Автор: Урбановская Надежда Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 34" корпус 4
Населённый пункт: г. Бийск, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование
Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого
воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
МБОУ « СОШ № 34» корпус 4
Воспитатель: Урбановская Надежда Васильевна
В статье представлен опыт работы, раскрывающий методы и приёмы, направленные на
развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи, посредством нетрадиционных техник рисования.
В настоящее время социально- экономические преобразования в современном обществе
диктуют необходимость формирования всесторонне развитой личности, обладающей
способностью эффективно и нестандартно решать различные жизненные проблемы .
В рамках дошкольного учреждения стоит важная задача: развивать творческий потенциал
у подрастающего поколения, в связи с этим воспитательно - образовательный процесс в
детском саду следует осуществлять с учётом психических закономерностей всей системы
познавательных процессов.
Актуальность развития творческого воображения дошкольника является не только
важным компонентом в творческой деятельности ребёнка, но и его поведения в целом.
Так на основании ФГОС художественно – эстетическая деятельность построена на
основе создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными
и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми и взрослыми.
Более того , в коррекционно – педагогической системе воспитания и обучения детей с
общим недоразвитием речи важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности.
Поэтому большие возможности для развития творческого воображения предоставляет
изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Следует отметить , что Т.С. Комарова писала « Исходя из разнообразия рисовательной
техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного
возраста, целесообразно обогатить техническую сторону дошкольного рисования. Этого
можно достигнуть , разнообразив способы работы уже известными в широкой практике
красками и карандашами и используя новые материалы ( цветные мелки, акварель, клей),
а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику. А термин «
нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов,
способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в
педагогической практике образовательных учреждений. Существует множество
нетрадиционных техник рисования».
Вышеизложенные актуальные положения предопределили цель моей работы и её
основные задачи.
Цель:
формировать интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое
изображение , стимулировать активность, самостоятельность и инициативу детей в
придумывании содержания и способов изображения. Знакомить детей с нетрадиционными
техниками рисования. Воспитывать стремление наиболее содержательно решать
изобразительную задачу в рисунке, дополнять создаваемый образ интересными деталями.
Задачи:
1. Обучать детей различным способам работы с материалами, приёмам изображения
предметов.
2. Создать условия для творческой самореализации, развития творческого воображения
ребёнка в изобразительной деятельности.
3. Совершенствовать творческую самостоятельность детей в использовании
нетрадиционных техник.
4. Развивать творческие способности, художественный вкус , память, аккуратность,
произвольную направленность внимания ( на занятиях развивается моторная память).
5. Ориентировать семью на значимость творческого воображения в творческой
деятельности детей с ОНР, посредством нетрадиционных техник рисования.
Исходя из поставленных цели и задач, работа проводилась поэтапно по технологии
Лебедевой Е.Н. « Использование нетрадиционных техник в формировании
изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития ».
Данная деятельность включает три этапа.
На первом этапе дети знакомятся с более простыми видами нетрадиционных техник
рисования. Это такие техники как печатание листьями , рисование нитками, монотипия,
рисование под музыку . Вначале детям показываю способ выполнения изображений,
потом рассказываю о последовательности производимых действий. Детям предлагается
возможность самостоятельно повторить этот способ на практике. На данном этапе
используют традиционные инструменты ( кисти) и материалы ( гуашь, краски).
На втором этапе обучение нетрадиционным техникам изображения усложняется. Детей
знакомят с такими видами техники рисования, при использовании которых необходимо
изготовлять инструменты ( рисование методом наката), смешивать краску с другими
материалами ( рисование мыльной пеной). Дети познают свойства материалов, знакомятся
с нетрадиционными техниками изображения как печатание бумагой, рисование кляксами,
по клейстеру, по стеклу, методами набрызга и наката.
На заключительном третьем этапе используются смешанные техники рисования, а также
коллективное рисование нетрадиционными способами. В процессе коллективных работ
дошкольники не только учатся анализировать , комбинировать образы, но и работать
вместе со сверстниками, общаться друг с другом. Для коллективных работ используют
такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками ( подушечками
пальцев, ребром ладони, ладонями). В итоге в одном рисунке дети учатся сочетать
различные техники рисования.
Таким образом , коррекционно – развивающая работа направлена на постепенное
увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности .
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми , имеющими
речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости, создаёт
психофизическую базу для развития речи. Так развитие творческого воображения у детей
с ОНР в процессе рисования нетрадиционными техниками приводит к позитивным
изменениям . Более того изобразительная деятельность развивает у детей зрительно –
двигательную координацию, совершенствуется мелкая моторика рук. Таким образом,
процесс рисования не только положительно влияет на центральную нервную систему, но
и оказывает психо - коррекционное воздействие на дошкольников.
Одним из важных компонентов в данной деятельности, является организация работы с
семьёй. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс,
происходит комплексное воздействие на ребёнка, создаются благоприятные возможности
для развития творческих способностей, повышается эффективность всего воспитательно –
образовательного процесса.
Итак, применение нетрадиционных техник для развития творческого воображения
позволило реально оказать влияние на развитие творческого воображения. Кроме того,
системный подход в обучении, специальное планирование, чёткая систематизация
лексического материала и дополняющего друг друга приёмы и формы обучения, с учётом
результаты у детей. Так у дошкольников сформировалась способность целостного
планирования в изобразительной деятельности , вырос уровень творчества и творческого
воображения в первую очередь.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Водинская М.В. Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях
изобразительной деятельностью ( Текст) М.В. Водинская, М.С. Шапиро – Москва:
« Теревинф» , 2006, - 45с.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии ( Текст) / Л.С. Выгодский – СПб.: Союз,
1997.- 233с.
3. Васильева М.О. Развитие творческого потенциала дошкольников ( Текст) / Васильева
М., Юнг Г. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2 с.9-12
4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники
( Текст) / Р.Г. Казакова , Т.И. Сайганова,, Е.М. Седова , В.Ю. Слепунова, Т.В. Смагина:
Сфера, 2006._ 128с.
5. Кириллова Г.Д.. Начальные формы творческого воображения у детей ( Текст) /
Кириллова Г.Д. // Дошкольное воспитание, _ 1971, № 2 –с.16-20.
6. Немов Р.С. Психология ( Текст) Учебник для вузов / Р.С. Немов: книга 3.:
Владос. 1999. – 623с.
7. Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для
воспитателей ( текст) / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова - Москва: Просвящение.1982.-
208 с.