Напоминание

План работы с одаренными учащимися по русскому языку и литературе


Автор: Лабазанова Меседу Магомеднабиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ РД"СОШ АХВАХСКОГО РАЙОНА"
Населённый пункт: Село Местерух ,Ахвахский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: План работы с одаренными учащимися по русскому языку и литературе
Раздел: полное образование





Назад




План работы с одаренными учащимися по русскому языку и литературе

Жизнь

требует

от

школы

подготовки

выпускника,

способного

адаптироваться

к

быстро

меняющимся

условиям,

коммуникабельного и конкурентоспособного. Эта способность обеспечивается, в том числе, и возможностью развития одаренности

школьника в период обучения. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам

выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Учёные сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в

виде задатков. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. . Анализ

проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми мотивируют педагога к

модернизации системы работы с одаренными детьми, дальнейшему обеспечению условий, способствующих максимальному

раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе и совершенствованию системы выявления разных видов

одаренности детей.

Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном

внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как у детей появляется возможность

проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в

этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.

Сложность феномена одаренности, предпосылки и условия формирования и развития одаренности в детском возрасте хорошо

проанализированы в «Рабочей концепции одаренности», разработанной российскими учеными. В «Концепции…» сделан важный

вывод о том, что «проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания

условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного

образования» с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия

для совершенствования присущих им видов одаренности.

Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого

учителя.

Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей,

которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности

зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.

Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим

формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально

высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность,

конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут

быть сняты.

Цель работы с одарёнными детьми.

Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в

различных областях интеллектуальной и творческой деятельности

создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение

возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация

отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».

Задачи:

выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на

основе инновационных технологий;

расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой и

интеллектуальной деятельности.

помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях);

-организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника,

совершенствование практического мышления;

Ожидаемые результаты:

формирование системы работы с одаренными учащимися;

творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;

увеличение количества одаренных детей школьного возраста - победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров

разного уровня.

Основные направления работы:

1.

Выявление одарённых детей по разным направлениям.

2.

Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной

сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

3.

Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

4.

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.

5.

Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.

6.

групповые занятия с сильными учащимися;

7.

факультатив;

8.

кружок «Филолог»;

9.

конкурсы и конференции;

10. интеллектуальный марафон;

11. участие в олимпиадах;

12. индивидуальные консультации.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе

смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода.

Календарно-тематическое планирование занятий

п/п

Темы занятий

Форма организации

учебных занятий

Творческие

работы

Ф.И ученика

Сроки проведения

занятий

1

Фонетическая система

современного русского

языка. Понятие о сильной

и слабой позиции.

Учебная лекция.

Практическое

занятие.

Создание

презентации

Сентябрь

2-3

Подготовка к предметным

олимпиадам по русскому

языку и литературе.

Выполнение

олимпиадных

заданий

Сентябрь

4

Буквы е, ё, ю, я в

фонетической системе

русского языка. Понятие

орфоэпической нормы.

Практические

занятия

Составление

оригинальног

о словарика

Сентябрь

5-6

Школьный этап

Всероссийской олимпиады

по русскому языку и

литературе.

Участие в

олимпиаде

Октябрь

7-8

Основы русского

стихосложения.

Лекция с

элементами беседы

+ практическое

занятие

Составление

вопросов

викторины по

теме

Октябрь

9-10

Правописание безударных

гласных в корне слова.

Непроверяемые гласные.

Практическое

занятие Тестовые

задания

Составление

кроссворда

Ноябрь

11-13

Ученые - лингвисты

Лекция с

элементами беседы

Книжка-

раскладушка

Ноябрь-декабрь

«Ученые -

лингвисты»

14-15

Жизнь и работа

«пришельцев»

(заимствованных слов) в

русском языке.

Практическое

занятие

Составление

оригинальног

о словарика

Декабрь

16-17

Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады

по русскому языку.

Практические

занятия

Декабрь-январь

18-19

Творчество писателя-

классика А.С. Пушкина.

Лекция с

элементами беседы

+ практическое

занятие

Создание

презентации,

чтение

наизусть

Январь

20

Лексическая омонимия.

Синонимия. Этимология

слова.

Устный журнал

Подготовка

реферата

Январь

21

Береза-символ России в

поэзии.

Лекция с

элементами беседы

+ практическое

занятие

Создание

презентации,

чтение

Февраль

наизусть

22-23

Фразеологические

единицы. Их основные

признаки и типы.

Этимология

фразеологизмов.

Учебная лекция.

Тестовые задания

Ролевые

игры.

Создание

альбома

«Фразеологиз

мы в

рисунках»

Февраль

24

Морфемный анализ слова.

Презентация +

практические

занятия

Защита

творческого

проекта,

презентация

Февраль

25-26

Великий и могучий

школьный сленг.

Исследовательская

деятельность

Совместный

проект

Март

27

Словообразовательные

цепочки и гнёзда.

Практическое

занятие.

Представлени

е результатов

работы

Март

28-29

Лингвистические сказки

Исследовательская

деятельность

Ролевые

игры.

Сочинение

сказок.

Иллюстриров

Март-апрель

ание

30

Имя существительные

конкретные, абстрактные,

вещественные,

собирательные.

Практическое

занятие

Защита

научно-

исследователь

ской работы

Апрель

31

Историческая морфология.

Устный журнал

Подготовка

реферата

Апрель

32

Сложные синтаксические

конструкции.

Практическое

занятие

Сочинение

Май

33

Говорящие фамилии в

произведениях писателей

Исследовательская

деятельность

Создание

презентации

Май

34

Литературные места

нашего города.

Исследовательская

деятельность

Май



В раздел образования