Напоминание

Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


Автор: Урбановская Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 34" корпус 4
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого

воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

МБОУ « СОШ № 34» корпус 4

Воспитатель: Урбановская Надежда Васильевна

В статье представлен опыт работы, раскрывающий методы и приёмы, направленные на

развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием

речи, посредством нетрадиционных техник рисования.

В настоящее время социально- экономические преобразования в современном обществе

диктуют необходимость формирования всесторонне развитой личности, обладающей

способностью эффективно и нестандартно решать различные жизненные проблемы .

В рамках дошкольного учреждения стоит важная задача: развивать творческий потенциал

у подрастающего поколения, в связи с этим воспитательно - образовательный процесс в

детском саду следует осуществлять с учётом психических закономерностей всей системы

познавательных процессов.

Актуальность развития творческого воображения дошкольника является не только

важным компонентом в творческой деятельности ребёнка, но и его поведения в целом.

Так на основании ФГОС художественно – эстетическая деятельность построена на

основе создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными

и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и

творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой,

другими детьми и взрослыми.

Более того , в коррекционно – педагогической системе воспитания и обучения детей с

общим недоразвитием речи важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности.

Поэтому большие возможности для развития творческого воображения предоставляет

изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Следует отметить , что Т.С. Комарова писала « Исходя из разнообразия рисовательной

техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного

возраста, целесообразно обогатить техническую сторону дошкольного рисования. Этого

можно достигнуть , разнообразив способы работы уже известными в широкой практике

красками и карандашами и используя новые материалы ( цветные мелки, акварель, клей),

а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику. А термин «

нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов,

способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в

педагогической практике образовательных учреждений. Существует множество

нетрадиционных техник рисования».

Вышеизложенные актуальные положения предопределили цель моей работы и её

основные задачи.

Цель:

формировать интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое

изображение , стимулировать активность, самостоятельность и инициативу детей в

придумывании содержания и способов изображения. Знакомить детей с нетрадиционными

техниками рисования. Воспитывать стремление наиболее содержательно решать

изобразительную задачу в рисунке, дополнять создаваемый образ интересными деталями.

Задачи:

1. Обучать детей различным способам работы с материалами, приёмам изображения

предметов.

2. Создать условия для творческой самореализации, развития творческого воображения

ребёнка в изобразительной деятельности.

3. Совершенствовать творческую самостоятельность детей в использовании

нетрадиционных техник.

4. Развивать творческие способности, художественный вкус , память, аккуратность,

произвольную направленность внимания ( на занятиях развивается моторная память).

5. Ориентировать семью на значимость творческого воображения в творческой

деятельности детей с ОНР, посредством нетрадиционных техник рисования.

Исходя из поставленных цели и задач, работа проводилась поэтапно по технологии

Лебедевой Е.Н. « Использование нетрадиционных техник в формировании

изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития ».

Данная деятельность включает три этапа.

На первом этапе дети знакомятся с более простыми видами нетрадиционных техник

рисования. Это такие техники как печатание листьями , рисование нитками, монотипия,

рисование под музыку . Вначале детям показываю способ выполнения изображений,

потом рассказываю о последовательности производимых действий. Детям предлагается

возможность самостоятельно повторить этот способ на практике. На данном этапе

используют традиционные инструменты ( кисти) и материалы ( гуашь, краски).

На втором этапе обучение нетрадиционным техникам изображения усложняется. Детей

знакомят с такими видами техники рисования, при использовании которых необходимо

изготовлять инструменты ( рисование методом наката), смешивать краску с другими

материалами ( рисование мыльной пеной). Дети познают свойства материалов, знакомятся

с нетрадиционными техниками изображения как печатание бумагой, рисование кляксами,

по клейстеру, по стеклу, методами набрызга и наката.

На заключительном третьем этапе используются смешанные техники рисования, а также

коллективное рисование нетрадиционными способами. В процессе коллективных работ

дошкольники не только учатся анализировать , комбинировать образы, но и работать

вместе со сверстниками, общаться друг с другом. Для коллективных работ используют

такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками ( подушечками

пальцев, ребром ладони, ладонями). В итоге в одном рисунке дети учатся сочетать

различные техники рисования.

Таким образом , коррекционно – развивающая работа направлена на постепенное

увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности .

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми , имеющими

речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости, создаёт

психофизическую базу для развития речи. Так развитие творческого воображения у детей

с ОНР в процессе рисования нетрадиционными техниками приводит к позитивным

изменениям . Более того изобразительная деятельность развивает у детей зрительно –

двигательную координацию, совершенствуется мелкая моторика рук. Таким образом,

процесс рисования не только положительно влияет на центральную нервную систему, но

и оказывает психо - коррекционное воздействие на дошкольников.

Одним из важных компонентов в данной деятельности, является организация работы с

семьёй. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс,

происходит комплексное воздействие на ребёнка, создаются благоприятные возможности

для развития творческих способностей, повышается эффективность всего воспитательно –

образовательного процесса.

Итак, применение нетрадиционных техник для развития творческого воображения

позволило реально оказать влияние на развитие творческого воображения. Кроме того,

системный подход в обучении, специальное планирование, чёткая систематизация

лексического материала и дополняющего друг друга приёмы и формы обучения, с учётом

результаты у детей. Так у дошкольников сформировалась способность целостного

планирования в изобразительной деятельности , вырос уровень творчества и творческого

воображения в первую очередь.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Водинская М.В. Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях

изобразительной деятельностью ( Текст) М.В. Водинская, М.С. Шапиро – Москва:

« Теревинф» , 2006, - 45с.

2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии ( Текст) / Л.С. Выгодский – СПб.: Союз,

1997.- 233с.

3. Васильева М.О. Развитие творческого потенциала дошкольников ( Текст) / Васильева

М., Юнг Г. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2 с.9-12

4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники

( Текст) / Р.Г. Казакова , Т.И. Сайганова,, Е.М. Седова , В.Ю. Слепунова, Т.В. Смагина:

Сфера, 2006._ 128с.

5. Кириллова Г.Д.. Начальные формы творческого воображения у детей ( Текст) /

Кириллова Г.Д. // Дошкольное воспитание, _ 1971, № 2 –с.16-20.

6. Немов Р.С. Психология ( Текст) Учебник для вузов / Р.С. Немов: книга 3.:

Владос. 1999. – 623с.

7. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для

воспитателей ( текст) / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова - Москва: Просвящение.1982.-

208 с.



В раздел образования