Автор: Прощенко Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 55 "Богатырь"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Белово
Наименование материала: программа
Тема: Дополнительная общеразвивающая программа по основам безопасности и жизнедеятельности дошкольников "Островок безопасности" для детей 5-6 лет
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55 «Богатырь» комбинированного вида города Белово»
Рассмотрена:
Утверждена:
педагогический совет
заведующий МБДОУ
протокол___
детский сад № 55
от «___»_____20___г.
города Белово
Председатель_______
_______Н.Л.Норкина
__________________
Приказ №___от «__»___20__г.
Дополнительная общеразвивающая программа
по основам безопасности и
жизнедеятельности дошкольников
«Островок безопасности»
для детей 5-6 лет
Составитель:
Прощенко Н.Ю.
Беловский городской округ,2017
1
Составитель: Прощенко Н.Ю.
Рабочая программа воспитателя составлена с учётом интеграции
образовательных областей, содержание детской деятельности
распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную
на один учебный год.
Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет
и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-
тематическому планированию ООП ДО МБДОУ детский сад №55 города Белово.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает
вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере
профессиональной необходимости.
2
Пояснительная записка
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная
задача
взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и
защищать
самых
беззащитных
граждан
-
маленьких
детей, подготовить их к
встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять
неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни,
адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в
неожиданной
ситуации
на
улице
и
дома,
поэтому
главным
в
работе
по
данному направлению
является
стимулирование р а з в и т и я
у
д е т е й
самостоятельности и ответственности.
Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на
практике.
Важно
побудить
ребенка
задуматься
о
работе
своего
организма,
почувствовать
и
лучше
понять
его
сложное
устройство,
осознать
значение
правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.
Актуальность проблемы обусловила необходимость разработки программы,
нацеленной на обучение воспитанников безопасному поведению в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального
характера.
Программа по формированию основ безопасности у детей старшей группы
составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования на основе программы «Основы
безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой,
Н.Н. Авдеевой.
Программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:
• Конституция РФ
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования от 17.10.2013 г. № 1155
• СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам — образовательным
программам дошкольного образования от 30.08.2013г.
Цели программы:
3
Формирование
первичных
представлений
о
безопасном
поведении
в
быту,
социуме, природе, сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи:
Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально
опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;
Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и
способах поведения в них;
Формирование
элементарных
представлений
о
правилах
безопасности
дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости
выполнения этих правил;
Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной
безопасности;
Формировать
у
детей
представления
об
опасных
и
вредных
факторах,
возникающих во время пожара;
Формировать
умение
применять
знания
в
повседневной
жизни,
обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.
Принципы и подходы к формированию образовательной программы:
Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей
опирается на уже освоенное);
Доступность
(усложнение
материала
происходит
с
учетом
возрастных
особенностей детей);
Включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную
и другие);
Наглядность;
Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Содержание программы:
Содержание
программы
направленно
на
развитие
познавательной
активности дошкольников. При отборе содержания учитывалась степень
4
значимости теоретических и практических знаний и умений и навыков у
детей
в
сохранении
и
укреплении
здоровья
в
повседневной
жизни,
в
повышении мотивации самостоятельности и познавательной активности, в
углублении знаний основ безопасности жизнедеятельности.
Подобраны игры направленные на углубление знаний и развивающие такие
умения и навыки как анализ и синтез, сравнение, установление причинно-
следственных
связей,
классификация,
решение
проблемных
задач.
Включение
в
программу
заданий
различного
уровня
сложности
соответствует принципу индивидуализации и дифференциации обучения и
позволяет развить и стимулировать расширение знаний и
совершенствование умений и навыков у дошкольников на разных уровнях
обучения.
Методы позволяющие реализовать содержание программы.
Методы частично-поискового, поискового, проблемного характера,
стимулирующие познавательную активность дошкольников.
Словесный (беседа, дискуссия, обсуждение в парах, малых группах).
Наглядный (демонстрация различных объектов, предметов, опытов, картин)
Практический (практические действия, опыты и т.д.)
Формы обучения:
Коллективные (беседа, дискуссия, объяснение и т.п.).
Групповые
(обсуждение
проблемы
в
подгруппах,
решение
заданий,
викторины)
Работа в парах (выполнение заданий, поиск ответа на карточках и т.п.).
Индивидуальные (индивидуальные практические и теоретические задания,
индивидуальный контроль).
Основные средства обучения:
Дидактические игры.
Методические пособия.
Наглядные
материалы
(мультимедийное
оборудование,
картины,
иллюстрации, плакаты, брошюры и т.д.)
Формирование
устойчивых
знаний
и
прочных
навыков
культуры
безопасного
поведения
детей
в
быту,
на
улице,
природе,
транспорте
осуществляется
по
разработанному
тематическому
плану,
через
все
доступные формы и методы работы (занятия, беседы, экскурсии, прогулки,
наблюдения, диафильмы,
чтение художественной литературы, драматизация, викторины и вечера
досуга и т.д.)
5
Планируемые результаты:
Сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с
незнакомыми людьми на улице и дома.
Умеет правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и
соответственно реагировать на них.
Владеет правилами взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими
приятелями на улице, дома, в детском саду.
Знает и соблюдает правила поведения в природе.
Различает съедобные и несъедобные грибы, съедобные ягоды и ядовитые
растения.
Сформированы навыки безопасного поведения при контактах с животными.
Соблюдает
необходимые меры
предосторожности при
обращении
с
бытовыми предметами.
Умеет правильно оценивать свои возможности по преодолению опасности.
Сформированы навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар».
Имеет сформированные знания о работе МЧС, пожарной службы, службы
скорой помощи, полиции.
Умеет вызывать службы «01», «02», «03», «04».
Знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Имеет сформированные представления о правильном режиме дня и пользе
его соблюдения для здоровья.
Сформированы навыки личной гигиены.
Умеет самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
Имеет представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
З н а е т дорожные
знаки.
Классифицирует
их
на
предупреждающие,
запрещающие, информационно-указательные.
Понимает, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью
можно
не
к
любому
взрослому,
а
только
к
полицейскому,
военному,
продавцу.
Перспективное планирование по формированию основ безопасной
жизнедеятельности детей в старшей группе.
Сентябрь
Неделя
Тема
Содержание
6
I
«Правила
безопасного
перехода через
улицу»
Цель: закреплять представление детей о
правилах поведения на улице города.
Закреплять знания о правилах движения, о
сигналах светофора.
Чтение художественной литературы:
В.Суслов «Его сигнал для всех закон».
Д/игра «Светофор».
С/р игра «Транспорт»
Плакат, на котором изображены различные
ситуации на дорогах.
II
«Ядовитые
грибы»
Цель: закрепить и обобщить знания детей о
грибах, учить их различать съедобные и
несъедобные грибы, развивать память и
наблюдательность.
Рассматривание иллюстрации.
Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не
трогать» (мухомор).
Загадки о грибах.
Д/игра «Съедобное – несъедобное»
III
« Что я вижу в
городе»
Цель: закрепить правила поведения на
улице, познакомить с основными видами
транспортных средств, движущихся по
дороге.
Чтение худ. литературы: С.Михалков «Дядя
Стѐпа - милиционер».
Загадки о правилах дорожного движения.
Строительные игры « Построй улицу».
Плакат, на котором изображены улицы
города, дорожные знаки.
IV
«Как мы
переходим через
улицу»
Цель: закреплять знания детей о
работе светофора, о правилах перехода
через улицу.
Рассматривание иллюстрации.
Д/игра « Кто быстрей соберѐт светофор»
П / игра « Стой – иди»
Октябрь
Неделя
Тема
Содержание
I
«Опасность
Цель: рассмотреть и обсудить типичные
7
контактов с
незнакомыми
взрослыми»
опасные ситуации возможных
контактов с незнакомыми людьми на улице.
Научиться разговаривать по телефону,
ознакомиться с номером телефона
«Полиции» - 02.
Чтение худ. литературы: Шарль Перро «
Красная шапочка».
Повторение домашнего адреса и ф.и.о.
родителей.
Д/игра «Узнай по описанию».
II
«Правила
безопасного
перехода через
дорогу»
Цель: уточнить представление детей о
правилах поведения на улицах города,
закрепить знания о правилах дорожного
движения, о сигналах светофора и
значении сигнала.
Рисование « Зебра – путь для пешехода».
Плакат, на котором изображены улицы
города, дорожные знаки.
Подвижная игра « Стой- иди».
III
«Опасно –
безопасно»
Цель: уточнить представления детей об
источниках опасности в доме, их
назначении, о правилах пользования.
Научиться разговаривать по телефону,
ознакомиться с номером телефона
«Пожарной части» - 01.
Рассматривание иллюстрации с
изображением опасных предметов и
ситуации.
Д/игра « Раз, два, три, что может быть
опасно – найди»
IV
« Правила
оказания первой
помощи»
Цель: при ушибах, порезах» - закреплять
умение оказывать себе и другому
первую помощь при порезах, ожогах,
ушибах. Научиться разговаривать по
телефону, ознакомиться с номером
телефона «Скорой помощи» - 03.
Рассматривание иллюстрации с
изображением оказания первой помощи
при ушибах и порезах.
Ноябрь
Неделя
Тема
Содержание
I
«Опасные
предметы»
Цель: уточнить представления детей об
источниках опасности в доме, их
8
назначении, о правилах пользования.
Научиться разговаривать по телефону,
ознакомиться с номером телефона «Скорой
помощи» - 03.
Рассматривание иллюстрации с
изображением опасных предметов и
ситуации.
Д/игра « Правильно ли это».
С/ ролевая игра «Кухня»
II
Личная гигиена:
« Ухо – это орган
слуха»
Цель: закреплять знания о том, что слух –
это способность воспринимать
окружающие звуки, а также бережно
относится к слуху окружающих людей.
Познакомить с профессией
«Врач – ЛОР».Посещение с детьми
медицинского кабинета.
Д/игра « Что может повредить моему
слуху»
С/ ролевая игра «Больница»
Подбор стихов, пословиц, загадок.
III
«Правила
безопасного
перехода через
дорогу, правила
поведения на
улице»
Цель: уточнить представление детей о
правилах поведения на улицах города,
закрепить знания о правилах дорожного
движения, о сигналах светофора и
значении сигнала.
Просмотр м\фильма «Минутка
безопасности-опасные дороги»
Загадки о правилах дорожного движения.
Подвижная игра «Стоп».
IV
Азбука
безопасности:
« Ты и дорога»
Цель: развивать умение узнавать виды
наземного транспорта по различным
признакам.
Рисование: «Известные дорожные знаки»
(светофор, зебра) – по выбору ребѐнка.
Подвижная игра «Красный, желтый,
зелѐный»
Д/игра «Дорожные знаки»(лото)
Декабрь
Неделя
Тема
Содержание
I
« Контакты с
Цель: объяснить детям, что приятная
9
незнакомыми
людьми на улице»
внешность незнакомого человека не
всегда означает его добрые намерения.
Повторение домашнего адреса и Ф.И.О
родителей.
Д/игра « Наблюдайка» - описание человека,
приметы как он выглядит.
Наблюдение на прогулке за внешностью
разных людей, как они выглядят.
II
«Острые
предметы»
Цель: закрепить представление об острых,
колючих и режущих предметах,
предостеречь от несчастных случаев в
быту.
Д/игра « Какие опасные предметы вы
знаете?».
Чтение художественной литературы:
Е.Казаков «Чик- чик ножницами»,
Ю.Пермяк « Торопливый ножик», Н.Носов
«Заплатка».
III
«Забота о
здоровье»
Цель: навыки личной гигиены,
профилактика заболевании, научить
заботится
о своѐм здоровье, избегать ситуации,
приносящий вред здоровью.
Чтение художественной литературы:
К.Чуковский « Мойдодыр».
Д/игра « Туалетные принадлежности».
Игра с мячом «Полезное и вредное».
IV
« В гостях у
Айболита»
Цель: закрепить умение оказывать первую
помощь при ушибах , порезах и
ожогах. Научиться разговаривать по
телефону, ознакомиться с номером
телефона «Скорой помощи» - 03.
Д/игра « Мы – спасатели»
С/ р. игра « Травмпункт».
Чтение художественной литературы:
К.Чуковский « Доктор Айболит»
Январь
Неделя
Тема
Содержание
I
«Знакомься –
бытовая техника»
Цель: закреплять правила техники
безопасности при обращении с
10
электроприборами. Научиться
разговаривать по телефону, ознакомиться с
номером телефона «Пожарной части» - 01.
Д/игра «Что лишнее?»
Рассматривание иллюстрации с
изображением опасных предметов и
ситуации.
Загадки и стихи о бытовой техники.
II
«Витамины и
здоровье»
Цель: обобщение знаний об охране и
укреплении своего здоровья, формирование
потребности в здоровом образе
жизни.
Загадки о витаминах ( в каких продуктах
содержится витамин «С»).
Игра с мячом «Полезное и вредное».
С/ р. игра «Поликлиника»
Рассматривание иллюстрации «Что бывает
с людьми при нехватке витаминов»
III
«Как вести себя
дома»
Цель: уточнить представление детей о
правилах безопасного поведения дома,
определять дома – где высоко, где низко.
Предложить запомнить предметы,
опасные для жизни, здоровья и сделать
выводы о последствиях неосторожного
обращения с такими предметами.
Д/игра « Высоко – низко».
С/ ролевая игра «Семья».
Аппликация « Опасные предметы».
Рассматривание иллюстрации с
изображением опасных предметов и
ситуации.
IV
«Мы –
пассажиры»
Цель: закреплять знания детей с понятием
«пассажир», продолжать знакомить
с правилами поведения в общественном
транспорте.
Д/игра «Кто чем управляет»
С/ ролевая игра « Транспорт».
Коллективная работа (аппликация)
«Автобус»,Чт. х\л: Б.Заходер «Шофер»
Февраль
Неделя
Тема
Содержание
I
« Контакты с
незнакомыми
Цель: закреплять знания детей с правилами
безопасного поведения с
11
животными»
животными, воспитание уважительного
отношения к животным.
Чтение стихотворений и загадок про
животных.
Наблюдение па прогулке за домашними
животными (собака и кошка).
Подвижная игра «Кот и воробушки»
Рисование (цветными карандашами) « Моѐ
любимое животное»
II
«Основные
правила
поведения и
действия при
пожаре»
Цель: - закрепить полученные знания о
возникновении пожара, усвоить номер
пожарной части, милиции и скорой
помощи; ознакомиться с профессией
пожарного и его действиями.
Д/игра « Какие пожароопасные предметы
знаешь». Чтение художественной
литературы: «Кошкин дом»
С/ ролевая игра «Пожарные на учениях»
Рассматривание иллюстрации с
изображением опасных предметов и
ситуации при пожаре. Загадки (спички,
огонь, лампочка, пожар ,газ и т. д.)
III
«Что может быть
горячим»
Цель: уточнить представление детей о
правилах безопасного поведения дома,
закреплять представления о том, что можно
обжечься при небрежном
пользовании горячей водой, паром, о
кастрюлю, о плиту .
Аппликация «Кастрюля», «Чайник»,
«Утюг» по выбору ребѐнка.
Д/игра « Соедини по точкам»
Рассматривание иллюстрации с
изображением опасных предметов.
IV
«Если ты
потерялся на
улице»
Цель: учить правильно вести себя, если
потерялся на улице и к кому обратиться за
помощью в данной ситуации.
Прослушивание аудизаписи «Потеряшка»
Повтор дом. адреса и Ф.И.О родителей.
П\ и «Беги ко мне».Рис « Мой дом»
Март
Неделя
Тема
Содержание
I
«Правила
дорожные совсем
Цель: закрепление материала. Воспитывать
у детей уважительное отношение к
12
– совсем не
сложные»
правилам дорожного движения и желание
следовать им; повторить правила
безопасного поведения на улице.
Д/игра «Кто быстрей соберѐт светофор»
Подвижная игра « Воробушки и
автомобиль».
Загадки о транспорте и дорожных знаков.
II
«Безопасность на
льду весной»
Цель: рассказать детям о том, как надо
вести себя у водоемов весной,
познакомить со способами и средствами
спасения утопающих, а также с
правилами безопасного поведения на льду.
Наблюдение по картинкам «Что бывает,
когда трескается лѐд».
Чтение художественной литературы: «Дед
Мазай и зайцы»
Д/игра «Да-нет»Рассматривание
иллюстрации с изображением опасных
ситуации.
III
«Эта спичка-
невеличка»
Цель: рассказать детям о том, для чего
люди используют спички, разъяснить
их опасность. Научиться разговаривать по
телефону, ознакомиться с номером
телефона «Пожарной части» - 01.
Чтение худ/ литературы: К.Чуковского
«Путаница».Д/игра « Огнеопасные
предметы».С/ ролевая игра «Пожарные на
учениях»Рассматривание иллюстрации с
изображением опасных ситуации.
IV
Личная гигиена:
«Дороже алмаза
своих два глаза»
Цель: учить детей соблюдать культурно-
гигиенические правила, воспитывать
бережное отношение к своему здоровью, к
здоровью окружающих людей.
Познакомить с профессией
«Врач – офтальмолог»
Загадки (глаза, брови, нос, очки и т. д.)
Д/игра « Запрещается – разрешается»
Полезные советы.
Игра с мячом « Какие бывают глаза»
Апрель
Неделя
Тема
Содержание
I
«Чтобы не было
беды»
Цель: уточнить представление детей о
правилах
13
пожарной безопасности дома и в детском
саду, Научиться разговаривать по
телефону, ознакомиться с номером
телефона «Пожарной части» - 01.
Экскурсия по детскому саду.
Чтение художественной литературы: С.Я.
Маршак « Пожар».
Отгадывание загадок
II
«Нужные и
ненужные тебе
лекарства. Беседа
о домашней
аптечке»
Цель: познакомить детей с понятием
«лекарство», «яд» и объяснить, что дети
не должны принимать лекарства
самостоятельно и брать или что-либо
другое у незнакомых людей.
Чтение художественной литературы:
«Сказка о мертвой царевне и семи
богатырях»
Экскурсия в медицинский кабинет.
Рассматривание иллюстрации с
изображением опасных ситуации.
С/ ролевая игра « Больница»
III
Личная гигиена:
«Руки – это лицо
человека»
Цель: продолжать учить детей
самостоятельно ухаживать за руками, а
также
расширять знания детей о значении рук в
трудовой деятельности.
Д/игра «Гигиенические принадлежности»
Чтение худ/ литературы: К.Чуковский «
Мойдодыр».
Полезные советы.
IV
«Какие опасные
предметы ты
знаешь
?
»
Цель: уточнить представления детей об
источниках опасности в доме, их
назначении, о правилах пользования.
Рисование «Какие опасные предметы ты
знаешь».
Загадки с изображением отгадок.
Рассматривание иллюстрации с
изображением опасных предметов
Д/игра « Можно – нельзя»
Май
Неделя
Тема
Содержание
I
«Огонь - наш
Цель: рассказать об открытии человеком
14
друг или враг»
огня, дать элементарные сведения об
электричестве и электроприборах, правила
обращения с огнѐм.
Чтение худ/ литературы: стих. Е. Ильин «
Огонь»
Д/игра « Что горит, что не горит»
Загадки (спички, огонь, лампочка, пожар,
газ и т.д)
Подвижная игра « Пожар»
Экскурсия по детскому саду «Уголок
противопожарной безопасности»
II
« Безопасность
при отдыхе на
природе»
Цель: познакомить детей с правилами
безопасного поведения на природе;
рассказать о влиянии на человека погодных
условии» одежда по погоде, а
также вспомнить какие грибы можно и
нельзя собирать в лесу
Подбор стихов, пословиц, загадок.
Рассматривание иллюстрации с
изображением опасных ситуации.
Д/игра « Да-нет»
Рисование (карандашами) «Мухомор»
III
Беседа «Будем
беречь, и
охранять
природу»
Цель: воспитывать у детей
природоохранное поведение; развивать
представление о том, какие действия вредят
природе, портят ее, а какие способствуют
ее восстановлению.
IV
КВН «Берегись
бед, пока их
нет…»(итоговое)
Цель: обобщить и закрепить знания,
умения, навыки по основам безопасной
собственной жизнедеятельности.
Материально-техническое обеспечение программы.
ТСО: ПК, магнитофон, колонки, проектор, экран.
Информационные стенды:
Модель огнетушителя .
15
Настольные игры по ПБ.
Комплект видеофильмов по ПБ.
Аудиокассеты.
Список литературы:
1.
Основная
примерная
общеобразовательная
программа
"От
рождения
до
школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
a.
2015г
2.
Безопасность: Н . Н .
А в д е е в а ,
О . Л .
К н я з е в а ,
Р . Б . Стеркина.
Основы безопасности детей дошкольного
возраста.
–
М.:
Просвещение,
2007.
16
3.
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие
по основам безопасной жизнедеятельности детей - М. ACT, 1998.
4.
Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ. -М., ТЦ «Сфера», 2002.
5.
Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной
безопасности. – М.: Скрипторий 2003, 2007.
6.
Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! –
Новосибирск :Сиб. унив. изд-во, 2009.
7.
Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. :
Скрипторий 2003, 2009.
8.
Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера,
2008.
9.
Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры
предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных
ситуациях / Глав.ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001.
10.Шорыгина
Т.А.
Осторожные
сказки:
Безопасность
для
малышей
-
М.,
«Прометей», 2002.
11.Усачев А.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, 2008.
17