Напоминание

Как вызывать речь у неговорящего ребенка раннего возраста.


Автор: Махова Вера Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 39
Населённый пункт: г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: Как вызывать речь у неговорящего ребенка раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Вера Викторовна Махова

учитель-логопед,

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №39»,

г. Петропавловск-Камчатский

Как вызывать речь у неговорящего ребенка раннего возраста.

Аннотация

Вопросы профессиональной помощи родителям в развитии

речи детей

раннего возраста всегда были и продолжают оставаться актуальными.

Новизна рассматриваемой в статье темы заключается в том, что в ней

представлен опыт работы по педагогическому просвещению

родителей

детей раннего возраста в вопросах запуска речи.

Ключевые

слова:

дети

раннего

возраста,

речевое

развитие,

предпосылки возникновения речи, запуск речи, речевая реакция, активное

участие взрослого, стимулирования эмоционального

подъема, совместная

деятельность,

степень осознанности родителями своих

обязанностей,

эффективные методы и приемы, специальные игры и упражнения.

Ранний возраст – это особый период формирования всех органов и

систем ребёнка. Выдающиеся педагоги и психологи Н.М. Аскарина, Л.П.

Голубева,

Д.Б.

Эльконин

определяют

период

раннего

развития

как

важнейший стартовый этап в жизни человека.[1, 4, 9]

К.Д. Ушинский писал:

«Родное слово является основой всякого

умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её

чистоте и правильности». [8]

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития

речи ребенка в 1-3 года нет необходимости. Однако многих проблем в

развитии речи ребенка в будущем можно избежать, если начать уделять

внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода

(и до года, и в год, и в два, и в три…).

Родители должны внимательно следить за развитием речи малыша,

чтобы не пропустить тот момент, когда ему необходима будет помощь

семьи. Однако родители зачастую испытывают определенные трудности и

не уверены в своих возможностях, поскольку обладают недостаточным

уровнем компетентности в правильном развитии речи своих детей.

Поэтому вопрос о просвещении родителей о развитии речи детей, когда

ребенок должен заговорить, требуется ли ему помощь в запуске речи,

является актуальным.

Причины «долгого молчания» могут быть связаны со здоровьем

малыша. Но если ребенок здоров, но

не проявляет никакой речевой

активности, выделяются следующие причины:

наследственный фактор (возможно, один из родителей долго не

начинал говорить);

общение родителей с ребенком (чем больше общаются и

развивают малыша, тем больше у него интерес к изучению всего нового.

Если ребенок много времени проводит один в манеже, сидит один

напротив

телевизора,

то

развитие

речи

существенно

замедляется,

пассивный и активный словарь не развиваются);

половая принадлежность (в

большинстве случаев девочки

начинают говорить раньше, и их словарь растет быстрее. При этом

мальчики начинают говорить позже, но более осмысленно, легче переходят

на простейшие фразы);

чрезмерная опека родителей (если родители по одному взгляду,

жесту определяют, что нужно любимому чаду, то зачем ему учиться

говорить в принципе?);

стресс (долгое отсутствие мамы, переезд, ссоры, громкие

пугающие крики могут психически травмировать ребенка, напугать его,

сделать замкнутым и молчаливым на долгое время).

Мощный толчок к запуску речи ребенка необходим, если:

- у ребенка отсутствует речь;

-у ребенка недостаточно слов в речи (относительно возрастной

нормы);

-у ребенка присутствует двигательная неловкость;

- родители понимают значение ранней коррекции и не хотят ждать до

2-х, 3-х, 4-х лет, когда малыш сам заговорит.

Запуск речи у неговорящих детей – это сложная многоплановая работа,

большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. Но

если родители внимательны к своему ребёнку, ежедневно уделяют ему

достаточное количество времени, то зачастую им удается самостоятельно

вызвать речь.[4, 5]

Как вызывать речь у неговорящего ребенка?

В Центре развития ребенка - детском саду № 39 «Рябинушка» вот уже

четвертый год

реализуется инновационный проект под названием

«Вариативность форм сотрудничества

дошкольной образовательной

организации и семьи как фактор успешной адаптации и развития детей

раннего возраста». Одной из задач проекта является обучение родителей

приемам развития ребенка от 1года до 3лет. В этом году мы проводили

комплекс мероприятий под названием «Фестиваль родительства как форма

взаимодействия ДОО с семьей». В рамках фестиваля проходила ярмарка

педагогических идей для детей и родителей микрорайона «Дачный». На

ярмарку педагогических идей пришли родители с детьми от 1 года до 2 лет.

Важно было донести до них, что основными помощниками для ребенка в

развитии

его речи являются

родители. Ведь именно после года у

малышей должен активно наращиваться словарный запас, они всё больше

подражают речи взрослых. После полутора лет речь для ребенка – это

средство общения, возможность получить желаемое. Жесты и мимика

должны заменяться словами.

Мы

выдали

следующие

рекомендации

на

нашей

ярмарке

педагогических идей:

Во-первых,

играть!

Играть

очень

эмоционально,

стараясь

заинтересовать ребенка речевой деятельностью. Именно в игре развивается

речь ребенка. Важно играть в игры, которые формируют предпосылки

возникновения речи. Мы познакомили родителей с двумя полезными

играми, целью которых является вызвать у ребенка любую речевую

реакцию, демонстрирующую как понимание, так и желание

говорить

(звукоподражания, договаривание слогов, слов).

Во-вторых, обратить внимание на то, что все упражнения для детей по

вызыванию у них речи нужно проводить при активном участии самого

взрослого, который действует эмоционально, стараясь заинтересовать

ребенка, вызвать у него любой речевой отклик.

В-третьих, предложили родителям и детям игры, в которых слово

связано с яркими эмоциями, а значит, оно быстрее запомнится, и у ребенка

будет стимул к его произношению. [6, 7]

Конечно, на ярмарке были детки, у которых правильно формируется

речь. Поэтому рекомендовали такие игры, которые подойдут не только для

неговорящих детей, но и для детей, у которых речь формируется в

соответствии с возрастом, так как

эти игры значительно улучшают

качество речи, расширяют словарный запас.

Новые слова ребенок легче всего усваивает в игре и при сильном

эмоциональном подъеме. Для стимулирования эмоционального

подъема

предложили игру «Фокусы». Нам понадобились прозрачные бутылочки с

крышками, вода, гуашь и разноцветные платочки соответствующих цветов.

Заполняем бутылки водой примерно на две трети, а крышки изнутри

красим гуашью. Она должна быть достаточно густая, чтобы не капнула

раньше

времени.

Аккуратно

закрываем

бутылку

крышкой.

Затем

предлагаем ребенку показать фокус-покус. Накрываем бутылку платком

нужного цвета. Хорошо взбалтываем. Предлагаем взбалтывать маме и

ребенку. Открываем и наблюдаем настоящее волшебство. Вода окрасилась

в цвет платка.

Во время демонстрации действий, мы заостряем внимание родителей на

возможностях, которые формируются у ребенка, благодаря этой игре. Эта

игра поможет не только запомнить названия цвета, умению соотносить

предметы по цвету, но и стимулирует ребенка произносить названия

основных цветов. [6, 7]

Для того, чтобы активизировать в речи такие слова, как «пока», «лети»,

познакомить с новым словом (например, с названием нового животного -

«слон»), играем в игру с шариками. Для игры понадобиться коробочка с

крышкой, фигурка животного, с названием которого хотим познакомить

ребенка, плоскостное изображение животного, воздушный шарик с гелием.

Начинать игру лучше с сюрпризного момента, чтобы сразу заинтересовать

ребенка. Сначала надо показать закрытую коробку, погреметь ею, спросить,

кто там. Обязательно дать достать ребенку игрушку из коробки. Назвать и

рассмотреть. Показать части животного. Чтобы ребенок запомнил новое

слово, нужно играть с фигуркой животного, незаметно пряча её в разных

местах, находить и радостно называть это животное все снова и снова. После

познакомить с плоскостным изображением, находить его на картинках. [2]

А затем, чтобы постараться вызвать у ребенка желание произнести

новое слово, привязываем фигурку к воздушному шарику и отправляем в

воздушное путешествие, сопровождая словами: «Пока, слоник (олень,

ослик, и др.)! Лети!». Мы заостряли внимание родителей на том, что данная

игра учит детей фокусировать внимание на новом предмете, развивает не

только понятийный словарь, но и через необычные для ребенка задания

влияет на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.

Родителям объяснили, что возраст детей от 1 до 3 лет - это самый

благоприятный период для усвоения основ речи. Что будет упущено

сейчас, позже может потребовать двойных усилий. Что с первого раза

ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, поэтому

надо запастись терпением и объяснять, повторять ребенку снова и снова.

Заниматься каждый день по 15-20 минут. И это обязательно поможет

добиться успеха. А малыш порадует новыми словами.

После показа и объяснения, родители сами играли с детьми. Многие

старались следовать полученным рекомендациям, говорили с детьми

эмоционально, старались заинтересовать ребенка речевой деятельностью,

хвалили, если ребенок проявлял какую-либо речевую реакцию.

Но некоторые родители стремились только сфотографировать своего

ребенка, со стороны наблюдали, как педагог взаимодействует с их ребенком,

а сами инициативы при этом не проявляли. Повышение педагогической

компетентности таких родителей требует новых форм работы дошкольной

организации. [2]

Данная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста на

наш взгляд восполняет недостаток практических знаний эффективного

взаимодействия родителей с ребенком. Повышается степень осознанности

родителями своих обязанностей за создание оптимальных условий для

воспитания и развития ребенка в семье. Каждая новая информация может

способствовать изменению их поведения в деле развития ребенка.

Библиографический список

1.

Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М., Медицина,

1977. *

2.

Алексеева М.М., Макарова В.Н., Ставцева Е. А и др. Теоря и методика

развития речи детей. Пособие для самостоятельной работы, 3-е

издание, стереотипное. – М: Академия, 2009.

3.

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Детская психология. – М.,

1984. – т.4.

4.

Голубева Л. П. под ред. Левиной Р.Е. Из опыта работы с неговорящими

детьми. — М.: Учпедгиз, 1947.

5.

Захарова Ю.А. Энциклопедия детских проблем. – Ростов н/Д: Феникс,

2011.

6.

Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста. Современные

проблемы и их решения в ДОУ и в семье. Методическое пособие –

М.,ТЦ Сфера, 2012.-.

7.

Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Диагностика развития детей раннего

возраста. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016. – С. 3-9.

8.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1.

Вопросы воспитания. Под ред.проф. Струминского В.Я. – М. 1953

9.

Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные

труды. Издание 2-е стереотипное. – М.: Институт практической

психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.



В раздел образования