Автор: Тихонова Галина Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ ЦРР - детский сад № 48 "Ласточка"
Населённый пункт: г.о.Серпухов, Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи детей: "Обучение рассказыванию по картине"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка –
детский сад № 48 «Ласточка» 142209, Московская область, г. Серпухов, ул. Космонавтов, д. 18.
тел./факс 8-4967-72-47-70, e-mail: ds
48
lastochka
@
yandex
.
ru
ОКПО 45760211 ОГРН 1025005601246 ИНН/КПП 5043016854/504301001
Сообщение учителя - логопеда Тихоновой Галины Викторовны:
«Развитие связной речи детей:
Обучение рассказыванию по картине»
Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на
этапе дошкольного детства. Её положительные преимущества над
другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто
в методических пособиях и учебниках по воспитанию.
Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:
- формат (демонстрационные и раздаточные),
-тематика (мир природный или предметный, мир отношений и
искусства),
- содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные),
-характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-
загадочное, юмористическое изображение)
-функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет
обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или
музыкальному произведению, дидактический материал в
процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.)
Общие требования к организации работы с картиной:
1. Работы по обучению детей рассказыванию по
картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы
детского сада.
2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество
нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно
быть изображено на картине.
3. Картина оставляется в группе на всё время занятий с ней (две-три
недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом
не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с
данной картиной.
5. Каждый этап работы следует рассматривать как промежуточный.
Результат этапа: рассказ ребёнка с использованием конкретного
мыслительного приема.
6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника,
построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приёмов.
Виды рассказывания по картине:
1. Описание предметных картин – это связное последовательное
описание изображенных на картине предметов или животных, их
качеств, свойств, действий
2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной
на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин:
ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из
серии, связывая их в один рассказ.
4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок
придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему
требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с
помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
5. Описание пейзажной картины и натюрморта.
Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая
вода» ребёнком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило всё кругом. Деревья
стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки,
они ловят рыбу».
Структура занятия:
1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную
беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания,
настроить детей к восприятию.
2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и
приёмы.
3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их
оценка.
Методические приемы:
Вопросы (проблемные вопросы)
Образец педагога
Частичный образец педагога
Совместное рассказывание
План рассказа
Коллективное обсуждение плана будущего рассказа
Составление рассказа подгруппами
Оценка детских монологов.
Этапы обучения рассказыванию по картине:
Младший возраст.
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения
рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать
самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с
воспитателем.
Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся
к следующему:
1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения
замечать в ней самое главное;
2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда
дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям,
упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление
небольших рассказов).
Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех
слов. Рассматривание картины используется для развития точности и
ясности речи.
Рассматривание картин всегда сопровождается словом
воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).
После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на
картине. Иногда можно использовать и художественное
произведение (например, рассказы писателей о домашних животных).
Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка
(например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-
мурысонька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном.
В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые
приемы.
Средний дошкольный возраст.
Детей учат рассматривать и описывать предметные и
сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его
образцу.
Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по
сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает
воспитатель или дети.
Можно поиграть в лексико-грамматическое упражнение «Продолжи
предложение».
- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете
продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …
В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как
я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в
этом возрасте не требуется отступления от образца.
Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного
характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного
или нескольких предметов или объектов), можно перейти
к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С
помощью воспитателя дошкольники составляют связный
последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в
единое целое все картинки серии.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает
активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для
самостоятельного составления рассказов по разным картинам.
Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном
возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и
эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть
краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины,
её жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных,
человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на
восприятие картины. В старшем дошкольном возрасте беседу по
содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска
более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы».
Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает
слово «забава»?»- Обращается к детям воспитатель после
молчаливого рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы
назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям
понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более
подробному его рассмотрению.
На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя
следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением
связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план,
подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах
старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по
картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам,
повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине
и натюрморту.
В старшей группе дети впервые подводятся к составлению
повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к
сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где
пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с
котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески
выполнить его.
Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено
на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.
В старшей и подготовительной группах продолжается работа по
развитию умения характеризовать самое существенное в картине.
Оценка рассказов:
Важное значение приобретает в процессе обучения рассказыванию по
картине оценка и анализ рассказов детей.
В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только
положительной.
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей,
подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко
выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно
поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить
более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша
сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе
собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на
занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей,
направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и
проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики
образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры
повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание
других вариантов высказывания.
Методика обучения рассказыванию по содержанию
картины постоянно обогащается новыми творческими находками
воспитателей, интересными методами и приёмами управления речевой
деятельностью детей.
Но очень важно, чтобы мы не забывали, что картина – это лишь
эффективное средство, а главное на занятии — ребёнок, развитие которого
мы должны направлять и сопровождать!