Автор: Лабазанова Меседу Магомеднабиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ РД"СОШ АХВАХСКОГО РАЙОНА"
Населённый пункт: Село Местерух ,Ахвахский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: План работы с одаренными учащимися по русскому языку и литературе
Раздел: полное образование
План работы с одаренными учащимися по русскому языку и литературе
Жизнь
требует
от
школы
подготовки
выпускника,
способного
адаптироваться
к
быстро
меняющимся
условиям,
коммуникабельного и конкурентоспособного. Эта способность обеспечивается, в том числе, и возможностью развития одаренности
школьника в период обучения. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам
выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Учёные сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в
виде задатков. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. . Анализ
проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми мотивируют педагога к
модернизации системы работы с одаренными детьми, дальнейшему обеспечению условий, способствующих максимальному
раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе и совершенствованию системы выявления разных видов
одаренности детей.
Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном
внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как у детей появляется возможность
проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в
этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.
Сложность феномена одаренности, предпосылки и условия формирования и развития одаренности в детском возрасте хорошо
проанализированы в «Рабочей концепции одаренности», разработанной российскими учеными. В «Концепции…» сделан важный
вывод о том, что «проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания
условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного
образования» с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия
для совершенствования присущих им видов одаренности.
Одаренные дети – наше достояние. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого
учителя.
Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей,
которые лежат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих видах деятельности. От специфической одаренности
зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим
формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально
высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность,
конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут
быть сняты.
Цель работы с одарёнными детьми.
Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в
различных областях интеллектуальной и творческой деятельности
создание условий для развития учащихся, одаренных в умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение
возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учеников, гармонизация
отношений в системах «учитель – одаренный ученик», « одаренный ученик – ученик», «одаренный ученик – родитель».
Задачи:
выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на
основе инновационных технологий;
расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в разных формах творческой и
интеллектуальной деятельности.
помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях);
-организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника,
совершенствование практического мышления;
Ожидаемые результаты:
формирование системы работы с одаренными учащимися;
творческая самореализация ученика школы через участие в разного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;
увеличение количества одаренных детей школьного возраста - победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров
разного уровня.
Основные направления работы:
1.
Выявление одарённых детей по разным направлениям.
2.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной
сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
3.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
4.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.
5.
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
6.
групповые занятия с сильными учащимися;
7.
факультатив;
8.
кружок «Филолог»;
9.
конкурсы и конференции;
10. интеллектуальный марафон;
11. участие в олимпиадах;
12. индивидуальные консультации.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе
смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода.
Календарно-тематическое планирование занятий
№
п/п
Темы занятий
Форма организации
учебных занятий
Творческие
работы
Ф.И ученика
Сроки проведения
занятий
1
Фонетическая система
современного русского
языка. Понятие о сильной
и слабой позиции.
Учебная лекция.
Практическое
занятие.
Создание
презентации
Сентябрь
2-3
Подготовка к предметным
олимпиадам по русскому
языку и литературе.
Выполнение
олимпиадных
заданий
Сентябрь
4
Буквы е, ё, ю, я в
фонетической системе
русского языка. Понятие
орфоэпической нормы.
Практические
занятия
Составление
оригинальног
о словарика
Сентябрь
5-6
Школьный этап
Всероссийской олимпиады
по русскому языку и
литературе.
Участие в
олимпиаде
Октябрь
7-8
Основы русского
стихосложения.
Лекция с
элементами беседы
+ практическое
занятие
Составление
вопросов
викторины по
теме
Октябрь
9-10
Правописание безударных
гласных в корне слова.
Непроверяемые гласные.
Практическое
занятие Тестовые
задания
Составление
кроссворда
Ноябрь
11-13
Ученые - лингвисты
Лекция с
элементами беседы
Книжка-
раскладушка
Ноябрь-декабрь
«Ученые -
лингвисты»
14-15
Жизнь и работа
«пришельцев»
(заимствованных слов) в
русском языке.
Практическое
занятие
Составление
оригинальног
о словарика
Декабрь
16-17
Муниципальный этап
Всероссийской олимпиады
по русскому языку.
Практические
занятия
Декабрь-январь
18-19
Творчество писателя-
классика А.С. Пушкина.
Лекция с
элементами беседы
+ практическое
занятие
Создание
презентации,
чтение
наизусть
Январь
20
Лексическая омонимия.
Синонимия. Этимология
слова.
Устный журнал
Подготовка
реферата
Январь
21
Береза-символ России в
поэзии.
Лекция с
элементами беседы
+ практическое
занятие
Создание
презентации,
чтение
Февраль
наизусть
22-23
Фразеологические
единицы. Их основные
признаки и типы.
Этимология
фразеологизмов.
Учебная лекция.
Тестовые задания
Ролевые
игры.
Создание
альбома
«Фразеологиз
мы в
рисунках»
Февраль
24
Морфемный анализ слова.
Презентация +
практические
занятия
Защита
творческого
проекта,
презентация
Февраль
25-26
Великий и могучий
школьный сленг.
Исследовательская
деятельность
Совместный
проект
Март
27
Словообразовательные
цепочки и гнёзда.
Практическое
занятие.
Представлени
е результатов
работы
Март
28-29
Лингвистические сказки
Исследовательская
деятельность
Ролевые
игры.
Сочинение
сказок.
Иллюстриров
Март-апрель
ание
30
Имя существительные
конкретные, абстрактные,
вещественные,
собирательные.
Практическое
занятие
Защита
научно-
исследователь
ской работы
Апрель
31
Историческая морфология.
Устный журнал
Подготовка
реферата
Апрель
32
Сложные синтаксические
конструкции.
Практическое
занятие
Сочинение
Май
33
Говорящие фамилии в
произведениях писателей
Исследовательская
деятельность
Создание
презентации
Май
34
Литературные места
нашего города.
Исследовательская
деятельность
Май