Автор: Сенина Марина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №6
Населённый пункт: г. Бугульма
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с одарёнными детьми"
Раздел: начальное образование
РАБОТА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МБОУ СОШ № 6 С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных детей и
работа с ними является актуальной проблемой современного образования.
Жизнь
требует
от
школы
подготовки
выпускника,
способного
адаптироваться
к
меняющимся
условиям,
коммуникабельного
и
конкурентоспособного.
К
аждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти
заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь его, вызвать
неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот
интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой –
надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только
слушателями, исполнителями, но и творцами.
Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми
легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них,
что хочешь. Но это заблуждение!!! Легко тогда, когда не представляешь всей
серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к
данной проблеме относишься с полной ответственностью и сознанием
важности порученной миссии. Срабатывает правило: “не навреди”.
Размышляя над формами, методами обучения и воспитания,
опираясь на собственный педагогический опыт
МЫ
пришли к убеждению,
что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого
из наших учеников.
Проблема
одаренности
в
современной
системе
образования
на
организационном уровне решается путем углубления предметных знаний на
учебных и факультативных занятиях, специальных развивающих курсах по
различным направлениям, дополнительной системой образования.
Учителя нашей школы ставят перед собой цель: создание условий для
оптимального развития детей, совершенствование системы работы школы по
стимулированию
творческого
самовыражения,
самоутверждения
и
самореализации
каждого
учащегося.
С
этой
целью
мы
используем
следующие формы работы:
-
факультативы,
конкурсы,
конференции,
олимпиады (интеллектуальная одаренность);
- кружковая работа, выставки, конкурсы (творческая одаренность);
На уроках русского языка предусматриваем множество возможностей
для
реализации
личностно-ориентированного
и
дифференцированного
подхода
к
обучению
младших
школьников.
Детям
предоставлена
возможность самостоятельно делать «открытия» в результате специально
организованных опытов и наблюдений над речью. Секрет успеха в том, что
на уроке используем форму общения «ученик- ученик», которая помогает
детям повысить собственную самооценку, «научив» своего сверстника.
На уроках математики ведется целенаправленная и систематическая
работа по формированию у детей приемов умственной деятельности в
процессе усвоения математического содержания. Такая направленность
позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в
различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с
мотивацией и интересами.
На различных уроках используем дифференцированные задания трех
разных уровней сложности. Причем, предлагаем учащимся самим выбрать
соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на
работу, её успешное выполнение. Дети с первого класса отмечают выбранное
задание условными обозначениями разного цвета, формы.
Одним из необходимых условий в работе с одаренными детьми
является
принцип,
учитывающий
специфику
интересов,
склонностей
учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в
рамках дополнительного образования.
Развитие
одаренного
ребенка
представляет
собой
двусторонний
процесс: «дом – школа, школа – дом». Особенно важно для становления
личности
одаренного
ребенка,
прежде
всего
повышенное
внимание
родителей. Как правило, в семьях одаренных детей, отчетливо наблюдается
высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными
оказываются и сами родители. Родители одаренных детей проявляют особое
внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники
или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше
изучать.
Для учителя, работающего с одаренными детьми, очень важно иметь
не
только
широкий
круг
интересов,
знаний
и
умений,
творческое,
нетрадиционное, личное мировоззрение, но и убежденность, внутреннюю
уверенность и настойчивость.