Автор: Махова Вера Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 39
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: Как вызывать речь у неговорящего ребенка раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование
Вера Викторовна Махова
учитель-логопед,
МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №39»,
г. Петропавловск-Камчатский
Как вызывать речь у неговорящего ребенка раннего возраста.
Аннотация
Вопросы профессиональной помощи родителям в развитии
речи детей
раннего возраста всегда были и продолжают оставаться актуальными.
Новизна рассматриваемой в статье темы заключается в том, что в ней
представлен опыт работы по педагогическому просвещению
родителей
детей раннего возраста в вопросах запуска речи.
Ключевые
слова:
дети
раннего
возраста,
речевое
развитие,
предпосылки возникновения речи, запуск речи, речевая реакция, активное
участие взрослого, стимулирования эмоционального
подъема, совместная
деятельность,
степень осознанности родителями своих
обязанностей,
эффективные методы и приемы, специальные игры и упражнения.
Ранний возраст – это особый период формирования всех органов и
систем ребёнка. Выдающиеся педагоги и психологи Н.М. Аскарина, Л.П.
Голубева,
Д.Б.
Эльконин
определяют
период
раннего
развития
как
важнейший стартовый этап в жизни человека.[1, 4, 9]
К.Д. Ушинский писал:
«Родное слово является основой всякого
умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно
заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её
чистоте и правильности». [8]
Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития
речи ребенка в 1-3 года нет необходимости. Однако многих проблем в
развитии речи ребенка в будущем можно избежать, если начать уделять
внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода
(и до года, и в год, и в два, и в три…).
Родители должны внимательно следить за развитием речи малыша,
чтобы не пропустить тот момент, когда ему необходима будет помощь
семьи. Однако родители зачастую испытывают определенные трудности и
не уверены в своих возможностях, поскольку обладают недостаточным
уровнем компетентности в правильном развитии речи своих детей.
Поэтому вопрос о просвещении родителей о развитии речи детей, когда
ребенок должен заговорить, требуется ли ему помощь в запуске речи,
является актуальным.
Причины «долгого молчания» могут быть связаны со здоровьем
малыша. Но если ребенок здоров, но
не проявляет никакой речевой
активности, выделяются следующие причины:
наследственный фактор (возможно, один из родителей долго не
начинал говорить);
общение родителей с ребенком (чем больше общаются и
развивают малыша, тем больше у него интерес к изучению всего нового.
Если ребенок много времени проводит один в манеже, сидит один
напротив
телевизора,
то
развитие
речи
существенно
замедляется,
пассивный и активный словарь не развиваются);
половая принадлежность (в
большинстве случаев девочки
начинают говорить раньше, и их словарь растет быстрее. При этом
мальчики начинают говорить позже, но более осмысленно, легче переходят
на простейшие фразы);
чрезмерная опека родителей (если родители по одному взгляду,
жесту определяют, что нужно любимому чаду, то зачем ему учиться
говорить в принципе?);
стресс (долгое отсутствие мамы, переезд, ссоры, громкие
пугающие крики могут психически травмировать ребенка, напугать его,
сделать замкнутым и молчаливым на долгое время).
Мощный толчок к запуску речи ребенка необходим, если:
- у ребенка отсутствует речь;
-у ребенка недостаточно слов в речи (относительно возрастной
нормы);
-у ребенка присутствует двигательная неловкость;
- родители понимают значение ранней коррекции и не хотят ждать до
2-х, 3-х, 4-х лет, когда малыш сам заговорит.
Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа,
большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. Но
если родители внимательны к своему ребёнку, ежедневно уделяют ему
достаточное количество времени, то зачастую им удается самостоятельно
вызвать речь.[4, 5]
Как вызывать речь у неговорящего ребенка?
В Центре развития ребенка - детском саду № 39 «Рябинушка» вот уже
четвертый год
реализуется инновационный проект под названием
«Вариативность форм сотрудничества
дошкольной образовательной
организации и семьи как фактор успешной адаптации и развития детей
раннего возраста». Одной из задач проекта является обучение родителей
приемам развития ребенка от 1года до 3лет. В этом году мы проводили
комплекс мероприятий под названием «Фестиваль родительства как форма
взаимодействия ДОО с семьей». В рамках фестиваля проходила ярмарка
педагогических идей для детей и родителей микрорайона «Дачный». На
ярмарку педагогических идей пришли родители с детьми от 1 года до 2 лет.
Важно было донести до них, что основными помощниками для ребенка в
развитии
его речи являются
родители. Ведь именно после года у
малышей должен активно наращиваться словарный запас, они всё больше
подражают речи взрослых. После полутора лет речь для ребенка – это
средство общения, возможность получить желаемое. Жесты и мимика
должны заменяться словами.
Мы
выдали
следующие
рекомендации
на
нашей
ярмарке
педагогических идей:
Во-первых,
играть!
Играть
очень
эмоционально,
стараясь
заинтересовать ребенка речевой деятельностью. Именно в игре развивается
речь ребенка. Важно играть в игры, которые формируют предпосылки
возникновения речи. Мы познакомили родителей с двумя полезными
играми, целью которых является вызвать у ребенка любую речевую
реакцию, демонстрирующую как понимание, так и желание
говорить
(звукоподражания, договаривание слогов, слов).
Во-вторых, обратить внимание на то, что все упражнения для детей по
вызыванию у них речи нужно проводить при активном участии самого
взрослого, который действует эмоционально, стараясь заинтересовать
ребенка, вызвать у него любой речевой отклик.
В-третьих, предложили родителям и детям игры, в которых слово
связано с яркими эмоциями, а значит, оно быстрее запомнится, и у ребенка
будет стимул к его произношению. [6, 7]
Конечно, на ярмарке были детки, у которых правильно формируется
речь. Поэтому рекомендовали такие игры, которые подойдут не только для
неговорящих детей, но и для детей, у которых речь формируется в
соответствии с возрастом, так как
эти игры значительно улучшают
качество речи, расширяют словарный запас.
Новые слова ребенок легче всего усваивает в игре и при сильном
эмоциональном подъеме. Для стимулирования эмоционального
подъема
предложили игру «Фокусы». Нам понадобились прозрачные бутылочки с
крышками, вода, гуашь и разноцветные платочки соответствующих цветов.
Заполняем бутылки водой примерно на две трети, а крышки изнутри
красим гуашью. Она должна быть достаточно густая, чтобы не капнула
раньше
времени.
Аккуратно
закрываем
бутылку
крышкой.
Затем
предлагаем ребенку показать фокус-покус. Накрываем бутылку платком
нужного цвета. Хорошо взбалтываем. Предлагаем взбалтывать маме и
ребенку. Открываем и наблюдаем настоящее волшебство. Вода окрасилась
в цвет платка.
Во время демонстрации действий, мы заостряем внимание родителей на
возможностях, которые формируются у ребенка, благодаря этой игре. Эта
игра поможет не только запомнить названия цвета, умению соотносить
предметы по цвету, но и стимулирует ребенка произносить названия
основных цветов. [6, 7]
Для того, чтобы активизировать в речи такие слова, как «пока», «лети»,
познакомить с новым словом (например, с названием нового животного -
«слон»), играем в игру с шариками. Для игры понадобиться коробочка с
крышкой, фигурка животного, с названием которого хотим познакомить
ребенка, плоскостное изображение животного, воздушный шарик с гелием.
Начинать игру лучше с сюрпризного момента, чтобы сразу заинтересовать
ребенка. Сначала надо показать закрытую коробку, погреметь ею, спросить,
кто там. Обязательно дать достать ребенку игрушку из коробки. Назвать и
рассмотреть. Показать части животного. Чтобы ребенок запомнил новое
слово, нужно играть с фигуркой животного, незаметно пряча её в разных
местах, находить и радостно называть это животное все снова и снова. После
познакомить с плоскостным изображением, находить его на картинках. [2]
А затем, чтобы постараться вызвать у ребенка желание произнести
новое слово, привязываем фигурку к воздушному шарику и отправляем в
воздушное путешествие, сопровождая словами: «Пока, слоник (олень,
ослик, и др.)! Лети!». Мы заостряли внимание родителей на том, что данная
игра учит детей фокусировать внимание на новом предмете, развивает не
только понятийный словарь, но и через необычные для ребенка задания
влияет на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.
Родителям объяснили, что возраст детей от 1 до 3 лет - это самый
благоприятный период для усвоения основ речи. Что будет упущено
сейчас, позже может потребовать двойных усилий. Что с первого раза
ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, поэтому
надо запастись терпением и объяснять, повторять ребенку снова и снова.
Заниматься каждый день по 15-20 минут. И это обязательно поможет
добиться успеха. А малыш порадует новыми словами.
После показа и объяснения, родители сами играли с детьми. Многие
старались следовать полученным рекомендациям, говорили с детьми
эмоционально, старались заинтересовать ребенка речевой деятельностью,
хвалили, если ребенок проявлял какую-либо речевую реакцию.
Но некоторые родители стремились только сфотографировать своего
ребенка, со стороны наблюдали, как педагог взаимодействует с их ребенком,
а сами инициативы при этом не проявляли. Повышение педагогической
компетентности таких родителей требует новых форм работы дошкольной
организации. [2]
Данная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста на
наш взгляд восполняет недостаток практических знаний эффективного
взаимодействия родителей с ребенком. Повышается степень осознанности
родителями своих обязанностей за создание оптимальных условий для
воспитания и развития ребенка в семье. Каждая новая информация может
способствовать изменению их поведения в деле развития ребенка.
Библиографический список
1.
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., Медицина,
1977. *
2.
Алексеева М.М., Макарова В.Н., Ставцева Е. А и др. Теоря и методика
развития речи детей. Пособие для самостоятельной работы, 3-е
издание, стереотипное. – М: Академия, 2009.
3.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Детская психология. – М.,
1984. – т.4.
4.
Голубева Л. П. под ред. Левиной Р.Е. Из опыта работы с неговорящими
детьми. — М.: Учпедгиз, 1947.
5.
Захарова Ю.А. Энциклопедия детских проблем. – Ростов н/Д: Феникс,
2011.
6.
Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста. Современные
проблемы и их решения в ДОУ и в семье. Методическое пособие –
М.,ТЦ Сфера, 2012.-.
7.
Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика развития детей раннего
возраста. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016. – С. 3-9.
8.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1.
Вопросы воспитания. Под ред.проф. Струминского В.Я. – М. 1953
9.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные
труды. Издание 2-е стереотипное. – М.: Институт практической
психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.