Напоминание

"Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу"


Автор: Федоренко Татьяна Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия"
Населённый пункт: г.Черногорск, Республика хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Написание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу"
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия» г. Черногорска

Федоренко Т.Г.

Урок русского языка во 2 классе.

Тема: Написание слов с сочетаниями жи-ши,ча-ща, чу-щу.

Цель: формирование умения писать слова с сочетаниями ча-ща, жи-ши, чу-щу

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- способствовать осознанию у обучающихся роли языка и речи в жизни людей;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей

(интонацию, темп, тон речи).

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

- учить определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- формировать умение проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других;

-договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения

оценки и самооценки и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- видеть слова с нужной орфограмой;

-производить звуко-буквенный анализ слов;

-правильно

списывать

слова,

предложения,

текст,

проверять

написанное,

сравнивая

с

образцом;

-видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

-обращать внимание на особенности употребления слов.

Оборудование: учебник русского языка для 2 класса Поляковой , CD “Уроки Кирилла и

Мефодия. Русский язык. 2 класс”, карточки для групповой работы, ребусы, презентация ,

компьютер, проектор, экран

Ход урока.

Сегодня на уроке я приглашаю вас в путешествие. Закройте глаза, послушайте

звуки и догадайтесь куда мы отправимся.

Файл «Шум леса»

Откройте глаза и посмотрите. Вы правильно догадались?

1

Присмотритесь и ещё раз прислушайтесь. Лес полон загадок и тайн. Лес – это

сказочный мир доброго Старичка - Лесовичка. Он пустит нас в свои владения,

если мы выполним его просьбы и задания. Согласны?

Путешествие сегодня будет по плану:

1.

этап – «Я справлюсь»

2.

этап –«Я готов»

3.

этап – «Я пробую»

4.

этап «Я тренируюсь»

5.

этап «Я Знайка»

1.

этап – «Я справлюсь»

Начинаем необычное путешествие.

На 1 этапе мы должны привести свои знания в систему и понять о чём будем

говорить сегодня на уроке.

1)

Чистописание и словарная работа:

Ощупываем наждачные буквы (а, ш, щ, ж, ч) с закрытыми глазами, отгадываем,

записываем 1 раз и :

группируем (доказательство)

Какие гласные буквы нужно добавить в группу к букве А, чтобы можно было

составить слоги в которых зашифрована орфограмма?

Кто догадался о чём будем говорить сегодня на уроке? (О написании слов с

сочетаниями ча-ща,

жи-ши., чу-щу

)

2)запись слогов жи-ши,ча-ща, чу-щу в тетрадь.

Справились с заданиями 1 этапа?

Перед вами лежат цветные листики самооценки. Оцените свою работу на этом

этапе по следующим критериям.(доска)

Переходим к следующему этапу.

2 этап – 2 «Я готов»

Вы готовы работать с этой орфограммой? Докажите. (Знаем правило)

Какая стоит на уроке задача?

(Применять правило и писать грамотно слова с сочетаниями

ча-ща)

Переходим на 3 этап.

3 этап – «Я пробую»

2

Вспомните слово с одним из этих сочетаний. Это слово поможет нам продолжить

путешествие.

1)Запись слова

машина

на доске и в тетрадях с дырочками. Закрываем

дырочки и прописываем строку.

Жалуется Старичок-лесовичок, что люди лес часто беспокоят. Ветки ломают,

цветы срывают, бабочек ловят. И это маленькие раны, нанесённые лесу. А если

одну такую рану нанесёшь ты, другую твой друг, третью кто-то ещё, что же

станет с лесом?

Старичок-лесовичок считает, что человеку

дана на добрые дела. (слово закрыто)

Как понимаете высказывание?

2)Запишите слово в тетрадь .Подчеркните орфограммы.

Что можете сказать о слове?

Старичок – лесовичок говорит что мир леса богат и разнообразен.

Из рассыпавшихся букв составьте слова-названия жителей леса.

жеи чжии мшыи

3) запишите эти слова, через запятую, продолжив строку со словом жизнь .

подчеркните орфограммы.

Определите где живут ежи, чижи и мыши, если известно, что их жилища

расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнём и чижи строят

свои гнёзда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.

Но Старичок – лесовичок хочет вам рассказать о другом животном.

На овчарку он похож.

Что ни зуб-то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

Видео «Волки»

Физминутка:

Чтобы писать грамотно, надо уметь видеть орфограмму. Я буду называть

животных, а вы их детёнышей во множественном числе. Если в названии

детёныша встретится сочетание

ча

приседайте, если нет, хлопайте в ладоши.

3

Ж…знь

Волк, слон, заяц, кролик, ворона, сорока, мышь, лиса, корова, галка,

конь.

Попробовали находить слова с орфограммой? Получилось?

Оцените свою работу на этом этапе.

Переходим к следующему этапу:

3 этап «Я тренируюсь»

1.

У детей на столах карточки и на слайде задание:

Вставьте пропущенные буквы (работа в паре);

Прочитайте текст, который у вас получился.

Составьте текст.

(фронтальная проверка по одному предложению)

2.

Продолжаем тренироваться.

(Дифференцированная индивидуальная, групповая и парная работа)

Кто хочет работать в группе? В паре? Самостоятельно?

1 группа: выбирает картинки, где в словах будет сочетание

ча-ща

2 группа: составляет слова с орфограммой

ча-ща

Они рыч…т, пищ…

т.

Там живут волч…та.

Мама обещ…ла принести еду.

Ч…щ… леса. .

Удач…! Есть добыч….!

Им нужна пищ….

4

Индивидуальная работа.

Карточки разного цвета:

Синие (легче): Вставить пропущенную букву.

Верш…на, свеч…, молч…т, рощ…, камыш…, туч…, ч…лан, хоч…,

ж…раф, ворч…н, пищ…, ч…до.

Зелёные (труднее): Вставить слог.

Припиши слева или справа сочетания "жи-ши, ча-ща, чу-щу", чтобы

получились слова.

Зада____, ____лок, да____, лы____, ____вёт, ____на, хо____, и____, ро____,

____вель, ____раф, _____повник, пи____, ____сы, ту____, ____до, ____ка,

_____вотик.

Самооценка .

5 этап «Я Знайка»

Итог.

Заканчивается наше путешествие..Старичок-лесовичок благодарит вас за работу

и просит вспомнить задачу на урок.

Применять правило и писать грамотно слова с сочетаниями ча-ща, жи-ши. Чу-

щу

Оцените свою работу на уроке, создайте дерево успеха по следующим

критериям: (показать листики )

Зеленый листик – не допустил ни одной ошибки, доволен собой;

желтый листик – допустил неточность;

красный листик – надо постараться и успех придёт.

5



В раздел образования