав общеобразовательных программ до-
школьного образования.
Приходя в детский сад, большинство детей уже имеют целый букет заболе-
ваний, и чаще всего это заболевания опорно-двигательного аппарата либо пред-
расположенность к частым простудным заболеваниям. А народная мудрость гла-
сит: "Здоровье - всему голова!". Никакие, даже самые глубокие, знания, умения
и навыки не будут эффективны у нездорового человека, чувствующего себя
ущербным физически, психологически или социально.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск но-
вых форм и методов воспитания детей. Я стремлюсь не навредить ребенку,
сохранить здоровье (или стабилизировать имеющийся уровень здоровья, не
допуская его ухудшения) и, конечно не давать ребенку почувствовать какой-
либо ущербности.
Построение здоровьесберегающего пространства немыслимо без реали-
зации такого важного принципа, как принципа индивидуально-дифференциро-
ванного подхода к детям.
В группе, где я работаю, созданы условия для наиболее полного самовы-
ражения ребенка двигательной деятельности. Наряду с поиском современных
моделей воспитания возрождаются лучшие образцы народной педагогики.
Фольклор, как сокровище русского народа находит свое применение в различ-
ных разделах работы с дошкольниками, в том числе позволяет разнообразить
и процесс физического развития путем нахождения новых форм развития дви-
гательно – творческой инициативы детей. Мои воспитанники всегда подвиж-
ные, активные и любознательные, добрые и приветливые, кроме того они
очень любят спортивные мероприятия. В самостоятельной деятельности у них
преобладают игры, основанные на движении. Проанализировав свои наблю-
дения и изучив методическую литературу, а самое главное, взяв за основу ин-
терес детей к физкультуре, я применила необычный способ вовлечения детей
в двигательную активность - составление «двигательных сказок», как одного
из важнейшего фактора сохранения и укрепления здоровья. Использовать его
в работе с детьми мне помог принцип интеграции образовательных областей
«Физическое развитие», и «Художественно – эстетическое развитие». Двига-
тельная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединен-
ных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигатель-
ных умений и навыков, развитие мимики и пантомимики. Кроме того,
большое влияние двигательная сказка оказывает на формирование творческо-
го потенциала у детей. Здоровье, помимо других критериев - это движение и
положительные эмоции. Движение – это физкультура, а эмоции эффективнее
всего проявляются и развиваются в театрализованной деятельности. Двига-
тельные сказки осуществляются по мотивам литературных произведений. Их
проведение требует ясного представления образа литературного героя и сю-
жета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при по-
мощи соответствующих поз, жестов и движений. Сказка для ребёнка – не про-
сто вымысел, фантазия, это особая реальность, помогающая сформировать у
них осознанное отношение к своим чувствам.
Знакомство детей с двигательными сказками я начала с мини-сказочек по
стихам С.Михалкова, К.И.Чуковского, Е.А Благининой и других детских писа-
телей, произведения которых можно легко показать в движении. Многие из
предложенных мною стихотворений детям были уже знакомы, но они заин-
тересовались тем, что сказку-стихотворение можно было не только слушать,
но и показывать. Кроме того, дети быстро запоминали проигрываемые стихи и
принимали участие в придумывании упражнений по строкам стихотворения.
Вот, например, стихотворение С.Михалкова «Так» На следующем этапе я
предложила детям проигрывать уже не стихи, а сюжетные сказки. С этой це-
лью я использовала двигательные сказки, написанные А.И.Константиновой и
предложенные в книге «Двигательный игротренинг», авторы Потапчук А.А.,
Овчинникова Т.С. и сказки о здоровье, автор М.Л.Лазарев, из развивающего
учебного материала по программе «Здравик». Для облегчения запоминания
разнообразных упражнений по сюжету сказки, я предлагала детям схемы, ко-
торые в понятной ребёнку форме содержат название упражнения и схему его
выполнения. Усложнением было то, что теперь детям необходимо было не
только выполнить упражнение, слыша его название, но и мысленно перево-
площаться в изображаемого героя и попытаться показать не только его дей-
ствия, но и возможное настроение, характер. Сначала многим детям было
сложно использовать мимику и движение одновременно, но со временем прак-
тически все ребята этому научились. Последовательность работы над двига-
тельной сказкой: - знакомство с содержанием сказки;
- определяется количество персонажей, их характеристики;
- происходит придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов
в соответствии с характерами героев;
- соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражне-
ний по рисункам и схемам – мнемотаблицам;
- проигрывание двигательных сказок в качестве ОРУ, динамических часов и
тд;
- выполнение детьми упражнений по сказке, читаемой педагогом.
Двигательные сказки можно использовать при любой форме организа-
ции физкультурно - оздоровительной работы с детьми: при проведении спе-
циально организованной деятельности по физкультуре, как в процессе всего
занятия, так и в отдельных его частях, это зависит от поставленных воспита-
телем задач, формы проведения физкультуры, подготовленности детей. Гото-
вые двигательные сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» и
утренней гимнастики, а также в качестве подвижных игр на прогулке. В каж-
дой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, помощью которых
дети знакомятся с названием упражнения и его выполнением. Воспитатель
рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выучен-
ными знакомыми движениями, как единый двигательный комплекс. Внимание
детей приковано к содержанию сказки и выполнение упражнений не становит-
ся скучным и однообразным повторением. Главная задача таких сказок – вы-
делить и определить движения персонажей и соотнести их с физическими
упражнениями. Составление двигательных сказок оказалось довольно ин-
тересным и увлекательным процессом. Мы стали использовать не только ав-
торские литературные произведения, но и придуманные воспитателем, воспи-
тателем совместно с детьми, а также сказки составленные детьми самостоя-
тельно и совместно с родителями, которые активно включились в наш творче-
ско-двигательный процесс. В нашем багаже уже не одна сказка, составленная
в тесном семейном кругу и представленная детьми и родителями на совмест-
ных спортивных физкультминутках. Сейчас мы ребятами переходим на новый
этап составления двигательных сказок. Возрастные особенности и уровень
развития детей старшего дошкольного возраста открывают перед нами новые
возможности - это самостоятельное составление двигательных историй. Моя
цель: сформировать у детей умение самостоятельно сочинять небольшие дви-
гательно-игровые композиции. Для этого очень важно освоить навыки более
точного и детального выстраивания двигательных образов, использовать их,
показывая своеобразную манеру эмоционально - пластичной выразительности
и перевоплощения. Таким образом, говоря о том, что «двигательные сказки –
это средство формирования двигательного творчества», мы имеем в виду не
только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации
всей работы с детьми, направленной на решение задач сохранения и укрепле-
ния физического и психического здоровья детей. Хочется также отметить, что
составление двигательных сказок создаёт новые формы взаимодействия семьи
и детского сада по вопросам здоровьесбережения дошкольников. Все это
способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному
развитию. И самое главное - у детей повышается потребность и желание зани-
маться физической культурой.