Напоминание

Творческая деятельность учащихся начальной школы на основе литературного произведения.


Автор: Некрасова Екатерина Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: АОУ школа №10
Населённый пункт: г. Долгопрудный
Наименование материала: статья
Тема: Творческая деятельность учащихся начальной школы на основе литературного произведения.
Раздел: начальное образование





Назад




Творческая деятельность учащихся начальной школы на основе литературного

произведения.

Творческая работа – это особая форма организации учебной деятельности.

Под руководством учителя учащиеся преимущественно или полностью

творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний,

умений и личностных качеств. Необходимо детей научить учиться, развивая

познавательные, творческие силы и способности детей.

Детское творчество такая самостоятельная деятельность ребенка, в которой он

отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего

мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Творческие

способности детей начальной школы активно проявляются в художественно

речевой деятельности. Сам ребёнок не найдёт средства для проявления

творчества, он сможет открыть только самые простейшие, на уроках в этом ему

помогает учитель. В творчестве осуществляются самовыражение,

самораскрытие личности ребенка.

Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого

обогащения. Практика организации творческой работы на уроках

литературного чтения в начальной школе позволила сформулировать условия,

способствующие ее эффективности:

– наличие системы в использовании творческих заданий для организации

работы на уроке;

–планирование заданий творческой работы должна быть разработана заранее,

как по форме, так и по содержанию;

– соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей

учащихся;

–усложнение содержания задач творческой учебной деятельности учащихся

происходит последовательно;

– стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;

–сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения.

Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из

архиважных задач обучения. Это умение включает в себя умение выходить за

пределы собственных возможностей. Учащиеся самостоятельно смогут

сотворить недостающие для решения средства и способы, то есть перевести

учебную задачу в творческую, найти недостающие условия в учебнике,

справочнике, книге, узнать необходимые данные у учителя.

С этой целью на уроках литературного чтения я в начальной школе практикую

разнообразные виды творческих работ, использую творческие задания

практического действия, при работе с текстом на уроках чтения литературного

произведения.

Например, я иду от текста к иллюстрации и ученики, смотрят на текст,

устанавливают, подходит или нет для данной картинки содержание того

эпизода или места в тексте, к которому она относится. Этот приём показал

хорошие результаты. Такая творческая работа была сделана детьми с

удовольствием. Часто в своей работе использую оценивание детьми созданных

рисунков: каждый ученик после разбора текста рисует свою картинку, затем

школьники обмениваются рисунками; каждый рисунок ученик рассматривает,

читает текст, находит в тексте то событие, к которому он относится. Сравнивая

содержание иллюстрации с содержанием данного события, ученик пишет свою

оценку, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту.

Такой вид детского творчества как лепка и аппликация используется чаще в

1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимают еще критически результатов

своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить

грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей

картины, а затем объединить в общую творческое задание, которое было перед

ними поставлено.

Одно из самых интересных заданий для ребят это - книжки-самоделки. Моя

дочка в детстве часто делала такие маленькие по объёму книжки, каждую книгу

после изготовления она дарила родственникам, друзьям. К Новому году делала

книгу в форме снежинки, звездочки. Есть книжки в форме домика, кораблика и

т.д. Каждая книжка имела свое обозначение, для кого она предназначалась, и

зачем. Например, Полина, под впечатлением о прочитанных драгоценных

камнях делала много книжек для бабушки, та рассматривала картинки в

книжке, и узнала из написанного внучкой, для чего нужен тот или иной камень.

В этих книжках – самоделках дети записывают произведения только

собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда

удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить

себя.

Таким образом, в результате применения творческих заданий организации

творческой работы на уроках литературного чтения развивается эстетический

вкус, воспитывается доброе отношение к окружающему их миру, развиваются

разнообразные речевые умения школьников, связанные с процессом

собственного творчества умений устного и письменного высказывания.

Литература:

1.

Занятия по интересам: развитие творческих способностей учащихся:

Практическое пособие для учителей начальных классов / Сост. Т.Н.

Ковальчук. - Мозырь: Белый Ветер, 2011. - 98 с.



В раздел образования