Автор: Мамонтова Регина Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ "ГИЯ"
Населённый пункт: город Ухта, Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Путешествие в мир профессий"
Раздел: начальное образование
«Путешествие в мир профессий»
Цель:
создание
условий
для
формирования
представлений
о
мире
профессий,
формирование коммуникативной компетентности обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
•
расширить представления учащихся о профессиях, в частности о профессиях своих
родителей;
•
учить ориентироваться в мире профессий.
Развивающие:
•
содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
•
развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
Воспитывающие:
•
способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность
совместной деятельности;
•
формировать познавательный интерес к людям труда своего края и их профессиям.
Предполагаемые результаты:
Познавательные УУД:
- самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение
существенной информации из различных информационных источников.
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
- владение
монологической
и
диалогической
формами
речи
в
соответствии
с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- формирование вербальных и невербальных способов коммуникации;
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Регулятивные УУД:
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной)
деятельности;
- оценивать результаты деятельности.
Личностные УУД:
- умение выказывать свое отношение к людям, выражать свои эмоции;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией.
Формы работы
:
индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы
:
беседа, рассказ, игра.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями.
Оформление:
таблички с названием профессий.
Ход занятия
Организационное начало
- Здравствуйте, дорогие ребята, гости нашего мероприятия.
- Эпитетом нашего мероприятия будут строки: «Истинное сокровище для людей –
умение трудиться» Эзоп.
- Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на нашем занятии, надо соединить первые буквы
каждого слова и прочитать его.
(Слайд 1,2)
Пир рис оса фрукт ель сосулька слон ирис яблока.
Слово «профессия».
Основная часть Мозговой штурм «Что
такое профессия?».
Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется
около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.
Слово "профессия" происходит от двух латинских слов: "professio" - официально
указанное занятие, специальность и "profiteor" - Объявляю своим делом.
Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и
являющийся обычно источником существования.
Профессии появились тогда, когда между людьми возникло разделение труда.
С развитием торговли и возникновением городов появились и новые профессии.
В средние века в городах возникли цеха – объединения людей одной профессии.
Например – цех ткачей, цех портных или цех оружейников. У каждого цеха было своё
знамя, свои праздники. Цех защищал своих членов. В нём были ученики, подмастерья и
мастера. Чтобы стать мастером, нужно было создать шедевр – т.е. очень хорошее изделие.
- Кто нужней и всех важней, какая профессия? Спорить можно долго. “Все профессии
нужны, все профессии важны”
В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий:
●
важно суметь разобраться в этом многообразии;
●
узнать, чем занимаются люди данной профессии;
●
познакомиться какие качества необходимо вырабатывать для своей будущей
профессии;
●
учитывать собственные интересы и способности.
Обдумать вопрос о будущей профессии - полезно. Это значит поставить себе много
вопросов и найти правильный ответ.
Прекрасных профессий на свете огромное множество, и каждой профессии слава и
честь. - Чтение стихотворения о профессиях. - на СЛАЙДЕ
1.«Жизнь – это труд».
Подумайте, что было бы, Когда б сказал портной:
«Шить платье мне не хочется,
Устрою выходной!»
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой ...
2.Подумай, что б было бы,
Когда б сказал шофёр:
«Возить людей не хочется», –
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало
б
снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком ...
3.Подумай,
что
было
бы,
Когда сказал бы врач:
«Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!»
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой ...
4.Повар для нас приготовит котлеты,
Торт испечёт и мясные рулеты.
Словно волшебник на кухне творит,
Будет отличный у всех аппетит.
5
. Машина пожарная
Мчит на пожар. Над
городом жаркий,
Огненный шар.
На помощь скорее
Пожарный спешит.
Докажет на деле –
Не лыком он шит.
По лестнице
быстро Взбирается
вверх. Скорость и
риск В этом деле –
успех.
Профессии наших родителей.
Мы живём с вами в городе Ухте. В нашем городе много промышленных предприятий,
организаций, в которых работают люди различных профессий. Расскажите, ребята, кем
работают у вас родители?
(ребята рассказывают, а я записываю на доске)
Вывод: Мы узнали об интересных и важных профессиях наших родителей. Но профессий
существует великое множество.
Устаревшие профессии.
Каждая эпоха имеет свои профессии. Существуют профессии, ушедшие из нашей жизни.
Рассказ детей об устаревших профессиях.
1. Мальчик-пинспоттер
Пинспоттерами в 20-х годах прошлого столетия были мальчики, работавшие на дорожке
для боулинга. Они ставили кегли и подавали шары.
2. Человек-будильник
Такая профессия возникла в Англии и Ирландии, а задача работников состояла в том,
чтобы будить людей на работу. Для подачи сигнала в окно или дверь использовались
палки, дубинки или камушки.
3. Чтец
Чтецы нанимались фабриками за счёт средств рабочих для того, чтобы развлекать их во
время выполнения монотонной работы.
Физминутка.
Давайте, немного отдохнём, проведём физминутку, при помощи движений покажем, чем
занимаются люди разных профессий. По одну человеку от команды, выходят и
показывают по одной профессии, а представители других команд отгадывают..
-Как делает шофёр?
-Как делает повар?
-Как делает маляр?
-Как делает парикмахер?
-Как делает пианист?
-Как делает дворник?
Профессии современности. Игра.
Своё знакомство с профессиями мы проведем в форме игровых конкурсов «Что я знаю о
профессиях» (Слайд 3), в которой участвуют три команды.
Если вы знаете ответ, то поднимаете карточку. Какая команда вперёд поднимет таблички,
та и имеет право отвечать на вопрос. Если команда дала неправильный ответ, то право
ответа получает следующая команда. Игра состоит из 3 туров. Та команда, которая в ходе
игры наберёт наибольшее количество баллов – будет победителем игры.
1 тур. Наши профессии.
На доске таблица:
Конкурс №1 «Угадай профессию» (отгадайте о каких профессиях идёт речь)
1. Какой водитель смотрит на землю свысока (парит в облаках)?
(Пилот, лётчик, космонавт.)
2. Кто выносит сор из избы?
(Уборщица, техничка.)
3. Самый сладкий мастер – это... Кто?
(Кондитер.)
4. Айболит лечил зверей, он ...
(Ветеринар.)
5. Звёздный бухгалтер – это... Кто?
(Астроном.)
6. Ухаживает за деревьями - это…Кто?
(Садовод, садовник)
7. Преобразователь ткани в одежду - это … Кто ?
(Портной, швея)
8. Представители какой профессии всё время задают молодым людям вопросы, на
которые сами знают ответы?
(Учителя.)
9. Человек, разносящий письма, газеты, посылки, телеграммы – это… Кто?
(Почтальон.)
Подводится итог проведённого конкурса.
Конкурс №2. «Головоломка»
Вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых имеется (скрыта)
профессия.
РВАЧ = В- - - (медработник) Врач
ТЁРКА = А - - - - (театральная и кинематографическая профессия) Актёр
КУЛОН = К - - - - (весёлая цирковая профессия) Клоун
МАРЛЯ = М - - - - («разноцветный рабочий») Маляр
СТАРИНА = С - - - - - - (младший медработник) Санитар
ВОДОСТОК = С - - - - - - - (животноводческая профессия) Скотовод
КРЕДИТОР = Д - - - - - - - (руководитель предприятия, начальник) Директор
Подводится итог проведённого конкурса.
Профессия и её инструменты.
Конкурс № «Буквы и профессии».
Надо придумать профессии или специальности, начинающиеся на эти буквы. Чья команда
это сделает лучше? Заполните таблицу.
группа
1
2 группа
группа
3
группа
4
5
группа
группа
6
Р
Ф
П
К
Разведчик
Рыбак
Фрезеровщик
Фотограф
Проводник
Плотник
Контролер
Киноартист
Подведение итогов 3 тура
Подведение итогов игры.
Итак, вы показали знания о профессиях современности. Интересно узнать, а какие самые
востребованные профессии в городе Ухте?
Подведение итогов
Сейчас, ребята, мы напишем записки в будущее. Напишите на листочке, кем бы вы
хотели стать в будущем ,вам отдам эти записки в 9 классе на последнем звонке!
Я пока вы делаете записи, посчитаю баллы и выявлю победителя.
Редактор
Радиоведущий
Рентгенолог
Радист
Репортер
Фигурист
Фармацевт
Фтизиатр
Фокусник
Фотомодель
Фотокорреспонден
т
Пилот
Пожарный
Полицейский
Пограничник
Печник
Пиротехник
Повар
Пекарь
Портной
Крановщи
Кочегар
Киномеханик
Космонавт
Кабельщик
Кровельщик
Каменщик
Кутюрье
Кондитер
Кондуктор