Напоминание

Адаптация в детском саду


Авторы: Березенцева Тамара Александровна, Пронькина Ольга Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 110
Населённый пункт: г.Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Художественная литература –

средство успешной адаптации в младшей группе детского сада.

Адаптация - процесс вхождения в новую среду и привыкание к ее условиям.

Адаптация к детскому саду – это одно из сложнейших и интереснейших

событий в младшем дошкольном возрасте. Она требует от ребенка огромных

энергетических затрат, т.к. нужно привыкать к определенному режиму дня,

привыкать к совершенно незнакомым людям и учиться выполнять их просьбы,

учиться сосуществовать и общаться со сверстниками, привыкать на долгое

время оставаться без мамы и папы! И чаще всего в подобной ситуации дети

испытывают стресс. Что же его провоцирует?

В огромной степени - отрыв от матери, разрыв эмоциональной поддержки,

лишение уверенности в том, что его принимают таким, каким он есть.

Необходимость вести себя в детском саду по новым правилам, которые

ребенок еще не знает. Страх сделать что-нибудь не так может поддерживать

стресс.

К тому же поступление в детский сад - это переломный момент не только

для ребенка, но и для родителей.

Насколько легко или тяжело пройдет адаптационный период зависит от

многих условий, а именно:

1.

От возраста ребенка. В наш детский сад поступают дети с 3 лет,

когда пройден возрастной этап, характеризующийся наибольшими трудностями

в адаптацией. С 3 лет у ребенка повышается уровень самостоятельности,

снижается психологическая зависимость от матери. Начиная с трех лет дети

могут интересоваться сверстниками, как партнерами для игр и взаимодействий,

2.

От состояния здоровья ребенка. Здоровый, хорошо развитый

ребенок легче переносит трудности социальной адаптации. В то время как дети

с серьезными хроническими заболеваниями достаточно часто испытывают

сложности с привыканием в силу особенности организма и повышенной

психологической связи с родителями. То же самое относится и к часто и

подолгу болеющим детям. Таким малышам требуются особые условия,

сниженные нагрузки, и из-за частого и продолжительного отсутствия по

причине болезни нарушается режим посещения ДОУ и адаптационный период

затягивается.

3.

От индивидуальных особенностей. В возрасте 2-3 лет ребенок уже

имеет свой опыт поведения, свои привычки, умения и навыки. Все это

необходимо принимать во внимание в процессе воспитания. Для выявления

индивидуальных особенностей необходимо провести беседу с родителями,

наблюдать за ребенком в течение дня и в разных ситуациях.

4.

От

уровня

тренированности адаптационных

механизмов.

Способность ребенка не приходить в состояние стресса при любых необычных

для него социальных ситуациях не формируется сама по себе, а требует

определенной тренировки, которая усложняется с возрастом, но не должна

превышать возрастных возможностей. Необходимо заранее создавать условия,

которые требуют от ребенка новых форм поведения. Вначале это проявляется в

мелочах (нельзя кричать на улице, некрасиво в гостях капризничать и т.п.).

Дети, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные

условия (посещали родственников, выезжали на дачу), легче привыкают к

дошкольному учреждению.

5.

От опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно,

чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения с взрослыми,

прививалось умение положительно относиться к требованиям старших. А вот

слабые коммуникативные навыки, неумение разрешать конфликтные ситуации

вызывает рост тревоги и приводит к нежеланию посещать садик.

6.

От того, как организованы жизнь и деятельность детей в группе.

Важно, какими событиями заполнен день младшего дошкольника, есть ли

интересные и важные для него занятия. Большое внимание надо уделять

детской игре, показывать простые действия с игрушками, доступные сюжеты,

проигрывать их с разными игрушками. Постепенно дети начинают повторять

их, вносить дополнения, изменения – возникают первые игры. А ребенок,

который в состоянии занять себя сам, находится в хорошем настроении, не

плачет, входит в контакт с другими детьми.

7.

Настрой родителей. Чем спокойнее и позитивнее родители относятся

к поступлению и нахождению ребенка в детском саду, тем успешнее пройдет

адаптация. Поэтому необходимо ежедневно беседовать с родителями, вселять в

них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Помимо известных средств, способов успешного преодоления стресса,

возникающего при адаптации, на наш взгляд быстро и безболезненно

адаптироваться в группе помогает художественная литература. И вот почему:

Художественная

литература

способствует

налаживанию

эмоционального

контакта

педагога

и

воспитанников.

С

помощью

эмоционального изложения художественного текста педагог поддерживает

внимание детей. Педагогом используются такие приемы, как внезапное

появление игрушки, рассказ или чтение от лица игрушки, переодевание в

интересного героя и т.д.

Оказывает благотворное влияние на общение с ребенком в разные

режимные моменты. Детям нравятся и ими хорошо воспринимаются

ритмичные тексты, именно поэтому в группе часто используются потешки,

соответствующие моменту. Сказки вызывают интерес яркостью образов,

необычностью,

загадочностью,

неограниченными

возможностями

для

фантазии, выдумки и игры. Лучшими сказками для малышей всегда будут

сказки о животных. Стихи воспитывают у ребенка особое трепетное отношение

к литературе, позволяют привить с ранних лет понимание красоты слова,

мелодии и ритма. Повторение и заучивание стихов является прекрасной

тренировкой для мозга. Поэтическое слово используется при каждом удобном

случае: на занятиях, на прогулке, во время наблюдений, при рассматривании

иллюстраций и т.д.

Произведения художественной литературы учат добру и правильному

поведению в тех или иных ситуациях. Художественные тексты дают образец,

формируют понимание того, что такое добро, зло, раскрывают сложность

взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров,

способствуют возникновению эмоционального отношения к поступкам героев,

а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.

Радостная

атмосфера

чтения,

ощущение

событийности,

эмоциональная насыщенность текстов, игры по текстам дает возможность

отвлечься от грустных мыслей, вызывает хорошее настроение, у ребенка

появляется чувство защищенности, ощущение радости.

Дети младшего возраста имеют потребность в игре, но чаще всего, сюжет в

игре очень не развит или отсутствует вообще. Именно произведения

художественной литературы помогают обогащать сюжет игры, т.к. после

прослушиванию

произведения

педагог

с

детьми

проигрывает

наиболее

понравившийся отрывок с помощью различных видов театра или просто

игрушек.

Игровые тексты – увлекательные, эмоциональнонасыщенные стихи, в которых

созданы выразительные образы героев (определенный характер или настроение

показаны с помощью речи или описаны), происходит яркое или близкое по

значению, смыслу деятельности детей событие, сменяются действия. Игровые

стихи содействуют формированию и развитию интереса к чтению, к книге,

формированию культуры слушания, запоминанию произведений разных через

их «проигрывание», проявлению самостоятельности, активности в игре,

формированию бережного отношения к книгам.

У детей есть возможность творчески выразить свое эмоциональное

отношение к прочитанному (нарисовать, слепить, сделать аппликацию

понравившегося героя или отрывка). Здесь же происходит и активизация

словаря ребенка, так как педагог обсуждает с каждым ребенком, что он сделал

и почему именно этот герой вызвал определенные эмоции.

Воспитателем подбираются качественные литературные произведения,

соответствующие возрасту детей. В группе используются такие приемы:

появление куклы, означающей начало художественно-речевой деятельности;

появление персонажа произведения, который общается с детьми; появление

воспитателя в роли рассказчика, сказочника; неожиданное появление новой

книги. Очень важно, чтобы воспитатель, читая выбранное произведение, был

сам заинтересован, и использовал разнообразные выразительные средства

(мимика, высота голоса, темп, громкость, эмоциональная окрашенность речи), а

чтение сопровождалось показом иллюстраций. Затем важно провести беседу по

прочитанному, задать вопросы о настроении произведения, что или кто

понравился или запомнился больше всего и почему.

В нашем детском саду организуются 2-3 раза в месяц литературные

гостиные «Почитай нам мама, почитай нам, папа». Один из родителей

воспитанника или члены одной семьи выбирают произведение в соответствии с

лексической темой, с интересами детей или одного ребенка,

читают,

рассказывают сказки и стихотворения, показывают кукольные спектакли всем

воспитанникам

группы.

Воспитателями

и

родителями

организуется

предварительное обсуждение мероприятия, распределение функций, подбор

атрибутов,

материалов

и

т.д.

Это

помогает

повысить

ответственность

родителей, активность, инициативность, родители смогут почувствовать себя

организаторами

мероприятий.

Такие

гостиные

позволяют

расширить

представления о том, каких авторов, какие произведения выбирать для чтения

детям младшего дошкольного возраста, как читать (эмоционально, выделяя

интонацией соответствующий характер героя, обсуждать тексты, делиться

впечатлениями, превращая чтение в увлекательное, значимое, интересное

совместное занятие).

У родителей, принявших участие в этом мероприятии, есть возможность

ближе познакомиться с жизнью группы, лучше узнать других детей,

понаблюдать за своим ребенком, чтобы лучше разобраться в вопросах развития

ребенка, как чувствует себя собственный ребенок. Совместные мероприятия,

участие

в

делах

группы

способствует

формированию

доверительных

отношений между родителями и воспитателями.

Присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое

удовольствие, благоприятствует их успехам.

Все это позволяет создать

атмосферу единства педагогов, детей и родителей, что также способствует

адаптации,

т.к.

воспитательно-образовательный

процесс

становится

для

родителей более прозрачным.



В раздел образования