Напоминание

Движение + сказка - спутники здорового образа жизни дошкольни-ков


Авторы: Вера Михайловна Полкунова, Ирина Александровна Перова
Должность: Воспитатель. воспитатель
Учебное заведение: СП детский сад "Светлячок" ГБОУ СОШ 1 им. И.М.Кузнецова с.Большая Черниговка Самарской области
Населённый пункт: Самарская область С.Большая Черниговка
Наименование материала: статья
Тема: Движение + сказка - спутники здорового образа жизни дошкольни-ков
Раздел: дошкольное образование





Назад




Полкунова В.М - воспитатель СП – детский сад «Светлячок

ГБОУ СОШ №1им.И.М. Кузнецова с. Большая Черниговка

Движение плюс сказки - спутники здорового образа жизни дошкольни-

ков.

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у

детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и приви-

тие навыков здорового образа жизни.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача для до-

школьников. И поэтому, главным аргументом в укреплении здоровья до-

школьников остается ценность здоровья как основного показателя благополу-

чия человека, что обуславливает обязательное включение образовательную

область «Физическое развитие» в состав общеобразовательных программ до-

школьного образования.

Приходя в детский сад, большинство детей уже имеют целый букет заболе-

ваний, и чаще всего это заболевания опорно-двигательного аппарата либо пред-

расположенность к частым простудным заболеваниям. А народная мудрость гла-

сит: "Здоровье - всему голова!". Никакие, даже самые глубокие, знания, умения

и навыки не будут эффективны у нездорового человека, чувствующего себя

ущербным физически, психологически или социально.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск но-

вых форм и методов воспитания детей. Я стремлюсь не навредить ребенку,

сохранить здоровье (или стабилизировать имеющийся уровень здоровья, не

допуская его ухудшения) и, конечно не давать ребенку почувствовать какой-

либо ущербности.

Построение здоровьесберегающего пространства немыслимо без реали-

зации такого важного принципа, как принципа индивидуально-дифференциро-

ванного подхода к детям.

В группе, где я работаю, созданы условия для наиболее полного самовы-

ражения ребенка двигательной деятельности. Наряду с поиском современных

моделей воспитания возрождаются лучшие образцы народной педагогики.

Фольклор, как сокровище русского народа находит свое применение в различ-

ных разделах работы с дошкольниками, в том числе позволяет разнообразить

и процесс физического развития путем нахождения новых форм развития дви-

гательно – творческой инициативы детей. Мои воспитанники всегда подвиж-

ные, активные и любознательные, добрые и приветливые, кроме того они

очень любят спортивные мероприятия. В самостоятельной деятельности у них

преобладают игры, основанные на движении. Проанализировав свои наблю-

дения и изучив методическую литературу, а самое главное, взяв за основу ин-

терес детей к физкультуре, я применила необычный способ вовлечения детей

в двигательную активность - составление «двигательных сказок», как одного

из важнейшего фактора сохранения и укрепления здоровья. Использовать его

в работе с детьми мне помог принцип интеграции образовательных областей

«Физическое развитие», и «Художественно – эстетическое развитие». Двига-

тельная сказка – это (комплекс) система физических упражнений, объединен-

ных одной сюжетной линией, направленных на совершенствование двигатель-

ных умений и навыков, развитие мимики и пантомимики. Кроме того,

большое влияние двигательная сказка оказывает на формирование творческо-

го потенциала у детей. Здоровье, помимо других критериев - это движение и

положительные эмоции. Движение – это физкультура, а эмоции эффективнее

всего проявляются и развиваются в театрализованной деятельности. Двига-

тельные сказки осуществляются по мотивам литературных произведений. Их

проведение требует ясного представления образа литературного героя и сю-

жета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при по-

мощи соответствующих поз, жестов и движений. Сказка для ребёнка – не про-

сто вымысел, фантазия, это особая реальность, помогающая сформировать у

них осознанное отношение к своим чувствам.

Знакомство детей с двигательными сказками я начала с мини-сказочек по

стихам С.Михалкова, К.И.Чуковского, Е.А Благининой и других детских писа-

телей, произведения которых можно легко показать в движении. Многие из

предложенных мною стихотворений детям были уже знакомы, но они заин-

тересовались тем, что сказку-стихотворение можно было не только слушать,

но и показывать. Кроме того, дети быстро запоминали проигрываемые стихи и

принимали участие в придумывании упражнений по строкам стихотворения.

Вот, например, стихотворение С.Михалкова «Так» На следующем этапе я

предложила детям проигрывать уже не стихи, а сюжетные сказки. С этой це-

лью я использовала двигательные сказки, написанные А.И.Константиновой и

предложенные в книге «Двигательный игротренинг», авторы Потапчук А.А.,

Овчинникова Т.С. и сказки о здоровье, автор М.Л.Лазарев, из развивающего

учебного материала по программе «Здравик». Для облегчения запоминания

разнообразных упражнений по сюжету сказки, я предлагала детям схемы, ко-

торые в понятной ребёнку форме содержат название упражнения и схему его

выполнения. Усложнением было то, что теперь детям необходимо было не

только выполнить упражнение, слыша его название, но и мысленно перево-

площаться в изображаемого героя и попытаться показать не только его дей-

ствия, но и возможное настроение, характер. Сначала многим детям было

сложно использовать мимику и движение одновременно, но со временем прак-

тически все ребята этому научились. Последовательность работы над двига-

тельной сказкой: - знакомство с содержанием сказки;

- определяется количество персонажей, их характеристики;

- происходит придумывание и показ не повторяющихся двигательных образов

в соответствии с характерами героев;

- соотношение и выполнение двигательных действий и физических упражне-

ний по рисункам и схемам – мнемотаблицам;

- проигрывание двигательных сказок в качестве ОРУ, динамических часов и

тд;

- выполнение детьми упражнений по сказке, читаемой педагогом.

Двигательные сказки можно использовать при любой форме организа-

ции физкультурно - оздоровительной работы с детьми: при проведении спе-

циально организованной деятельности по физкультуре, как в процессе всего

занятия, так и в отдельных его частях, это зависит от поставленных воспита-

телем задач, формы проведения физкультуры, подготовленности детей. Гото-

вые двигательные сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» и

утренней гимнастики, а также в качестве подвижных игр на прогулке. В каж-

дой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, помощью которых

дети знакомятся с названием упражнения и его выполнением. Воспитатель

рассказывает сюжет сказки, дети воспроизводят её содержание ранее выучен-

ными знакомыми движениями, как единый двигательный комплекс. Внимание

детей приковано к содержанию сказки и выполнение упражнений не становит-

ся скучным и однообразным повторением. Главная задача таких сказок – вы-

делить и определить движения персонажей и соотнести их с физическими

упражнениями. Составление двигательных сказок оказалось довольно ин-

тересным и увлекательным процессом. Мы стали использовать не только ав-

торские литературные произведения, но и придуманные воспитателем, воспи-

тателем совместно с детьми, а также сказки составленные детьми самостоя-

тельно и совместно с родителями, которые активно включились в наш творче-

ско-двигательный процесс. В нашем багаже уже не одна сказка, составленная

в тесном семейном кругу и представленная детьми и родителями на совмест-

ных спортивных физкультминутках. Сейчас мы ребятами переходим на новый

этап составления двигательных сказок. Возрастные особенности и уровень

развития детей старшего дошкольного возраста открывают перед нами новые

возможности - это самостоятельное составление двигательных историй. Моя

цель: сформировать у детей умение самостоятельно сочинять небольшие дви-

гательно-игровые композиции. Для этого очень важно освоить навыки более

точного и детального выстраивания двигательных образов, использовать их,

показывая своеобразную манеру эмоционально - пластичной выразительности

и перевоплощения. Таким образом, говоря о том, что «двигательные сказки –

это средство формирования двигательного творчества», мы имеем в виду не

только развитие движения и эмоций, но и важную их роль при организации

всей работы с детьми, направленной на решение задач сохранения и укрепле-

ния физического и психического здоровья детей. Хочется также отметить, что

составление двигательных сказок создаёт новые формы взаимодействия семьи

и детского сада по вопросам здоровьесбережения дошкольников. Все это

способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному

развитию. И самое главное - у детей повышается потребность и желание зани-

маться физической культурой.



В раздел образования