Автор: Сайфулина Галина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10 "Родничок"
Населённый пункт: Оренбургская область, город Кувандык
Наименование материала: Проект
Тема: «Семья и семейные традиции»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 "Родничок"Кувандыкского городского округа
Оренбургской области
Проект в подготовительной группе
«Семья и семейные традиции»
Подготовила:
воспитатель
Сайфулина Г.В.
2021г.
Дети, выросшие в любви
и уважении родителей,
перенесут эту “модель”
в свою семью.
Пояснительная записка:
Семья — главная ценность нашего общества. Для ребенка это наиважнейший
социальный институт, в котором закладываются нравственные и духовные
ценности. Воспитание подрастающего поколения в семье строится на любви,
взаимопонимании, уважении, а самое главное на примере взрослых. На всех
этапах развития ребенка ключевую роль играет семья. Проект направлен на
то, чтобы дать детям понять, что такое семейные традиции и ценности.
Участники проекта: воспитатель Сайфулина Г.В., дети ( в возрасте 6-7 лет ),
родители воспитанников.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Сроки реализации проекта: 6 месяцев
Проблема: дети не знают историю своей семьи, не имеют понятия о
семейных традициях.
Актуальность:
Наибольшее влияние на развитие личности ребенка оказывает семья. Семья
это первое социальное окружение, в котором человек усваивает основные
нравственные ценности, получает первичные знания и обретает основные
умения и навыки деятельности, общения и ведения правильного образа
жизни.
В настоящее время воспитание детей в семье ушло на второй план.
Родители заботятся о материальных благах, хозяйственно-бытовых. При этом
они забывают о том, что ребенка надо не только одевать и кормить, но и
воспитывать. Современные родители редко могут полноценно уделить время
своему чаду, оправдывая себя работой и количеством домашних дел. Дети
получают воспитание в саду, а дома родителям в воспитании помогают
мультфильмы, гаджеты.
Семья – своеобразная педагогическая академия. Поэтому все, что
недополучено в детстве, восполняется с большим трудом, а иногда и вовсе не
восполняется.
Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о том, что дети
предоставлены самим себе и не знают о своей семье, о ее истории, о
традициях и ценностях. А у молодых родителей и вовсе отсутствуют
семейные традиции. Поэтому я решила создать проект, который поможет
сблизить родителей и детей.
Цель: сформировать у детей понятие «семья», «семейные традиции и
ценности», способствовать развитию любви, внимания и уважения к своим
близким.
Задачи:
• Привлечь родителей к совместной деятельности по теме проекта.
• Способствовать развитию интереса к семье и ее традициям.
• Создать условий для формирования нравственных ценностей.
• Обогащать словарный запас детей новыми терминами.
• Воспитывать доброе отношение и уважение к членам семьи.
• Воспитывать гордость за родителей и уважение к ним.
• Продолжать развивать познавательную активность детей.
• Поощрять творческие проявления в ролевых играх, изодеятельности и
других видах деятельности.
Ожидаемые результаты: дети узнают больше о своих родных и близких.
Родители и дети будут проводить больше времени в совместном творчестве.
В семьях появятся свои традиции, которые в дальнейшем они будут
соблюдать.
Продукт
проекта
:
• Выставка рисунков «Моя семья».
•фотоальбом «Традиции моей семьи».
Содержание проекта.
1 этап
-
подготовительный
:
• Подбор художественной литературы по теме проекта.
• Подбор дидактических и сюжетно-ролевых игр по теме.
• Провести анкетирование родителей «Традиции моей семьи».
• Создание картотеки бесед по теме проекта.
2 этап
-
основной
:
Разделы
программы
Виды деятельности
Сроки
Игровая
деятельность
Сюжетно-ролевые игры «Служба
спасения», «Строительство», «Дом»,
«Семья», Магазин», «Больница»,
«Парикмахерская», «День рождения
папы».
Дидактические игры «Моя квартира»,
Кому что нужно для работы», «Разные
профессии», «Назови ласково», «Какое
слово отличается от других?», «Закончи
предложение», «Один-много», «Какое
слово самое короткое?».
Игры – драматизации по
произведениям: «Гуси лебеди»,
«Красная шапочка», «Репка», «Самый
маленький гном».
Строительные игры «Мебель для дома».
Оформление родительского стенда на
тему: «Во что играли наши бабушки».
Декабрь-май
Социальное -
коммукативное
развитие
Беседа на тему: «Права и обязанности в
семье».
Просмотр семейных фотографий,
видеофильмов, иллюстраций.
Наблюдение детей за членами семьи;
что делают мама, папа, бабушка,
дедушка дома, как заботятся друг о
друге.
Беседа на тему: «Традиции нашей
семьи»
Знакомство с семейными реликвиями.
Беседа на тему: «Что я знаю о своём
родном городе Кувандыке».
Беседа на тему: «Путешествие в другой
город» или «В каких городах вы
Декабрь-май
побывали с родителями».
Составление творческих рассказов на
тему «Моя семья самая хорошая», «Моё
любимое домашнее животное», «Как я
помогаю дома», «Выходной день в моей
семье», «Лучший День рождения»,
«Моё любимое место отдыха».
Беседы на тему «Профессии моих
родителей», «Что есть в нашем городе
для детей».
Беседа: «Кто может служить в армии»,
повторение стихов, песен о Российской
армии.
Оформление родительского стенда к
празднику «День Защитников
Отечества»
Военно-спортивная игра «Зарница».
Беседа о международном женском дне,
разучивание стихов, песен о маме,
сценки .
Оформление родительского стенда к
празднику «8 Марта».
Проведение утренника, посвящённого
«8 Марта».
Декабрь-май
Физическое
развитие
Беседа на тему: «Солнце, воздух и вода
– наши верные друзья».
Рассказы детей о семейных
походах ,катаниях на лыжах, коньках,
санках.
Декабрь-
февраль
Познавательное
развитие
Фотовыставка «Семейные увлечения».
Изготовление подарков для мам и
бабушек к празднику «8 Марта».
Знакомство с «Семейным бюджетом»
или «Откуда берутся деньги в нашей
семье?».
Составление словарика имён членов
семьи «Значение имени».
Декабрь-май
Художественно-
эстетическое
развитие
Художественное творчество: «Моя
любимая семья», «Мамин
портрет»,«Дома на нашей улице».
Аппликация: «Платочек для бабушки»,
«Подарок для брата/сестры», «Мамин
день», «День защитников Отечества».
Лепка: «Подарок для семьи», «Мой дом»,
«Моя семья».
Пение песен по тематике.
Декабрь-май
Взаимодействие с
родителями
Рассказы родителей о своей профессии.
Консультация «Мама, папа, я –
счастливая семья или незабываемый
выходной», «Семейные традиции»,
«Роль семьи в развитии ребенка».
Памятки для родителей
: «Создай
традицию своей семьи!», «Выходные с
пользой», «Играем всей семьей»,
«Ласковые слова», «Дорожи
минуткой…».
Мини проект «Счастливые выходные
дни ».
Фотовыставка «Семейное хобби,
увлечение, традиция».
Конкурс для пап и дедушек -
изготовление кормушек для птиц.
Презентация проекта «Генеалогическое
древо семьи».
Декабрь-май
Речевое
развитие
Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»,
«Дружная семейка», «Мамины
помощники», «За работу», «Наши
мамы», «Малыш», «Семья», «Очки»
Чтение художественной литературы:
стихи, рассказы, соответствующей
тематике: Е. Благинина «Посидим в
Декабрь-
май
тишине», В. Белов «Даня», С. Михалков
«А что у вас?», Б. Емельянов «Мамины
руки», А. Платонов «Ещё мама», В.
Осеева «Волшебное слово», Л.Толстой
«Косточка». Чтение сказок «Дикие
лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка», «Хаврошечка».
Знакомство с пословицами и
поговорками о семье.
3 этап
-
аналитический
• Оформление выставки рисунков «Моя семья».
• Оформление видео презентации «Что для меня семья?».
• Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание ребенка».
• Создание генеалогического древа семьи.
Полученные результаты:
Проект реализовывается легко, родители с удовольствием включились в
процесс. Дети получили новые знания о своей семье, о традициях. В
некоторых семьях традиции только появились, например,
• Каждые выходные посещать кинотеатр
• Вечер семейного чтения.
• Совместный труд.
Так как проект еще реализовывается, то последний пункт заключительного
этапа на стадии создания. Генеалогическое древо поможет детям узнать
имена своих предков и сферу их деятельности.
Таким образом, данный проект помог детям систематизировать полученные
знания о семье и уже сейчас можно сказать, что детско-родительские
отношения стали крепче.
Список используемой литературы:
1.Оверчук Т.И. Мой дом. М., 2004
2.Хоментаускас Г.Т Семья глазами ребенка. М., 1989.
3.Зилин В.И. Русские пословицы и поговорки. М.,1994.
4.Арнаутова Е.П. Воспитатель и семья. М.,2001.
5. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании
дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008
6.Интернет ресурсы
Приложение
Анкета для родителей «Традиции моей семьи»
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:
хорошие
13 чел.
отличные
6 чел.
нормальные
1 чел.
не очень хорошие
0 чел.
2. Считаете ли вы свою семью дружной?
да
20 чел.
не совсем
0 чел.
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи?
праздники
8 чел.
ужин в кругу семьи
7 чел.
поездки
8 чел.
всё, многое
5 чел.
праздники и поездки
6 чел.
не знаю
0 чел.
выезд на природу, просмотр ТV, ужин
7 чел.
праздники в ДОУ
12 чел.
4. Как часто ваша семья собирается вместе?
ежедневно
6 чел.
часто
6 чел.
как получится
1 чел.
когда как
2 чел.
редко
1 чел.
всегда
4 чел.
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?
каждый занимается своим делом
0 чел.
всё (всё понемногу, всем, много чем)
11 чел.
обсуждаем учёбу
6 чел.
занимаемся трудом и ходим летом на участок
2 чел.
смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы
7 чел.
занимаемся семейно – бытовым трудом
6 чел.
делимся впечатлениями
6чел.
смотрим TV передачи
5 чел.
общаемся
13 чел.
вместе проводим досуг
3 чел.
читаем
5 чел.
шутим, смеёмся
7 чел.
отдыхаем
8 чел.
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?
редко
9 чел.
иногда
9 чел.
нет
2 чел.