Авторы: Березенцева Тамара Александровна, Пронькина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 110
Населённый пункт: г.Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Художественная литература –
средство успешной адаптации в младшей группе детского сада.
Адаптация - процесс вхождения в новую среду и привыкание к ее условиям.
Адаптация к детскому саду – это одно из сложнейших и интереснейших
событий в младшем дошкольном возрасте. Она требует от ребенка огромных
энергетических затрат, т.к. нужно привыкать к определенному режиму дня,
привыкать к совершенно незнакомым людям и учиться выполнять их просьбы,
учиться сосуществовать и общаться со сверстниками, привыкать на долгое
время оставаться без мамы и папы! И чаще всего в подобной ситуации дети
испытывают стресс. Что же его провоцирует?
В огромной степени - отрыв от матери, разрыв эмоциональной поддержки,
лишение уверенности в том, что его принимают таким, каким он есть.
Необходимость вести себя в детском саду по новым правилам, которые
ребенок еще не знает. Страх сделать что-нибудь не так может поддерживать
стресс.
К тому же поступление в детский сад - это переломный момент не только
для ребенка, но и для родителей.
Насколько легко или тяжело пройдет адаптационный период зависит от
многих условий, а именно:
1.
От возраста ребенка. В наш детский сад поступают дети с 3 лет,
когда пройден возрастной этап, характеризующийся наибольшими трудностями
в адаптацией. С 3 лет у ребенка повышается уровень самостоятельности,
снижается психологическая зависимость от матери. Начиная с трех лет дети
могут интересоваться сверстниками, как партнерами для игр и взаимодействий,
2.
От состояния здоровья ребенка. Здоровый, хорошо развитый
ребенок легче переносит трудности социальной адаптации. В то время как дети
с серьезными хроническими заболеваниями достаточно часто испытывают
сложности с привыканием в силу особенности организма и повышенной
психологической связи с родителями. То же самое относится и к часто и
подолгу болеющим детям. Таким малышам требуются особые условия,
сниженные нагрузки, и из-за частого и продолжительного отсутствия по
причине болезни нарушается режим посещения ДОУ и адаптационный период
затягивается.
3.
От индивидуальных особенностей. В возрасте 2-3 лет ребенок уже
имеет свой опыт поведения, свои привычки, умения и навыки. Все это
необходимо принимать во внимание в процессе воспитания. Для выявления
индивидуальных особенностей необходимо провести беседу с родителями,
наблюдать за ребенком в течение дня и в разных ситуациях.
4.
От
уровня
тренированности адаптационных
механизмов.
Способность ребенка не приходить в состояние стресса при любых необычных
для него социальных ситуациях не формируется сама по себе, а требует
определенной тренировки, которая усложняется с возрастом, но не должна
превышать возрастных возможностей. Необходимо заранее создавать условия,
которые требуют от ребенка новых форм поведения. Вначале это проявляется в
мелочах (нельзя кричать на улице, некрасиво в гостях капризничать и т.п.).
Дети, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные
условия (посещали родственников, выезжали на дачу), легче привыкают к
дошкольному учреждению.
5.
От опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно,
чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения с взрослыми,
прививалось умение положительно относиться к требованиям старших. А вот
слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации
вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.
6.
От того, как организованы жизнь и деятельность детей в группе.
Важно, какими событиями заполнен день младшего дошкольника, есть ли
интересные и важные для него занятия. Большое внимание надо уделять
детской игре, показывать простые действия с игрушками, доступные сюжеты,
проигрывать их с разными игрушками. Постепенно дети начинают повторять
их, вносить дополнения, изменения – возникают первые игры. А ребенок,
который в состоянии занять себя сам, находится в хорошем настроении, не
плачет, входит в контакт с другими детьми.
7.
Настрой родителей. Чем спокойнее и позитивнее родители относятся
к поступлению и нахождению ребенка в детском саду, тем успешнее пройдет
адаптация. Поэтому необходимо ежедневно беседовать с родителями, вселять в
них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.
Помимо известных средств, способов успешного преодоления стресса,
возникающего при адаптации, на наш взгляд быстро и безболезненно
адаптироваться в группе помогает художественная литература. И вот почему:
Художественная
литература
способствует
налаживанию
эмоционального
контакта
педагога
и
воспитанников.
С
помощью
эмоционального изложения художественного текста педагог поддерживает
внимание детей. Педагогом используются такие приемы, как внезапное
появление игрушки, рассказ или чтение от лица игрушки, переодевание в
интересного героя и т.д.
Оказывает благотворное влияние на общение с ребенком в разные
режимные моменты. Детям нравятся и ими хорошо воспринимаются
ритмичные тексты, именно поэтому в группе часто используются потешки,
соответствующие моменту. Сказки вызывают интерес яркостью образов,
необычностью,
загадочностью,
неограниченными
возможностями
для
фантазии, выдумки и игры. Лучшими сказками для малышей всегда будут
сказки о животных. Стихи воспитывают у ребенка особое трепетное отношение
к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание красоты слова,
мелодии и ритма. Повторение и заучивание стихов является прекрасной
тренировкой для мозга. Поэтическое слово используется при каждом удобном
случае: на занятиях, на прогулке, во время наблюдений, при рассматривании
иллюстраций и т.д.
Произведения художественной литературы учат добру и правильному
поведению в тех или иных ситуациях. Художественные тексты дают образец,
формируют понимание того, что такое добро, зло, раскрывают сложность
взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров,
способствуют возникновению эмоционального отношения к поступкам героев,
а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.
Радостная
атмосфера
чтения,
ощущение
событийности,
эмоциональная насыщенность текстов, игры по текстам дает возможность
отвлечься от грустных мыслей, вызывает хорошее настроение, у ребенка
появляется чувство защищенности, ощущение радости.
Дети младшего возраста имеют потребность в игре, но чаще всего, сюжет в
игре очень не развит или отсутствует вообще. Именно произведения
художественной литературы помогают обогащать сюжет игры, т.к. после
прослушиванию
произведения
педагог
с
детьми
проигрывает
наиболее
понравившийся отрывок с помощью различных видов театра или просто
игрушек.
Игровые тексты – увлекательные, эмоциональнонасыщенные стихи, в которых
созданы выразительные образы героев (определенный характер или настроение
показаны с помощью речи или описаны), происходит яркое или близкое по
значению, смыслу деятельности детей событие, сменяются действия. Игровые
стихи содействуют формированию и развитию интереса к чтению, к книге,
формированию культуры слушания, запоминанию произведений разных через
их «проигрывание», проявлению самостоятельности, активности в игре,
формированию бережного отношения к книгам.
У детей есть возможность творчески выразить свое эмоциональное
отношение к прочитанному (нарисовать, слепить, сделать аппликацию
понравившегося героя или отрывка). Здесь же происходит и активизация
словаря ребенка, так как педагог обсуждает с каждым ребенком, что он сделал
и почему именно этот герой вызвал определенные эмоции.
Воспитателем подбираются качественные литературные произведения,
соответствующие возрасту детей. В группе используются такие приемы:
появление куклы, означающей начало художественно-речевой деятельности;
появление персонажа произведения, который общается с детьми; появление
воспитателя в роли рассказчика, сказочника; неожиданное появление новой
книги. Очень важно, чтобы воспитатель, читая выбранное произведение, был
сам заинтересован, и использовал разнообразные выразительные средства
(мимика, высота голоса, темп, громкость, эмоциональная окрашенность речи), а
чтение сопровождалось показом иллюстраций. Затем важно провести беседу по
прочитанному, задать вопросы о настроении произведения, что или кто
понравился или запомнился больше всего и почему.
В нашем детском саду организуются 2-3 раза в месяц литературные
гостиные «Почитай нам мама, почитай нам, папа». Один из родителей
воспитанника или члены одной семьи выбирают произведение в соответствии с
лексической темой, с интересами детей или одного ребенка,
читают,
рассказывают сказки и стихотворения, показывают кукольные спектакли всем
воспитанникам
группы.
Воспитателями
и
родителями
организуется
предварительное обсуждение мероприятия, распределение функций, подбор
атрибутов,
материалов
и
т.д.
Это
помогает
повысить
ответственность
родителей, активность, инициативность, родители смогут почувствовать себя
организаторами
мероприятий.
Такие
гостиные
позволяют
расширить
представления о том, каких авторов, какие произведения выбирать для чтения
детям младшего дошкольного возраста, как читать (эмоционально, выделяя
интонацией соответствующий характер героя, обсуждать тексты, делиться
впечатлениями, превращая чтение в увлекательное, значимое, интересное
совместное занятие).
У родителей, принявших участие в этом мероприятии, есть возможность
ближе познакомиться с жизнью группы, лучше узнать других детей,
понаблюдать за своим ребенком, чтобы лучше разобраться в вопросах развития
ребенка, как чувствует себя собственный ребенок. Совместные мероприятия,
участие
в
делах
группы
способствует
формированию
доверительных
отношений между родителями и воспитателями.
Присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое
удовольствие, благоприятствует их успехам.
Все это позволяет создать
атмосферу единства педагогов, детей и родителей, что также способствует
адаптации,
т.к.
воспитательно-образовательный
процесс
становится
для
родителей более прозрачным.