Автор: Некрасова Екатерина Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: АОУ школа №10
Населённый пункт: г. Долгопрудный
Наименование материала: статья
Тема: Творческая деятельность учащихся начальной школы на основе литературного произведения.
Раздел: начальное образование
Творческая деятельность учащихся начальной школы на основе литературного
произведения.
Творческая работа – это особая форма организации учебной деятельности.
Под руководством учителя учащиеся преимущественно или полностью
творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний,
умений и личностных качеств. Необходимо детей научить учиться, развивая
познавательные, творческие силы и способности детей.
Детское творчество такая самостоятельная деятельность ребенка, в которой он
отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего
мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Творческие
способности детей начальной школы активно проявляются в художественно
речевой деятельности. Сам ребёнок не найдёт средства для проявления
творчества, он сможет открыть только самые простейшие, на уроках в этом ему
помогает учитель. В творчестве осуществляются самовыражение,
самораскрытие личности ребенка.
Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого
обогащения. Практика организации творческой работы на уроках
литературного чтения в начальной школе позволила сформулировать условия,
способствующие ее эффективности:
– наличие системы в использовании творческих заданий для организации
работы на уроке;
–планирование заданий творческой работы должна быть разработана заранее,
как по форме, так и по содержанию;
– соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей
учащихся;
–усложнение содержания задач творческой учебной деятельности учащихся
происходит последовательно;
– стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;
–сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения.
Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из
архиважных задач обучения. Это умение включает в себя умение выходить за
пределы собственных возможностей. Учащиеся самостоятельно смогут
сотворить недостающие для решения средства и способы, то есть перевести
учебную задачу в творческую, найти недостающие условия в учебнике,
справочнике, книге, узнать необходимые данные у учителя.
С этой целью на уроках литературного чтения я в начальной школе практикую
разнообразные виды творческих работ, использую творческие задания
практического действия, при работе с текстом на уроках чтения литературного
произведения.
Например, я иду от текста к иллюстрации и ученики, смотрят на текст,
устанавливают, подходит или нет для данной картинки содержание того
эпизода или места в тексте, к которому она относится. Этот приём показал
хорошие результаты. Такая творческая работа была сделана детьми с
удовольствием. Часто в своей работе использую оценивание детьми созданных
рисунков: каждый ученик после разбора текста рисует свою картинку, затем
школьники обмениваются рисунками; каждый рисунок ученик рассматривает,
читает текст, находит в тексте то событие, к которому он относится. Сравнивая
содержание иллюстрации с содержанием данного события, ученик пишет свою
оценку, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту.
Такой вид детского творчества как лепка и аппликация используется чаще в
1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимают еще критически результатов
своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить
грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей
картины, а затем объединить в общую творческое задание, которое было перед
ними поставлено.
Одно из самых интересных заданий для ребят это - книжки-самоделки. Моя
дочка в детстве часто делала такие маленькие по объёму книжки, каждую книгу
после изготовления она дарила родственникам, друзьям. К Новому году делала
книгу в форме снежинки, звездочки. Есть книжки в форме домика, кораблика и
т.д. Каждая книжка имела свое обозначение, для кого она предназначалась, и
зачем. Например, Полина, под впечатлением о прочитанных драгоценных
камнях делала много книжек для бабушки, та рассматривала картинки в
книжке, и узнала из написанного внучкой, для чего нужен тот или иной камень.
В этих книжках – самоделках дети записывают произведения только
собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда
удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить
себя.
Таким образом, в результате применения творческих заданий организации
творческой работы на уроках литературного чтения развивается эстетический
вкус, воспитывается доброе отношение к окружающему их миру, развиваются
разнообразные речевые умения школьников, связанные с процессом
собственного творчества умений устного и письменного высказывания.
Литература:
1.
Занятия по интересам: развитие творческих способностей учащихся:
Практическое пособие для учителей начальных классов / Сост. Т.Н.
Ковальчук. - Мозырь: Белый Ветер, 2011. - 98 с.