Автор: Фатерова Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 детский сад "Золотой петушок"
Населённый пункт: посёлок Безенчук, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы
Тема: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ З ]- [ Ж ]»
Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию
речи с детьми старшей группы
Тема: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ З ]- [ Ж ]»
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»,
«Физическое развитие»
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»
1) Совершать слуховое восприятие детей посредством упражнений на
различение звуков [з] и [ж], изолированно и в словах.
2) Упражняться в придумывании слов с заданным звуком, определения
позиции звука в слове.
3) Отрабатывать интонационную выразительность, формировать умение
детей изменять темп речи.
Образовательная область «Физическое развитие»
1) Развивать мелкую моторику рук.
Методы и приемы:
- наглядные: рассматривание картинок;
- словесные: рассказ воспитателя, беседы, вопросы.
Материалы и оборудование: Картина «Муха-цокотуха», набор картинок с
изображениями животных (в названиях которых есть звуки [з], [з’] [ж],
зонтики – зеленый и желтый, домик, Петрушка.
Детская деятельность
Формы и методы организации
совместной деятельности
Двигательная
Физминутка
Игровая
Игровые ситуации
Коммуникативная
Беседы, вопросы
Восприятие (художественной
литературы и фольклора)
Рассказывание, чтение, обсуждение
Логика образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, я буду произносить звуки [з], [ж], а вы выполняйте
соответствующие движения:
[ж] – двигайте кистями рук вверх-вниз (летит комар)
[з] – слегка хлопните в ладоши (поймали комара).
Я буду называть слова. Если услышите звуки [з], [з’] – произносите его
хором
Если услышите звук [ж] – тоже хором
Если звуком [ж], [з], [з’] – молчите.
(Слова: зонт, кислый, желтый, зеленый, лягушка, заливает, дождь, фишка,
Зина, молоток и т.д.)
Воспитатель: Сегодня у Мухи-цокотухи день рождения, она именинница.
(Воспитатель показывает картинку). Сначала к ней в гости пришли
насекомые, в названиях которых есть буквы [з], [з’], а потом пришли
насекомые со звуком [ж].
Воспитатель: Посмотрите на этих животных. Назовите их. Звуки [ж], [з], [з’]
выделяйте голосом. Животных, в названиях которых есть звуки [з], [з’],
спрячьте под белый зонтик, а животных, в названиях которых есть звук [ж] –
под желтый зонтик, а животных, в названиях которых нет этих звуков – в
домик.
Воспитатель: Послушайте загадки и определите, какой звук [з] или [ж] есть в
слове отгадке.
Маленькая собачка свернулась, лежит,
Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят. (Глаза)
Ползун ползет, игры везет. (Ежик)
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы)
Воспитатель:
Посмотрите на мой домик: в первом подъезде живут слова, в которых есть
звук [ж] в начале, во втором – слова, в которых этот звук в середине, а в
третьем – слова со звуком в конце. В каком подъезде живет слово «жук»?
Почему?
Воспитатель предлагает детям физмунутку.
Дети проговаривают текст и выполняют соответствующие движения.
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой:
За мамой-слонихой топал слоненок,
За мамой-лисицей крался лисенок,
За мамой-ежихой катился ежонок,
За мамой-медведицей шел медвежонок.
Воспитатель:
Ребята, к нам пришел Петрушка и хочет рассказать вам смешные стихи.
Слушайте!
«Ой, - кричат вокруг хозяйки, - в огород забрались жайки». Найдите ошибку
и скажите, какой надо поставить звук, чтобы было правильно.
Еще стихи:
Стужа. Снег. Метут метели. Темной ночью бродят двери. (Звери)
Прилетел из леса лук,
И залез под толстый сук. (Жук)
Воспитатель предлагает детям послушать чистоговорку.
«У Зины живут ежи, а у Лизы живут чижи».
Кто живет у Зины? Ежи у кого живут? Послушайте еще раз и запомните.
Давайте повторим вместе (Два-четыре ребенка отвечают).
Первую строчку говорят девочки, вторую – мальчики, и наоборот.
Кто произнесет медленно? (Отвечают два-три ребенка)
Кто произнесет быстро? (Отвечают два-три ребенка)
В конце занятия подводят итог, определяет, какие звуки научились
различать.