Автор: Дьячук Наталья Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №36"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Слово имя собственное"
Раздел: начальное образование
Предмет: Русский язык – 1 класс.
Тема урока: Слово имя собственное
Тип урока: работа над орфографическим правилом
Цель урока: создаю условия для:
-формирования умения уч-ся писать большую букву в именах,
фамилиях, кличках животных.
-развития регулятивных, познавательных, коммуникативных
универсальных учебных действий
-воспитания эмоционального, ценностного отношения к русскому
языку, стремления совершенствовать свою речь.
Цель ученика:
-изучаю правила написания большой буквы в именах, фамилиях,
кличках животных,
- овладеваю умением правильно писать имена, фамилии, клички
животных.
Планируемые результаты по развитию универсальных учебных
действий:
1. Формирование
предметных умений:
- писать большую букву в именах, фамилиях, кличках животных;
- оформлять предложение на письме (большая буква в начале
предложения, знак препинания в конце предложения);
учебно-языковые умения:
- развивать умение различать название животного и его кличку;
речевые умения:
- составлять предложения из слов;
- правильно списывать слова и предложения; проверять
написанное, сравнивая с образцом.
2.Планируемые результаты по развитию универсальных учебных
действий:
личностные умения:
- принимать и осваивать социальную роль ученика;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом
(зачем?);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее
результатом;
- определять общие для всех правила поведения;
- осознавать роль языка и речи жизни людей;
регулятивные умения:
- готовить рабочее место, все необходимое для включения в
учебную деятельность;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с
помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать
по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного
материала;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной
задачей в сотрудничестве с учителем;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
-способность к осознанию качества и уровня усвоения материала;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать
эмоциональную оценку деятельности на уроке;
- ориентироваться в учебнике, в тетради;
познавательные умения:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы
знания / незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой
жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- сравнивать и группировать слова
- формулирование проблемной ситуации с помощью учителя;
- делать выводы в результате совместной работы учителя и
класса;
коммуникативные умения:
- донести свою позицию до других:
- умение правильно формулировать и выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других, совместно договариваться
- строить сотрудничество с одноклассниками и учителем;
- учиться работать в паре.
Ресурсы: тетрадь ученика, карточки с заданиями, компьютерное
приложение к учебнику русского языка автор Л.М.Зеленина
Т.Е.Хохлова, презентация.
Организация деятельности:
работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная работа.
Технология проведенияДеятельность учителяДеятельность
ученикаПланируемые результаты по развитию УУД
1..Мотивация к деятельности (мобилизующая часть урока) 2
мин.Организует начало урока, проверяет готовность к уроку.
- Прозвенел веселый звонок
Мы начинаем наш урок
-Проговорим правила работы на уроке
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, глазками
пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь
учебный день
(слайд)
Проговаривают правила работы на уроке
-Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно, Слушаем внимательно.
Если хочешь отвечать-
Руку не забудь поднять
Если спросят- не вставай
Четко, громко отвечай.
Включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками, с
учителем
Совместно договариваются о действиях на уроке и правилах на
уроке.
(КУУД)
2. Актуализация опорных знаний. 5 минОрганизует внимание
учащихся на слайде.
-Прочитайте слайд
-Что вы прочитали?
На лугу пасётся конь Орлик.
У бабушки Дарьи есть коза Виолетта.
Вспомните правила написания предложений
Что необычного вы увидели в этих предложениях?
- Как вы думаете, почему я предложила именно это задание.
Предложения
-первое слово в предложении пишется с большой буквы.
-в конце предложения ставится точка, вопросительный знак,
восклицательный знак.
Не только первое слово в предложении может быть с большой
буквы
- мы будем сегодня об этом говорить на урокеСтроить сообщения
в устной форме, строить логическое рассуждение
ПУУД
3. Постановка учебной задачи, 7мин
Организует постановку проблемы, формулирование темы и цели
урока).
-Кто знает какие слова пишутся с большой буквы?
Имена, отчества, фамилии людей, клички животных это имена
собственные.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (если затрудняются,
прочитать в учебнике на стр.48 тему
- Чтобы вы хотели узнать по теме урока?
- Поставьте учебную задачу.
-Проговорите её в парах.
-- Я думаю, сегодня вы сами сможете сформулировать правило
написания имён собственных
- Что нам поможет? (учитель, партнер, учебник, компьютер)
- Составьте предложение из слов, написанных на карточках ( в
парах) Вспомните правила работы в парах.
Громко лает (белка, Белка)
Ловко прыгает по деревьям (белка, Белка)
В саду выросла (роза, Роза)
Цветы поливает (роза, Роза)
Имена ,фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы
Формулируют тему и цель урока с помощью учителя
Большая буква в именах собственных
-Я хотел бы узнать какие слова пишутся с большой буквы
-Я хочу научиться различать название животного и его кличку.
Называют правила.
1Думаю сам.
2. Обсуждаю с товарищем.
3.Составляем из слов предложение.
4.. Выбираем выступающего
-Составляют предложения из разрезных карточек
Принимать и сохранять учебную задачу
Планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей
РУУД
Допускать возможность существования у людей разных точек
зрения ,в том числе не совпадающей с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии
КУУД
4.Открытие нового знания. Коллективное выведение
орфографического правила. 10 мин.
-Организует работу по составлению алгоритма
1) Выдвижение гипотезы
-Есть ли у вас предположения, как правильно пишутся имена
собственные?
- Как нам проверить наши предположения?
- сведения из приложения (компьютер)
- Подтвердились ли наши предположения?
-Как пишутся имена собственные
- Какие новые сведения вы ещё узнали из правила?
2)Составление правила
- Составим план, какие слова пишутся с большой буквы.
Правила :
(на доске)
С большой буквы пишутся
-имена, фамилии, отчества людей
-клички животных
-название рек, озёр, морей
-название городов, сёл, деревень
Высказывают предположения
-Прочитать в учебнике, послушать компьютер
- Читают правило в учебнике, слушают компьютер.
-подтвердились
Ответы детей
Названия стран, городов, сёл, деревень, озёр, морей это имена
собственные.
Учитывать выделенные учителем ориентиры и действия в новом
учебном материале
РУУД
Строить сообщения в устной форме, строить логическое
рассуждение
ПУУД
Происходит развитие РУУД, дети учатся планировать свое
действие в соответствии с поставленной учебной задачей в
сотрудничестве с учителем.
5. Физкультминутка
2 мин.Выполняют упражнения
6. Этап первичного закрепления через выполнение упражнений.
10 мин.
-А теперь я предлагаю вам немного поиграть.
-компьютер (вставляют пропущенные слова)
- Упражнение какая у кого кличка
Собака Жучка.
Кошка Мурка.
Корова Бурёнка.
Конь Вороной.
Коза Маруся.
- Проверьте правильность посадки!
Откроем тетради и запишем число.
Следит за правильностью посадки.
-Я предлагаю вам выполнить
упражнение 41
-Прочитайте требование к заданию.
- Что нужно вспомнить для выполнения этого упражнения?
(алгоритм, правило)
-Выполните упражнение сам-но
-Проверка с контролем
-_Спасибо за работу!-Выполняют тренировочные упражнения с
диска
Я тетрадь свою открою
Уголочком положу
Я совсем от вас не скрою
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Открывают тетради и записывают число
-Работают с учебником
-Вспоминают правило и алгоритм
Составляют имена детей
- Выполнение упражнения сам-но
-Проверяют с контролемИспользование средств и инструментов
ИКТ
Самоанализ и самоконтроль результата.
Способность к самооценке на основе критериев успешности
учебной деятельности
ЛУУД
7.Применение нового знания. 5 мин
-Организует работу по пониманию требования к заданию.
-Организует работу по выполнению задания.
-Организует самооценку учебной деятельности
- Выполнение разноуровневых заданий (слайд)
-А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме
нашего урока
-Посмотрите внимательно на слайд. Здесь три вида заданий. Вы
должны выбрать для себя такое, какое вы считаете, вам по
силам. Внимательно слушайте задание.
1) спишите слова, вставьте пропущенные буквы
-аня, -аня, -етя, -аля, -ена, -ина, -ила, -аля.
2)добавьте клички
Поросёнок____________
Бычок_______________
Петух________________
Козёл________________
3) определите как правильно написать слова, одинаковые по
звучанию, но разные по написанию.
Собирала___________
______ на горе
Растеряла___________
во дворе
(маргаритки, Маргарита)
(Уч-ся выбирают одно из заданий и прикрепляют к парте
красный -1, синий -2, зеленый 3 )
-Проверьте по эталону,
- За каждое правильное слово, ставьте себе +
-За каждый плюс насчитывается балл. Максимальное количество
баллов 4.
Организует самооценку учебной деятельности
Выбирают задание для индивидуального выполнения на
листочках перед каждым лежат задания (работают на листочках)
Делают самооценку в тетрадях.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
РУУД
Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры
действия в новом учебном материале
Способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности.
Личностные УУl
8. Итог урока. Рефлексия. 3 мин.-Услышим скоро наш звонок
Пора заканчивать урок
Давайте подведем итог.
- Какую проблему решали?
- Какую учебную задачу ставили?
-Проанализируйте , опираясь на последнее задание, как
выполнили вы учебную задачу, достигли ли вы цели?
-Оцените свою деятельность на уроке по шкале Дембо.
-Продолжите предложения:
-больше всего мне понравилось.;
-самым интересным на уроке было;
-эти знания мне пригодятся..)
-Спасибо за работу на уроке! (слайд)
Отвечают на вопросы учителя
Как пишутся имена собственные
- хочу научиться правильно писать имена собственные
Оценивают свою деятельность на уроке