Напоминание

Развитие связной речи детей: "Обучение рассказыванию по картине"


Автор: Тихонова Галина Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ ЦРР - детский сад № 48 "Ласточка"
Населённый пункт: г.о.Серпухов, Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи детей: "Обучение рассказыванию по картине"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка –

детский сад № 48 «Ласточка» 142209, Московская область, г. Серпухов, ул. Космонавтов, д. 18.

тел./факс 8-4967-72-47-70, e-mail: ds

48

lastochka

@

yandex

.

ru

ОКПО 45760211 ОГРН 1025005601246 ИНН/КПП 5043016854/504301001

Сообщение учителя - логопеда Тихоновой Галины Викторовны:

«Развитие связной речи детей:

Обучение рассказыванию по картине»

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на

этапе дошкольного детства. Её положительные преимущества над

другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто

в методических пособиях и учебниках по воспитанию.

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям:

- формат (демонстрационные и раздаточные),

-тематика (мир природный или предметный, мир отношений и

искусства),

- содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные),

-характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-

загадочное, юмористическое изображение)

-функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет

обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или

музыкальному произведению, дидактический материал в

процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.)

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работы по обучению детей рассказыванию по

картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы

детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество

нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно

быть изображено на картине.

3. Картина оставляется в группе на всё время занятий с ней (две-три

недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом

не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с

данной картиной.

5. Каждый этап работы следует рассматривать как промежуточный.

Результат этапа: рассказ ребёнка с использованием конкретного

мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника,

построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приёмов.

Виды рассказывания по картине:

1. Описание предметных картин – это связное последовательное

описание изображенных на картине предметов или животных, их

качеств, свойств, действий

2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной

на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.

3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин:

ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из

серии, связывая их в один рассказ.

4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок

придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему

требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с

помощью воображения создать предшествующие и последующие события.

5. Описание пейзажной картины и натюрморта.

Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая

вода» ребёнком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило всё кругом. Деревья

стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки,

они ловят рыбу».

Структура занятия:

1. Часть – вводная (1-5 минут). Включает в себя небольшую вводную

беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания,

настроить детей к восприятию.

2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и

приёмы.

3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов, и даётся их

оценка.

Методические приемы:

Вопросы (проблемные вопросы)

Образец педагога

Частичный образец педагога

Совместное рассказывание

План рассказа

Коллективное обсуждение плана будущего рассказа

Составление рассказа подгруппами

Оценка детских монологов.

Этапы обучения рассказыванию по картине:

Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения

рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать

самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с

воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся

к следующему:

1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения

замечать в ней самое главное;

2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда

дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям,

упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление

небольших рассказов).

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех

слов. Рассматривание картины используется для развития точности и

ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом

воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом).

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на

картине. Иногда можно использовать и художественное

произведение (например, рассказы писателей о домашних животных).

Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка

(например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-

мурысонька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном.

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые

приемы.

Средний дошкольный возраст.

Детей учат рассматривать и описывать предметные и

сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его

образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по

сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает

воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическое упражнение «Продолжи

предложение».

- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете

продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.

• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как

я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала»,— говорит педагог, т, е. в

этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного

характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного

или нескольких предметов или объектов), можно перейти

к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С

помощью воспитателя дошкольники составляют связный

последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в

единое целое все картинки серии.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает

активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для

самостоятельного составления рассказов по разным картинам.

Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном

возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и

эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть

краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины,

её жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных,

человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на

восприятие картины. В старшем дошкольном возрасте беседу по

содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска

более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы».

Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает

слово «забава»?»- Обращается к детям воспитатель после

молчаливого рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы

назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям

понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более

подробному его рассмотрению.

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя

следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением

связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план,

подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах

старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по

картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам,

повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине

и натюрморту.

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению

повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к

сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался!», «Где

пропадали?», «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с

котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески

выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено

на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по

развитию умения характеризовать самое существенное в картине.

Оценка рассказов:

Важное значение приобретает в процессе обучения рассказыванию по

картине оценка и анализ рассказов детей.

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только

положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей,

подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко

выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно

поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить

более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша

сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе

собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на

занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей,

направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и

проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики

образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры

повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание

других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию

картины постоянно обогащается новыми творческими находками

воспитателей, интересными методами и приёмами управления речевой

деятельностью детей.

Но очень важно, чтобы мы не забывали, что картина – это лишь

эффективное средство, а главное на занятии — ребёнок, развитие которого

мы должны направлять и сопровождать!



В раздел образования