Напоминание

"Детские рисунки в жизни взрослых."


Автор: Николаева Ирина Витальевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "Дом детства и юношества"
Населённый пункт: г. Златоуст, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Детские рисунки в жизни взрослых."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Детские рисунки в жизни взрослых.

В современном обществе родители хотят дать детям больше знаний. Но

чрезмерное интеллектуальное развитие связано с большой нагрузкой на ребенка и

является одной из причин ухудшения состояния физического и психического здоровья

детей. В результате, современные дети умеют читать, писать, считать, но реже

восхищаются, удивляются и сопереживают.

Рисование – отличное занятие для детей и взрослых. Оно позитивно влияет на

психику, погружает в мир волшебного творчества. Для детей рисование особенно

полезно. Ведь до 10-12 лет они живут в мире фантазий. Для них жизненно важно

переносить фантазии, а также реальный опыт познания мира на бумагу.

Рисование — одно из любимых детских занятий. По рисункам можно увидеть,

каким видится мир ребенку, как он относится к самому себе, что его тревожит, кого он

любит.

Рисование помогает ребенку:

1.

расставить приоритеты (выбрать наиболее важные для себя предметы,

изучить их во всех деталях);

2.

выразить отношение к окружающему миру;

3.

передать настроение;

4.

«протестировать» свое восприятие цвета;

5.

зафиксировать на бумаге приятные (негативные) моменты и таким

образом снять с себя груз переживаний.

Рисование отлично развивает моторику, усидчивость, логику и образное

мышление. Сопоставляя контуры предметов со знакомыми ему геометрическими

фигурами или персонажами любимого мультфильма, малыш лучше понимает, как

устроен окружающий мир, каковы реальные размеры вещей.

Когда дети рисуют, это не просто проявление их творческих способностей.

Каждая картинка также содержит переживания и чувства своего маленького автора.

Если присмотреться, можно многое узнать о своем ребенке.

Рисунок любого человека многое может отразить. И даже если мы захотим

нарисовать так, чтобы рисунок «не читался», на 100% это всё равно не удастся.

Многие специалисты называют рисунок ребёнка графической речью, которая

отражает

всё

увиденное,

услышанное

ребёнком

(даже

если

малыш

ещё

не разговаривает). Кроме этого, рисунок может отразить реальное биохимическое

состояние организма, состояние здоровья, самочувствие и, естественно, стабильные

характеристики личности.

До 2,5 года, когда дети только осваивают рисование, они очень любят яркие

цвета: жёлтый, красный, светло-красный, светло-синий, светло-зелёный. Это связано с

тем, что они их лучше различают.

В 2,5-4 года в рисунках появляются чёрные цвета. Это хорошо и означает, что

ребёнок учится более чётко отражать мир, который видит вокруг.

В 5 лет ребёнок снова переходит к рисованию более яркими цветами. Но

применяет их, как правило, в соот¬ветствии с тем, что есть в реальности.

К 7-8 годам рисунок должен быть раскрашен в реальные цвета, если он видел

данные предметы в жизни. Если у вас иначе, возможны две причины: у ребёнка

богатая фантазия — и перед нами будущий писатель, архитектор — или (реже) есть

проблемы со здоровьем.

Важным является не только содержание рисунка, но и то, как ребёнок рисует.

Слабые, еле заметные линии, неумение обвести контур и закрасить, не выходя за

границы, говорит о слабом развитии моторики или наличии неврологических проблем.

Но нельзя делать выводы из одного рисунка, нужно анализировать несколько. И с

ребёнком надо обязательно поговорить о том, что он рисовал. Можно дать ему тему

(«Нарисуй нашу семью», «Нарисуй мальчика или девочку», «Нарисуй животное»).

Можно анализировать и рисунки «на свободную тему».

Очень показателен рисунок семьи. Обратите внимание, кого ребёнок рисует

первым (этот человек для него самый значимый). В благополучной семье будут

нарисованы все члены семьи, даже бабушки и кошка. Бывает, кого-то ему рисовать не

хочется (возможно, этого человека он боится). Если на рисунке есть дом, мебель,

вещи, но нет людей, значит, у ребёнка нет ощущения семьи, или материальное у Вас

стоит на первом месте в системе ценностей. Важно и то, чем занимаются члены семьи,

какое у них настроение, как расположены на листе, кто ближе к ребёнку.

Мамы и папы часто совершают ошибку, думая, что рисунки ребенка должны

соответствовать определенному уровню. Это не так. Уровень мастерства у каждого

ребенка строго индивидуальный. Также многое зависит от возраста и степени

заинтересованности в предмете. Мечтая о новом смартфоне или новой

игрушке,

начинающий художник может тщательно рисовать каждую деталь предмета,

потратить на это много часов. А заданное в садике дерево изобразить тремя

небрежными мазками.

Обязательно похвалите малыша, расспросите, что он нарисовал. Вы удивитесь,

когда узнаете, что в каляках-маляках есть определенная логика. И малыш точно

понимает, что он нарисовал. Попросите объяснить рисунок. Спросите, что означает

этот человечек и эта фигура. Так вы развиваете словарный запас малыша, побуждаете

обращать внимание на важные детали.

Психика

девочек

и

мальчиков

отличается.

У

них

разное

восприятие

действительности, стиль общения. Поэтому и рисунки – разные.

1.

Мальчики используют более скромный набор красок. Шесть базовых цветов для

них – вполне достаточно. Они могут рисовать даже простым карандашом.

Девочки более требовательны к диапазону цветов. Обожают краски и карандаши

с блестками, фломастеры ярких смешанных оттенков (малиновый, золотистый,

розовый, фиолетовый).

2.

Тематика рисунков мальчика – автомобили, железные дороги, самолеты,

роботы, оружие. У девочек – принцессы, цветы, парки, красивые наряды,

мультипликационные персонажи.

3.

Мальчики упорные. Юный джентльмен способен 100 раз рисовать один и тот же

паровоз. Девочка – относится к бумаге более экономно. Она постарается

изобразить все, что ее интересует, на одном листе бумаги. Да и раскрасит более

тщательно.

Если мальчик в возрасте 6-7 лет рисует войну, оружие, динозавров, скорпионов –

не волнуйтесь, это нормально. Таким образом он готовит себя к роли мужчины,

защитника, воина, чтобы в реальной ситуации не растеряться от неожиданности и

правильно среагировать в случае опасности.

Если девочка 6-8 часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки – это также

нормально и говорит о том, что она готовит себя к роли девушки, женщины, самой

обаятельной и привлекательной.

При анализе цвета в рисунках нужно обращать внимание на те цвета, присутствие

которых в рисунке преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок

выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным

нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные».

Синий - цвет уверенности и спокойствия. Школа синего цвета – признак хорошей

адаптации к учебному процессу.

Зеленый – передает ощущение надежности, принятия.

Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру,

красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.

Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный настрой.

Розовый – ощущение нежности, чувствительности.

Серый – состояние смутной тревоги.

Черный – указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком

много в рисунках.

Помните, что главное при анализе рисунка – это общее впечатление от рисунка.

Какие эмоции выражены в нем? Радость, удовлетворенность или тоска, страх,

одиночество – что сейчас живет в душе Вашего ребенка? Что он хочет сказать Вам

своим рисунком?

Учтите, что не все дети любят рисовать. Возможно, они просто не привыкли это

делать или боятся нарисовать плохо. Но рисовать или раскрашивать необходимо, так

как это развивает мелкую моторику и воображение, этому нужно учить. А страх

ошибки может быть вызван излишней строгостью родителей и неуверенностью в себе.

Психология рисунка ребенка позволяет лучше понять его внутренний мир. В этих

каракулях, словно в зеркале, малыш отражает все, что творится на душе: его

индивидуальность, его мечты и стремления, его желания и даже страхи. Изучая

рисунок, детский психолог может дать и оценку уровня развития ребенка, поскольку

его недостаточный речевой аппарат не всегда позволяет выразить себя и свои мысли.

Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что

творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой

доверительной беседе. Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках

несколько минут – картинка готова. Как много важного для него самого и для

родителей скрыто в этом рисунке!



В раздел образования