Напоминание

Дополнительная общеразвивающая программа по основам безопасности и жизнедеятельности дошкольников "Островок безопасности" для детей 5-6 лет


Автор: Прощенко Наталья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 55 "Богатырь"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Белово
Наименование материала: программа
Тема: Дополнительная общеразвивающая программа по основам безопасности и жизнедеятельности дошкольников "Островок безопасности" для детей 5-6 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 «Богатырь» комбинированного вида города Белово»

Рассмотрена:

Утверждена:

педагогический совет

заведующий МБДОУ

протокол___

детский сад № 55

от «___»_____20___г.

города Белово

Председатель_______

_______Н.Л.Норкина

__________________

Приказ №___от «__»___20__г.

Дополнительная общеразвивающая программа

по основам безопасности и

жизнедеятельности дошкольников

«Островок безопасности»

для детей 5-6 лет

Составитель:

Прощенко Н.Ю.

Беловский городской округ,2017

1

Составитель: Прощенко Н.Ю.

Рабочая программа воспитателя составлена с учётом интеграции

образовательных областей, содержание детской деятельности

распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную

на один учебный год.

Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет

и рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-

тематическому планированию ООП ДО МБДОУ детский сад №55 города Белово.

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает

вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере

профессиональной необходимости.

2

Пояснительная записка

В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная

задача

взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и

защищать

самых

беззащитных

граждан

-

маленьких

детей, подготовить их к

встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять

неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни,

адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в

неожиданной

ситуации

на

улице

и

дома,

поэтому

главным

в

работе

по

данному направлению

является

стимулирование р а з в и т и я

у

д е т е й

самостоятельности и ответственности.

Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на

практике.

Важно

побудить

ребенка

задуматься

о

работе

своего

организма,

почувствовать

и

лучше

понять

его

сложное

устройство,

осознать

значение

правильного питания, активного образа жизни, личной гигиены.

Актуальность проблемы обусловила необходимость разработки программы,

нацеленной на обучение воспитанников безопасному поведению в различных

опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального

характера.

Программа по формированию основ безопасности у детей старшей группы

составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным

стандартом дошкольного образования на основе программы «Основы

безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой,

Н.Н. Авдеевой.

Программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:

• Конституция РФ

• Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования от 17.10.2013 г. № 1155

• СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;



Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

основным общеобразовательным программам — образовательным

программам дошкольного образования от 30.08.2013г.

Цели программы:

3

Формирование

первичных

представлений

о

безопасном

поведении

в

быту,

социуме, природе, сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Задачи:

Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности;

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально

опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям;

Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и

способах поведения в них;

Формирование

элементарных

представлений

о

правилах

безопасности

дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости

выполнения этих правил;

Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной

безопасности;

Формировать

у

детей

представления

об

опасных

и

вредных

факторах,

возникающих во время пожара;

Формировать

умение

применять

знания

в

повседневной

жизни,

обеспечивающие безопасность в доме, детском саду.

Принципы и подходы к формированию образовательной программы:

Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей

опирается на уже освоенное);

Доступность

(усложнение

материала

происходит

с

учетом

возрастных

особенностей детей);

Включение в деятельность (игровую, познавательную, экспериментальную

и другие);

Наглядность;

Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Содержание программы:

Содержание

программы

направленно

на

развитие

познавательной

активности дошкольников. При отборе содержания учитывалась степень

4

значимости теоретических и практических знаний и умений и навыков у

детей

в

сохранении

и

укреплении

здоровья

в

повседневной

жизни,

в

повышении мотивации самостоятельности и познавательной активности, в

углублении знаний основ безопасности жизнедеятельности.

Подобраны игры направленные на углубление знаний и развивающие такие

умения и навыки как анализ и синтез, сравнение, установление причинно-

следственных

связей,

классификация,

решение

проблемных

задач.

Включение

в

программу

заданий

различного

уровня

сложности

соответствует принципу индивидуализации и дифференциации обучения и

позволяет развить и стимулировать расширение знаний и

совершенствование умений и навыков у дошкольников на разных уровнях

обучения.

Методы позволяющие реализовать содержание программы.

Методы частично-поискового, поискового, проблемного характера,

стимулирующие познавательную активность дошкольников.

Словесный (беседа, дискуссия, обсуждение в парах, малых группах).

Наглядный (демонстрация различных объектов, предметов, опытов, картин)

Практический (практические действия, опыты и т.д.)

Формы обучения:

Коллективные (беседа, дискуссия, объяснение и т.п.).

Групповые

(обсуждение

проблемы

в

подгруппах,

решение

заданий,

викторины)

Работа в парах (выполнение заданий, поиск ответа на карточках и т.п.).

Индивидуальные (индивидуальные практические и теоретические задания,

индивидуальный контроль).

Основные средства обучения:

Дидактические игры.

Методические пособия.

Наглядные

материалы

(мультимедийное

оборудование,

картины,

иллюстрации, плакаты, брошюры и т.д.)

Формирование

устойчивых

знаний

и

прочных

навыков

культуры

безопасного

поведения

детей

в

быту,

на

улице,

природе,

транспорте

осуществляется

по

разработанному

тематическому

плану,

через

все

доступные формы и методы работы (занятия, беседы, экскурсии, прогулки,

наблюдения, диафильмы,

чтение художественной литературы, драматизация, викторины и вечера

досуга и т.д.)

5

Планируемые результаты:

Сформированы навыки безопасного поведения при возможных контактах с

незнакомыми людьми на улице и дома.

Умеет правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и

соответственно реагировать на них.

Владеет правилами взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими

приятелями на улице, дома, в детском саду.

Знает и соблюдает правила поведения в природе.

Различает съедобные и несъедобные грибы, съедобные ягоды и ядовитые

растения.

Сформированы навыки безопасного поведения при контактах с животными.

Соблюдает

необходимые меры

предосторожности при

обращении

с

бытовыми предметами.

Умеет правильно оценивать свои возможности по преодолению опасности.

Сформированы навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар».

Имеет сформированные знания о работе МЧС, пожарной службы, службы

скорой помощи, полиции.

Умеет вызывать службы «01», «02», «03», «04».

Знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

Имеет сформированные представления о правильном режиме дня и пользе

его соблюдения для здоровья.

Сформированы навыки личной гигиены.

Умеет самостоятельно разрешать межличностные конфликты.

Имеет представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.

З н а е т дорожные

знаки.

Классифицирует

их

на

предупреждающие,

запрещающие, информационно-указательные.

Понимает, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью

можно

не

к

любому

взрослому,

а

только

к

полицейскому,

военному,

продавцу.

Перспективное планирование по формированию основ безопасной

жизнедеятельности детей в старшей группе.

Сентябрь

Неделя

Тема

Содержание

6

I

«Правила

безопасного

перехода через

улицу»

Цель: закреплять представление детей о

правилах поведения на улице города.

Закреплять знания о правилах движения, о

сигналах светофора.

Чтение художественной литературы:

В.Суслов «Его сигнал для всех закон».

Д/игра «Светофор».

С/р игра «Транспорт»

Плакат, на котором изображены различные

ситуации на дорогах.

II

«Ядовитые

грибы»

Цель: закрепить и обобщить знания детей о

грибах, учить их различать съедобные и

несъедобные грибы, развивать память и

наблюдательность.

Рассматривание иллюстрации.

Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не

трогать» (мухомор).

Загадки о грибах.

Д/игра «Съедобное – несъедобное»

III

« Что я вижу в

городе»

Цель: закрепить правила поведения на

улице, познакомить с основными видами

транспортных средств, движущихся по

дороге.

Чтение худ. литературы: С.Михалков «Дядя

Стѐпа - милиционер».

Загадки о правилах дорожного движения.

Строительные игры « Построй улицу».

Плакат, на котором изображены улицы

города, дорожные знаки.

IV

«Как мы

переходим через

улицу»

Цель: закреплять знания детей о

работе светофора, о правилах перехода

через улицу.

Рассматривание иллюстрации.

Д/игра « Кто быстрей соберѐт светофор»

П / игра « Стой – иди»

Октябрь

Неделя

Тема

Содержание

I

«Опасность

Цель: рассмотреть и обсудить типичные

7

контактов с

незнакомыми

взрослыми»

опасные ситуации возможных

контактов с незнакомыми людьми на улице.

Научиться разговаривать по телефону,

ознакомиться с номером телефона

«Полиции» - 02.

Чтение худ. литературы: Шарль Перро «

Красная шапочка».

Повторение домашнего адреса и ф.и.о.

родителей.

Д/игра «Узнай по описанию».

II

«Правила

безопасного

перехода через

дорогу»

Цель: уточнить представление детей о

правилах поведения на улицах города,

закрепить знания о правилах дорожного

движения, о сигналах светофора и

значении сигнала.

Рисование « Зебра – путь для пешехода».

Плакат, на котором изображены улицы

города, дорожные знаки.

Подвижная игра « Стой- иди».

III

«Опасно –

безопасно»

Цель: уточнить представления детей об

источниках опасности в доме, их

назначении, о правилах пользования.

Научиться разговаривать по телефону,

ознакомиться с номером телефона

«Пожарной части» - 01.

Рассматривание иллюстрации с

изображением опасных предметов и

ситуации.

Д/игра « Раз, два, три, что может быть

опасно – найди»

IV

« Правила

оказания первой

помощи»

Цель: при ушибах, порезах» - закреплять

умение оказывать себе и другому

первую помощь при порезах, ожогах,

ушибах. Научиться разговаривать по

телефону, ознакомиться с номером

телефона «Скорой помощи» - 03.

Рассматривание иллюстрации с

изображением оказания первой помощи

при ушибах и порезах.

Ноябрь

Неделя

Тема

Содержание

I

«Опасные

предметы»

Цель: уточнить представления детей об

источниках опасности в доме, их

8

назначении, о правилах пользования.

Научиться разговаривать по телефону,

ознакомиться с номером телефона «Скорой

помощи» - 03.

Рассматривание иллюстрации с

изображением опасных предметов и

ситуации.

Д/игра « Правильно ли это».

С/ ролевая игра «Кухня»

II

Личная гигиена:

« Ухо – это орган

слуха»

Цель: закреплять знания о том, что слух –

это способность воспринимать

окружающие звуки, а также бережно

относится к слуху окружающих людей.

Познакомить с профессией

«Врач – ЛОР».Посещение с детьми

медицинского кабинета.

Д/игра « Что может повредить моему

слуху»

С/ ролевая игра «Больница»

Подбор стихов, пословиц, загадок.

III

«Правила

безопасного

перехода через

дорогу, правила

поведения на

улице»

Цель: уточнить представление детей о

правилах поведения на улицах города,

закрепить знания о правилах дорожного

движения, о сигналах светофора и

значении сигнала.

Просмотр м\фильма «Минутка

безопасности-опасные дороги»

Загадки о правилах дорожного движения.

Подвижная игра «Стоп».

IV

Азбука

безопасности:

« Ты и дорога»

Цель: развивать умение узнавать виды

наземного транспорта по различным

признакам.

Рисование: «Известные дорожные знаки»

(светофор, зебра) – по выбору ребѐнка.

Подвижная игра «Красный, желтый,

зелѐный»

Д/игра «Дорожные знаки»(лото)

Декабрь

Неделя

Тема

Содержание

I

« Контакты с

Цель: объяснить детям, что приятная

9

незнакомыми

людьми на улице»

внешность незнакомого человека не

всегда означает его добрые намерения.

Повторение домашнего адреса и Ф.И.О

родителей.

Д/игра « Наблюдайка» - описание человека,

приметы как он выглядит.

Наблюдение на прогулке за внешностью

разных людей, как они выглядят.

II

«Острые

предметы»

Цель: закрепить представление об острых,

колючих и режущих предметах,

предостеречь от несчастных случаев в

быту.

Д/игра « Какие опасные предметы вы

знаете?».

Чтение художественной литературы:

Е.Казаков «Чик- чик ножницами»,

Ю.Пермяк « Торопливый ножик», Н.Носов

«Заплатка».

III

«Забота о

здоровье»

Цель: навыки личной гигиены,

профилактика заболевании, научить

заботится

о своѐм здоровье, избегать ситуации,

приносящий вред здоровью.

Чтение художественной литературы:

К.Чуковский « Мойдодыр».

Д/игра « Туалетные принадлежности».

Игра с мячом «Полезное и вредное».

IV

« В гостях у

Айболита»

Цель: закрепить умение оказывать первую

помощь при ушибах , порезах и

ожогах. Научиться разговаривать по

телефону, ознакомиться с номером

телефона «Скорой помощи» - 03.

Д/игра « Мы – спасатели»

С/ р. игра « Травмпункт».

Чтение художественной литературы:

К.Чуковский « Доктор Айболит»

Январь

Неделя

Тема

Содержание

I

«Знакомься –

бытовая техника»

Цель: закреплять правила техники

безопасности при обращении с

10

электроприборами. Научиться

разговаривать по телефону, ознакомиться с

номером телефона «Пожарной части» - 01.

Д/игра «Что лишнее?»

Рассматривание иллюстрации с

изображением опасных предметов и

ситуации.

Загадки и стихи о бытовой техники.

II

«Витамины и

здоровье»

Цель: обобщение знаний об охране и

укреплении своего здоровья, формирование

потребности в здоровом образе

жизни.

Загадки о витаминах ( в каких продуктах

содержится витамин «С»).

Игра с мячом «Полезное и вредное».

С/ р. игра «Поликлиника»

Рассматривание иллюстрации «Что бывает

с людьми при нехватке витаминов»

III

«Как вести себя

дома»

Цель: уточнить представление детей о

правилах безопасного поведения дома,

определять дома – где высоко, где низко.

Предложить запомнить предметы,

опасные для жизни, здоровья и сделать

выводы о последствиях неосторожного

обращения с такими предметами.

Д/игра « Высоко – низко».

С/ ролевая игра «Семья».

Аппликация « Опасные предметы».

Рассматривание иллюстрации с

изображением опасных предметов и

ситуации.

IV

«Мы –

пассажиры»

Цель: закреплять знания детей с понятием

«пассажир», продолжать знакомить

с правилами поведения в общественном

транспорте.

Д/игра «Кто чем управляет»

С/ ролевая игра « Транспорт».

Коллективная работа (аппликация)

«Автобус»,Чт. х\л: Б.Заходер «Шофер»

Февраль

Неделя

Тема

Содержание

I

« Контакты с

незнакомыми

Цель: закреплять знания детей с правилами

безопасного поведения с

11

животными»

животными, воспитание уважительного

отношения к животным.

Чтение стихотворений и загадок про

животных.

Наблюдение па прогулке за домашними

животными (собака и кошка).

Подвижная игра «Кот и воробушки»

Рисование (цветными карандашами) « Моѐ

любимое животное»

II

«Основные

правила

поведения и

действия при

пожаре»

Цель: - закрепить полученные знания о

возникновении пожара, усвоить номер

пожарной части, милиции и скорой

помощи; ознакомиться с профессией

пожарного и его действиями.

Д/игра « Какие пожароопасные предметы

знаешь». Чтение художественной

литературы: «Кошкин дом»

С/ ролевая игра «Пожарные на учениях»

Рассматривание иллюстрации с

изображением опасных предметов и

ситуации при пожаре. Загадки (спички,

огонь, лампочка, пожар ,газ и т. д.)

III

«Что может быть

горячим»

Цель: уточнить представление детей о

правилах безопасного поведения дома,

закреплять представления о том, что можно

обжечься при небрежном

пользовании горячей водой, паром, о

кастрюлю, о плиту .

Аппликация «Кастрюля», «Чайник»,

«Утюг» по выбору ребѐнка.

Д/игра « Соедини по точкам»

Рассматривание иллюстрации с

изображением опасных предметов.

IV

«Если ты

потерялся на

улице»

Цель: учить правильно вести себя, если

потерялся на улице и к кому обратиться за

помощью в данной ситуации.

Прослушивание аудизаписи «Потеряшка»

Повтор дом. адреса и Ф.И.О родителей.

П\ и «Беги ко мне».Рис « Мой дом»

Март

Неделя

Тема

Содержание

I

«Правила

дорожные совсем

Цель: закрепление материала. Воспитывать

у детей уважительное отношение к

12

– совсем не

сложные»

правилам дорожного движения и желание

следовать им; повторить правила

безопасного поведения на улице.

Д/игра «Кто быстрей соберѐт светофор»

Подвижная игра « Воробушки и

автомобиль».

Загадки о транспорте и дорожных знаков.

II

«Безопасность на

льду весной»

Цель: рассказать детям о том, как надо

вести себя у водоемов весной,

познакомить со способами и средствами

спасения утопающих, а также с

правилами безопасного поведения на льду.

Наблюдение по картинкам «Что бывает,

когда трескается лѐд».

Чтение художественной литературы: «Дед

Мазай и зайцы»

Д/игра «Да-нет»Рассматривание

иллюстрации с изображением опасных

ситуации.

III

«Эта спичка-

невеличка»

Цель: рассказать детям о том, для чего

люди используют спички, разъяснить

их опасность. Научиться разговаривать по

телефону, ознакомиться с номером

телефона «Пожарной части» - 01.

Чтение худ/ литературы: К.Чуковского

«Путаница».Д/игра « Огнеопасные

предметы».С/ ролевая игра «Пожарные на

учениях»Рассматривание иллюстрации с

изображением опасных ситуации.

IV

Личная гигиена:

«Дороже алмаза

своих два глаза»

Цель: учить детей соблюдать культурно-

гигиенические правила, воспитывать

бережное отношение к своему здоровью, к

здоровью окружающих людей.

Познакомить с профессией

«Врач – офтальмолог»

Загадки (глаза, брови, нос, очки и т. д.)

Д/игра « Запрещается – разрешается»

Полезные советы.

Игра с мячом « Какие бывают глаза»

Апрель

Неделя

Тема

Содержание

I

«Чтобы не было

беды»

Цель: уточнить представление детей о

правилах

13

пожарной безопасности дома и в детском

саду, Научиться разговаривать по

телефону, ознакомиться с номером

телефона «Пожарной части» - 01.

Экскурсия по детскому саду.

Чтение художественной литературы: С.Я.

Маршак « Пожар».

Отгадывание загадок

II

«Нужные и

ненужные тебе

лекарства. Беседа

о домашней

аптечке»

Цель: познакомить детей с понятием

«лекарство», «яд» и объяснить, что дети

не должны принимать лекарства

самостоятельно и брать или что-либо

другое у незнакомых людей.

Чтение художественной литературы:

«Сказка о мертвой царевне и семи

богатырях»

Экскурсия в медицинский кабинет.

Рассматривание иллюстрации с

изображением опасных ситуации.

С/ ролевая игра « Больница»

III

Личная гигиена:

«Руки – это лицо

человека»

Цель: продолжать учить детей

самостоятельно ухаживать за руками, а

также

расширять знания детей о значении рук в

трудовой деятельности.

Д/игра «Гигиенические принадлежности»

Чтение худ/ литературы: К.Чуковский «

Мойдодыр».

Полезные советы.

IV

«Какие опасные

предметы ты

знаешь

?

»

Цель: уточнить представления детей об

источниках опасности в доме, их

назначении, о правилах пользования.

Рисование «Какие опасные предметы ты

знаешь».

Загадки с изображением отгадок.

Рассматривание иллюстрации с

изображением опасных предметов

Д/игра « Можно – нельзя»

Май

Неделя

Тема

Содержание

I

«Огонь - наш

Цель: рассказать об открытии человеком

14

друг или враг»

огня, дать элементарные сведения об

электричестве и электроприборах, правила

обращения с огнѐм.

Чтение худ/ литературы: стих. Е. Ильин «

Огонь»

Д/игра « Что горит, что не горит»

Загадки (спички, огонь, лампочка, пожар,

газ и т.д)

Подвижная игра « Пожар»

Экскурсия по детскому саду «Уголок

противопожарной безопасности»

II

« Безопасность

при отдыхе на

природе»

Цель: познакомить детей с правилами

безопасного поведения на природе;

рассказать о влиянии на человека погодных

условии» одежда по погоде, а

также вспомнить какие грибы можно и

нельзя собирать в лесу

Подбор стихов, пословиц, загадок.

Рассматривание иллюстрации с

изображением опасных ситуации.

Д/игра « Да-нет»

Рисование (карандашами) «Мухомор»

III

Беседа «Будем

беречь, и

охранять

природу»

Цель: воспитывать у детей

природоохранное поведение; развивать

представление о том, какие действия вредят

природе, портят ее, а какие способствуют

ее восстановлению.

IV

КВН «Берегись

бед, пока их

нет…»(итоговое)

Цель: обобщить и закрепить знания,

умения, навыки по основам безопасной

собственной жизнедеятельности.

Материально-техническое обеспечение программы.

ТСО: ПК, магнитофон, колонки, проектор, экран.

Информационные стенды:

Модель огнетушителя .

15

Настольные игры по ПБ.

Комплект видеофильмов по ПБ.

Аудиокассеты.

Список литературы:

1.

Основная

примерная

общеобразовательная

программа

"От

рождения

до

школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

a.

2015г

2.

Безопасность: Н . Н .

А в д е е в а ,

О . Л .

К н я з е в а ,

Р . Б . Стеркина.

Основы безопасности детей дошкольного

возраста.

М.:

Просвещение,

2007.

16

3.

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие

по основам безопасной жизнедеятельности детей - М. ACT, 1998.

4.

Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ. -М., ТЦ «Сфера», 2002.

5.

Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной

безопасности. – М.: Скрипторий 2003, 2007.

6.

Коган М. С. Осторожней будь с огнем утром, вечером и днем! –

Новосибирск :Сиб. унив. изд-во, 2009.

7.

Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. – М. :

Скрипторий 2003, 2009.

8.

Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М. : Сфера,

2008.

9.

Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры

предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных

ситуациях / Глав.ред. В. А. Володин. – М. : Аванта,2001.

10.Шорыгина

Т.А.

Осторожные

сказки:

Безопасность

для

малышей

-

М.,

«Прометей», 2002.

11.Усачев А.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ, 2008.

17



В раздел образования