Напоминание

Программа внеучебной деятельности «Мастерица» для 5 класса


Автор: Корякина Елена Петровна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ "Чурапчинская СОШ им.И.М.Павлова"
Населённый пункт: с.Чурапча Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья по Внеурочной деятельности
Тема: Программа внеучебной деятельности «Мастерица» для 5 класса
Раздел: среднее образование





Назад




Корякина Елена Петровна,

учитель технологии

МБОУ «Чурапчинская СОШ

Им.И.М.Павлова»

Республика Саха (Якутия)

Программа внеучебной деятельности «Мастерица» для 5 класса

Пояснительная записка

План внеурочной деятельности «Мастерица» обеспечивает введение в действие и

реализацию требований Федерального государственного образовательного, основного общего

образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках

внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по

классам.

При разработке плана использовались следующие документы:

.

План предусматривает распределение обучающихся по возрасту, в зависимости от

направления развития личности и реализуемых программ внеурочной деятельности.

План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволяя

обучающимся раскрыть свои творческие способности и интересы.

Таким образом, план внеурочной деятельности на учебный год создаёт условия для повышения

качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует

самоопределению учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей

педагогического коллектива.

Настоящая программа имеет художественно – эстетическую направленность.

Разработка и реализация программы стали результаты многолетней работы по этому виду

творчества , изучение опыта работы педагогов , изучение литературы по историко-культурному

наследию, посещение мастер-классов профессиональных дизайнеров в сети интернета.

Новизна данной программы заключается в :

- изучение школы работы с таким материалом, как бисер, мулине, атласные ленты, природный

материал;

- изучение разнообразных тем данного направления: панно, коллажи, букеты, украшения,

оформление подарков;

- внедрение современных тенденций искусства в образовательный процесс с целью приобретения

новых знаний, умений и навыков;

- испытание современных технологий ( компьютерных ) для более качественного усвоения

материала воспитанниками.

1. Педагогическая целесообразность программы.

Основная идея программы - развить у детей и подростков мотивации к познанию и творчеству.

Важно научить ребёнка ориентироваться в окружающем мире, реализоваться в деятельности.

Цель программы:

- раскрытие творческого потенциала личности средствами искусства.

Задачи программы:

- познакомить обучающихся с различными видами декоративно- прикладного творчества

(вышивка крестом, бисером, лентами, паетками, природным материалом);

- научить детей приёмам работы с различными материалами, инструментами;

- формировать у детей художественный вкус, приучить их к общечеловеческим ценностям,

воспитать интерес к культуре, истории, традициям и обычаям народа;

- развить творческие способности личности ребёнка, развивать фантазию и воображение;

- воспитывать у детей чувство толерантности, научить общаться в коллективе;

- формировать умение анализировать свои работы, работы других воспитанников.

2. Возраст детей и сроки реализации программы.

Возраст обучающихся -14 лет.

Оптимальное количество детей в учебной группе 5 человек, так как при большем количестве

обучающихся педагог не сможет работать индивидуально с каждым из них, так как

воспитанники в процессе обучения пользуются травмоопасными инструментами и

приспособлениями.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Объём реализации программы по 68 часа на первый,

второй год обучения по 204 часов, аналогично и на третий год.

В группах 1-го года обучения занятия производятся 2 раза в неделю по 1 часу.

В группах 2-го-3-го годов обучения 2 раза в неделю по3 часа с 10-ти минутными перерывами

через каждый час.

Основными направлениями деятельности программы является учебная, воспитывающая и

развивающая деятельность.

Программа каждого года обучения представляет собой завершающий блок знаний и может

рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная на 1,2,3,4 года обучения.

В соответствии с выявленными знаниями и умениями возрастные рамки в группах могут

расширяться.

Возможно, временное объединение глубоко мотивированных детей в творческие группы для

подготовки их к участию в выставках или конкурсах.

3. Содержание и формы обучения.

В процессе обучения используются следующие формы занятий:

- комбинированное учебное занятие,

- вводное занятие,

- экскурсия,

- выставка,

- мастер-класс.

Мастер-класс для обучающихся может проводить как педагог, так и старшие воспитанники.

Такая форма способствует развитию инициативы, формирует чувство ответственности, помогает

создать единый коллектив.

Учебно-воспитательный процесс базируется на обучении основным приёмам и технологии

изготовления различных изделий, сочетающих в себе эстетические и практические качества.

Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с разными материалами,

учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от создания,

сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное

произведение. В процессе работы у детей развивается чувство цвета, ритма, тренируются пальцы

рук, глазомер, воспитывается наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое

восприятие мира, формируется понятие о красоте вещей, созданных своими руками, знание

природных качеств материала и его применение, любовь и бережное отношение к природе

вещей.

Педагог должен создавать атмосферу радости, удовольствия, соучастие детей в процессе

восприятия материала и потребность активной творческой отдачи при выполнении практических

заданий.

Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в общественно

полезную деятельность.

4. Механизм реализации программы.

Реализация программы даёт обучающимся, представления об основных направлениях

декоративного искусства и создания композиций разных форм, формирует умения и навыки по

их технологическому исполнению, а также воспитывает стремление творчески подходить к

процессу создания работ.

При реализации программы “Мастерица” используются следующие методы:

- словесные - лекции, беседы, викторины;

- наглядные - просмотр репродукций, слайдов, фото-сюжетов, образцов изделий мастеров

народного творчества, материалов методического и выставочного фонд кабинета технологии;

- практические - изготовление наглядных пособий, образцов изделий для постоянно

действующей выставки в учебном кабинете, для оформления интерьера класса, квартиры;

- проведение занятий-праздников, как одной из форм сотрудничества с другими коллективами

учреждения;

- экскурсии в краеведческий музей, картинную галерею;

- посещение выставок, организуемых в городе;

- встречи с интересными людьми (мастерами и народными умельцами).

Одна из интересных форм стимулирования учащихся к знаниям

- организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий, куда

приглашаются родители и друзья кружковцев.

Программой предусмотрены задания, как для индивидуального, так и для коллективного

исполнения. Техника вышивки крестом, бисером, паетками требует кропотливого труда,

поэтому педагог должен проводить индивидуальную работу с каждым ребёнком.

Коллективный труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей, а ошибки,

допущенные одним, всегда бывают замечены товарищем и вовремя исправлены. Педагог даёт

возможность всем детям самостоятельно оценивать свою работу, её результат, видеть её

достоинства и недостатки. При коллективном обсуждении результатов важно акцентировать

внимание на том, что получилось, т.е. даётся положительная оценка деятельности ребёнка, тем

самым создаётся благоприятный эмоциональный фон, способствующий формированию

творческого мышления, фантазии.

Раздел программы “История вышивки” знакомит кружковцев с народными традициями,

обычаями и обрядами как важнейшими средствами народной педагогики. В этот раздел входит

изучение календарных праздников и обычаев, их взаимосвязь с семейно-обрядовой культурой.

Акцентируется роль вышивки и изделий из неё в быту крестьян. Важна и прикладная

направленность этой темы. Изготовление народных обрядовых изделий из бисера - фигурок

человечков, птиц, лошадей, инкрустация бисером яиц- оставляет у детей ощущение праздника,

сопричастности к истории, традициям своего народа.

Связь с родителями поддерживается в течение всего учебного года:

это беседы, коллективные занятия в кружке, посещение выставок, приглашение на отчётные

выставки кружковцев.

По ходу обучения, необходимо обратить внимание на содержание понятий и терминов,

формирование у обучающихся умения пользоваться специальной и справочной литературой.

Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ, которые проходят после

изучения каждого раздела и позволяют педагогу проследить творческий рост каждого ребёнка по

следующим критериям:

оригинальность идеи,

соответствие работы возрасту ребёнка,

исполнительское мастерство,

новаторство и современность,

5. Работа с родителями.

Повышение воспитательного потенциала обучающихся возможно при условии системной

деятельности” педагог-учащийся-родители”согласно данной образовательной программе, работа

с родителями строится по следующим направлениям:

- консультативная и просветительская работа: проведение бесед, участие в родительских

собраниях;

- привлечение родителей к досуговой деятельности, организация выставок, мероприятия в

объединении, открытые уроки, празднование дней рождения, мастер-классы и др.

- подготовка подарков для родителей на 8 Марта, День Семьи, день Матери,

- каникулярные программы.

6. Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

1-ое полугодие

сроки

виды деятельности

формы контроля и оценки результатов

1

четверть

Получение знаний о

народных промыслах и

видах декоративно-

прикладного искусства.

Изготовление сувенирных

изделий и их декоративное

оформление

Работа по карточкам. Выполнение зачетной работы по

образцам.

2

четверть

Освоение технологии

вышивки. Выработка

практических навыков.

Беседа. Подготовка мини-рефератов. Участие в

конкурсах.

2-ое полугодие

3-я четверть

Приобретение навыков и знаний в технике

бисероплетения. Освоение конструктивных

приемов выполнения объемных изделий (куклы,

домики, фигурки

животных).

Выполнение изделий для

выставочного и

методического фонда.

Демонстрация лучших

работ на стенд.

4 четверть

Получение знаний и умений по выполнению

различных вышивок и их практическое применение

в жизни человека.

Самостоятельная разработка и выполнение

вышивок разных техник.

Участие в подготовке

творческого отчета кружка.

Итоговая выставка.

7. Формы подведения итогов реализации программы.

Программа “ Мастерица” призвана обеспечить:

- освоение основных приемов и навыков работы с различными материалами и в различных

техниках вышивки;

- умение самостоятельно составлять сюжетно-тематические композиции для украшения

интерьера;

-умение самостоятельно изготовлять изделия;

- ознакомление с народным обрядовым творчеством;

- приобретение знаний по истории и современному состоянию народных промыслов России.

5. Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема занятий

К-во часов

Описание примерного содержания

занятий

Раздел 1. Вышивка. 16 ч

1

Народные промыслы

и виды декоративно-

прикладного

1

Знакомство с вышивкой. Виды декоративно-

прикладного искусства. Традиционные и

современные виды искусства России.

искусства. Народная

вышивка.

Приемы украшения праздничной одежды в

старину.

2

Техника безопасности

при работе с ручными

инструментами.

Основы композиции.

1

Т.б. Понятие композиции. Правила, приемы и

средства композиции.

3

Освоение технологии

вышивки крестом.

2

Материалы и оборудование для вышивки.

Приемы подготовки ткани к вышивке.

4

Выработка

практических

навыков вышивания

крестом.

2

Технология выполнения различных ручных

стежков. Использование ПК в вышивке

крестом.

5

Освоение технологии

вышивки бисером.

1

Материалы и оборудование для вышивки.

Приемы подготовки ткани к вышивке.

6

Выработка

практических навыков

вышивания бисером.

3

Технология выполнения вышивки бисером,

крепление бисера. Использование ПК в

вышивке бисером.

7

Освоение технологии

вышивки гладью.

1

Техника вышивания художественной, белой

и владимирской гладью. Материалы и

оборудование для вышивки гладью.

8

Выработка

практических навыков

вышивания гладью.

3

Атласная и штриховая гладь. Швы

французский узелок и рококо.

9

Освоение технологии

вышивки лентами.

2

Материалы и оборудование для вышивки

атласными лентами. Швы, используемые в

вышивке лентами.

10

Выработка

практических навыков

вышивания лентами.

2

Практическое применение знаний о вышивке

лентами. Оформление работ.

Раздел 2. Роспись по стеклу 10ч.

1

Точечный роспись по

стеклу

2

Понятие о точечной росписи по стеклу.

Подготовка к росписи. Виды батика.

Технология холодного батика.

2

Освоение технологии

росписи по стеклу

14

Освоение техники точечного роспися по

стеклу. Особенности выполнения.

3

роспись.изготовление

картин оберегов

4

Декоративные эффекты в точечного роспися

по стеклу. Особенности выполнения. .

Особенности выполнение узелкового и

свободной росписи. Выполнение работ

смешанных технологий.

Нитяная графика

Изонить

4

Декоративные эффекты в нитяной графике.

Особенности выполнения. . Особенности

выполнение узелкового и свободной росписи.

Выполнение работ смешанных технологий.

3 раздел. Бисероплетение.7

1

Бисероплетение.

3

История появления украшений и современное

применение бисера. Схемы бисерного

плетения, чтение, выполнение.

2

Плетение из бисера

украшения.

4

Выполнять украшения из бисера по

предложенным схемам. Создавать схемы для

плетения самостоятельно или с

использованием компьютера.



В раздел образования