Автор: Стекольникова Марина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 17 "Земляничка", МАДОУ №4
Населённый пункт: город Бердск, Новосибирской области
Наименование материала: «Использование инновационных технологий в коррекционной практической деятельности учителя-логопеда ДОУ»
Тема: Инновационные технологии в коррекционной работе логопеда "Лабиринты игр Воскобовича"
Раздел: дошкольное образование
«Использование инновационных технологий в коррекционной
практической деятельности учителя-логопеда ДОУ»
Автор: Стекольникова Марина Владимировна
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МАДОУ №4 «Золотой гребешок», МБДОУ №17, город Бердск,
“ Без стремления к новому нет жизни,
нет развития, нет прогресса”
(В. Г. Белинский)
В связи с введением Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в образовательную систему,
дошкольное образование строится на личностно - ориентированной модели
развития с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Исходя из
этого, на сегодняшний день особо актуально стоит вопрос о внедрении в
коррекционную
логопедическую
работу
дошкольных
образовательных
организаций инновационных технологий.
Повышение профессиональной
компетентности педагогических работников, является важнейшей задачей в
соответствии с новыми требованиями, необходимыми для обновления
содержания образования в соответствии с ФГОС ДО. Первой ступенью
образовательной системы является – дошкольное образование. Перед ДОУ
стоят очень важные задачи: создание условий для развития творческой и
всесторонне развитой личности. Приоритетное направление, заявленное в
ФГОС ДО, предусматривает ориентировку дошкольного образования не на
формальное, а на качественное развитие способностей обучающихся.
Нельзя не отметить, что именно педагоги - дошкольники дают стартовые
возможности для успешного обучения в школе, развивая
способности
обучающихся. Успешное овладение навыками чтения и усвоения письменной
речью в 1 классе напрямую зависит от уровня речевого развития
обучающегося
детского
сада.
Это
значит,
что
все
стороны
речи:
произношение, словарный запас, грамматика языка, должны быть
без
нарушений. К сожалению, количество детей с
речевыми нарушениями
неуклонно
увеличивается.
Проведя
специальное
аналитическое
исследование обучающихся в возрасте от 4 до 5 лет, взяв данные за
последние три года, я выявила, что
количество детей с речевыми
нарушениями увеличилось на 4,5 %. Большое количество обучающихся
испытывает затруднения в овладении нормами родного языка. Эти дети
составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при
овладении письмом (дисграфия, дизорфография) и чтением (дислексия) в
школе. Как правило, наряду с нарушениями речи отмечаются трудности в
развитии психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления,
различная степень отставания в развитии сенсорных и моторных функций,
пространственных представлений. У таких детей снижена волевая сфера,
низкий уровень познавательной деятельности, повышена утомляемость.
В системе логопедических занятий реализуется основной принцип
специального образования – принцип коррекционной направленности при
соблюдении
триединой
задачи,
а
именно:
коррекционное
развитие,
коррекционное обучение, коррекционное воспитание.
Для того чтобы в
полной мере решать поставленные задачи, одновременно повышая свой
профессионализм, совершенствуя педагогическое мастерство, передо мной
как перед педагогом детского сада, лежит поиск новых и внедрение
собственных
коррекционных разработок и педагогических технологий.
Повышая качество коррекционного процесса, внедряя новые инновационные
технологии, разработала индивидуальные коррекционные маршруты. При
апробировании инновационных технологий мной используется проектная
деятельность, разработан и внедрён долгосрочный проект «Путешествие
непослушного язычка в сказочный мир», для обучающихся старших групп
ДУ.
Разработала и внедрила в практику методические разработки:
«Использование бионергопластики для развития пальцевой моторики в
коррекционной деятельности учителя-логопеда»,
«Игры с песком для
гиперактивных
детей»,
«Волшебный
«Алфавит
телодвижений»,
«Использование
СУ-Джок терапии для развития речи дошкольников»,
«Кинезиология, как одна из развивающих методик в деятельности логопеда»
и др.
Инновационным направлением для развития пальцевой моторики
является
биоэнергопластика.
Биоэнергопластика
–
это
соединение
движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Такое
совместное
движение
руки
и
артикуляционного
аппарата,
если
они
пластичны,
раскрепощены
и
свободны,
помогают
активизировать
естественное
распределение
биоэнергии
в
организме.
Это
оказывает
чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной
деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику.
Еще
один
аргумент
в
пользу
биоэнергопластики
–
положительные
структурные изменения в организме, в результате которой улучшаются
внимание, память и речь.
Широко использую песочную терапию (игры с песком), что развивает
не только мелкую моторику, но и память, внимание, воображение. Данный
вид деятельности очень полезен гиперактивным детям. Играя с песком,
ребёнок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше
понимать себя, окружение. Данный вид творчества стимулирует ускоренное
развитие мышления и речи ребёнка, стимулируется развитие логического
мышления. Рекомендую несколько игр:
«Проложи дорожку». При знакомстве со звуками дети отыскивают фигурки,
спрятанные в песке, называют их и определяют звук, имеющийся в каждом
слове. Можно организовать поиск слов с определенной позицией звука в
слове, с определенным количеством слогов.
«Город одного звука»
Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный
звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить
рассказ об этом городе и его жителях.
Использовать песок эффективно с целью закрепления буквенных
обозначений. Дети отыскивают в песке буквы и на ощупь угадывают их
(вариант игры «Чудесный мешочек»). На поверхности песка дети могут
лепить буквы, сгребая его ребрами ладоней, а затем преобразовывать одну
букву в другую. Слова на песке можно писать сначала пальчиками, потом
палочкой, держа ее как ручку. Ошибки на песке исправить проще, чем на
бумаге, где всегда видны следы ошибок. Изучая диагностический материал
итогового
обследования, была отмечена устойчивая
положительная
динамика
у
подгруппы
детей,
занимающихся
по
индивидуально
разработанной программе с использованием песочной терапии.
Игры и упражнения по кинезиологии
развивают умственные
способности через определенные двигательные упражнения.
Интересно
отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для
закрепления мысли необходимо движение. Именно поэтому многим людям
легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе,
покачивании
ногой,
постукивании
карандашом
по
столу
и
др.
На
двигательной
активности
построены
все
нейропсихологические
коррекционно – развивающие и формирующие программы! Вот почему
следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!
В своей педагогической практике использую «Алфавит
телодвижений» на занятиях по обучению грамоте,
разработанный
С.И. Веневцевым и
комплекс кинезиологических упражнений
А.Л.
Сиротюк.
Занятия включают комплекс по развитию артикуляционной моторики,
постановке звуков, развитию фонематического восприятии, коррекции
нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка на основе
личностно-ориентированного
подхода,
с
использованием
здоровье
сберегающих технологий.
Поиски новых путей повышения результативности логопедической
работы показали, что добиться положительного результата, можно, если
подача материала происходит легко и непринужденно, в процессе игры.
Часто во время индивидуальных занятий я использую сюрпризные моменты
и элементы театрализованной деятельности. Применение кукольного театра
в логопедической работе усиливает наглядность и тем самым повышает
осознанность
воспринимаемого
материала.
Динамичность,
яркость
кукольных героев вызывает у детей различные эмоциональные переживания,
что в свою очередь, благоприятно влияет на познавательную деятельность и
обогащает чувственную основу. Логопедические занятия с включением
театра кукол направлены на развитие всех компонентов речи, двигательной
сферы, ручной и артикуляционной моторики.
Не секрет, что дети с речевыми нарушениями соматически ослаблены, и
многие из них имеют различные хронические заболевания. Именно поэтому
здоровье сберегающие технологии в моей работе занимают приоритетное
место.
Для детей с логопедическим заключением стёртая форма дизартрии, в
коррекционной работе разработала «ложковый массаж» - это массаж щёк,
губ, подбородка выполняемый пластмассовой или деревянной ложкой,
который требует диагностики мышечного тонуса, органов артикуляции,
мышц лица и шеи. В процессе коррекционной логопедической деятельности
у воспитанников с логопедическим заключением стёртая форма дизартрии,
прослеживается чёткая положительная динамика, «Ложковый массаж» в
совокупности
с
логопедическим
массажем,
показал
высокую
результативность.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –
Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа).
В коррекционной
логопедической работе приемы Су - Джок терапии я активно использую в
качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой
моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.
Работа над развитием речевого дыхания, имеет большую роль в
формировании правильной речи. В основу системы работы над дыханием
использую методику Стрельниковой А.Н.. Суть методики заключается в
осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку
дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет
на
оздоровление
организма.
Здоровье
сберегающая
технология
формирования правильного дыхания направлена на:
·
1) увеличение объема дыхания и улучшение качества движений
дыхательной
мускулатуры:
силы
сокращений
и
выносливости,
что
способствует улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания;
· 2) автоматизацию нижне - реберного диафрагмального типа дыхания;
· 3) регулирование дыхательного ритма;
· 4) формирование навыка правильного дыхания для речи: полноценный
вдох - пауза - удлинённый выдох;
· 5) формирование темпо - ритмических характеристик речи.
Большое внимание, я уделяю сенсорному воспитанию. Сенсорное
воспитание
– это развитие восприятия ребенка и формирование его
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия
предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.
Оно
направлено на формирование полноценного восприятия окружающего мира,
который ребёнок изучает, где
первой ступенькой
будет являться
чувственный, тактильный опыт. Для работы в этом направлении помимо
традиционных методов - это «Домики Монтессори», «Цветные счетные
палочки
Кюизенера»
внедряю
интересное, многогранное
средство
развития
детской
сенсорики
–
конструирование,
которое
является
практической деятельностью, направленной на получение определенного
продукта. На своих занятиях для конструирования, я использую различный
материал. Для построек используется строительный материал, а поделки и
игрушки изготавливаем из бумаги, картона, дерева. Детское конструирование
тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам
детей.
Появившиеся возможности использования информационно -
коммуникативных технологий (ИКТ) в практической работе логопеда,
становятся незаменимы.
Для реализации коррекционных задач, а самое
главное, для повышения мотивации детей к занятиям, на индивидуальных и
подгрупповых занятиях использую готовые
компьютерные
игровые
программы, в том числе созданные мною компьютерные игры и презентации,
так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств
оптимизации процесса коррекции речи. У обучающихся развиваются навыки
самостоятельной работы и самоконтроля.
Яркие
рисунки, объемное
изображение,
звуковое
сопровождение
действий,
познавательная
направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного
материала – все это делает занятия привлекательными, способствует
повышению мотивационной готовности к логопедическим занятиям.
Мною созданы игры на развитие силы и высоты голоса «Воздушные
шары», где от высоты шара зависит высота и сила голоса ребёнка, успешно
использую созданную игру «Волшебные светлячки» - это гимнастика для
глаз, изготовила интересные презентации с использованием анимации для
проведения артикуляционной гимнастики. Игры в более короткие сроки
пополняют словарный запас обучающихся, формируют грамматический
строй, восполняют пробелы в развитии звуковой стороны речи, формируют
связную речь.
Следующее направление в моей логопедической работе, не менее
важное, это - арт-теропия (развитие искусством).
Большое внимание уделяю сказкотерапии. В жизни у детей обязательно
должна
быть
сказка.
Сказкотерапия
позволяет
учителю-логопеду
в
опосредованной для воспитанника форме влиять на развитие речевых и
психических
функций
(внимание,
память,
мышление,
воображение,
развивает
эмоции).
На
занятиях
по
сказкотерапии
идет
постоянное
воздействие на собственно речевое развитие, формирование лексико-
грамматического строя речи, обогащение и активизация словаря, уточнение
многих
пословиц,
поговорок,
фразеологических
оборотов,
активно
тренируется связная речь ребенка, умение вести монологи и диалоги,
слушать другого, рассказывать и пересказывать.
Нельзя обойти вниманием изотерапию.
Одним из наиболее
распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка)
–
лечебное
воздействие,
коррекция
посредством
изобразительной
деятельности,
по форме организации может быть
индивидуальной и групповой.
Изотерапия дает действительно положительные результаты в работе с
обучающимися имеющими не только речевые проблемы. К ним относятся
воспитанники с задержкой психического развития (ЗПР), с нарушениями
речевой деятельности, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во
многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую
функцию,
помогая
ребенку
справиться
со
своими
психологическими
проблемами.
Я рассматриваю изо - деятельность не только как важное
средство нравственного и эстетического воспитания ребенка, но и как
условие
его
эмоционального
благополучия.
Занятия
изобразительным
искусством способствуют освобождению, выходу эмоциональной энергии,
через них ребенок может легче выразить свою индивидуальность, чем
вербальными средствами.
Главными воспитателями ребенка являются родители. Для привлечения
родителей в коррекционный процесс, я использую такой метод, как изучение
диагностического графика развития речи ребёнка. Во время первичной,
динамической и итоговой диагностики вычерчиваю графики по результатам
обследования
речевого
развития
воспитанника.
На
индивидуальных
консультациях,
собраниях
родители
знакомятся
с
результатами
обследования, которые выдаются им на руки и они наглядно видят все
трудности и достижения своего ребёнка. Знакомство родителей с данным
диагностическим материалом, значительно облегчает этапы совместной
коррекционной работы.
Анализируя полученные диагностические материалы, хочу отметить,
инновационные методы воздействия в деятельности логопеда являются
перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми,
имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных
средств коррекции и помогают достижению максимально возможных
успехов в коррекции процессов восприятия, внимания, памяти, мышления,
развитии
зрительного
гнозиса,
мнезиса,
оптико-пространственных
представлений, моторных компонентов письма, совершенствования навыка
самоконтроля,
в
преодолении
речевых
трудностей
у
воспитанников
дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи
инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс
коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Очень хочется надеяться, что рекомендуемые методы и приёмы
коррекционной работы, используемые в нашем ДОУ, помогут специалистам
повысить уровень речевого развития обучающихся. Желаю удачи.
Список литературы
Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства
Дошкольное воспитание, 2004
Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова.
М.,1985
Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.:
“Библиотека Ильи Резника”, “ЭКСМО”, 2004
Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: “Дельта”,
2003
Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009
Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровье сберегающей
образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении.
“Методист”, 2010
Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровье сберегающие
технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003