Автор: Алмаева Наталья Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №29
Населённый пункт: Кемеровская область город Юрга
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: "Развитие эмоционального интеллекта детей ОВЗ старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Управление образованием Администрации г.Юрги
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №29 «Карамелька»»
Конспект совместной деятельности
педагога-психолога
с детьми в группе компенсирующей направленности
Квест-игра: «В поисках волшебного ключа»
развитие эмоционального интеллекта
Составила: педагог-психолог
Алмаева Н.О.
Юрга, 2021
Образовательные области: речевое, социально - коммуникативное и
познавательное развитие.
Интеграция видов деятельности: игровая, познавательная.
Возрастная группа: дети старшего и подготовительного дошкольного
возраста.
Форма образовательной деятельности: квест-игра.
Цель: закрепление знаний об эмоциях, развитие эмоционального
интеллекта, отзывчивости, коммуникативных навыков.
Задачи:
- способствовать расширению знаний детей об эмоциях и их
проявлениях;
- развитие эмпатии;
- развитие произвольного внимания;
- развитие коммуникативных навыков;
- снятие психоэмоционального напряжения.
Планируемый результат:
- дети различают и узнают основные эмоции;
- дети знают способы преодоления негативных эмоциональных
проявлений (страха, агрессии);
- группа стала более сплоченной;
- сформирована отзывчивость и навыки общения.
Методы, используемые в работе с детьми:
- метод наглядной передачи информации;
- метод словесной передачи информации( слуховое восприятие
информации);
- метод повышения эмоциональной активности (игровые и
воображаемые ситуации);
- метод повышения познавательной активности.
Подготовительная работа: в течении учебного года с детьми
проводились групповые развивающие занятия по развитию эмоционально-
волевой сферы.
Оборудование: изображение замков в соответствии с названием эмоций
(радость, грусть, страх, злость):
Картинка «Нелепицы»;
Изображение или игрушка принцессы, грустного человечка,
напуганного человечка и дракона;
Волшебная ракушка предмет для ритуала входа в занятие;
Стеклянный цветной камень или шарик;
Волшебная палочка;
Ортопедическая дорожка-пазл;
Игровое поле для твистера с наклеенными смайликами с изображением
эмоций (радость, грусть, удивление, страх, злость);
Детали для составления аппликации смайликов (глаза, рот, брови, нос);
Шкатулка для страхов.
Магнитофон или колонка для проигрывания музыки.
Количество участников: 10 детей.
Время проведения: 25 -30 минут.
Вводная часть. Организационный момент.
Психолог: «Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Прежде, чем
начать наше интересное путешествие, давайте поприветствуем друг друга и
подарим друг другу хорошее настроение. Для этого вам нужно передавать друг
другу по кругу драгоценный камень,
посмотреть в глаза и улыбнуться.
Попробуйте передать хорошее настроение друг другу». Дети передают по кругу
камень и выполняют упражнение.
Психолог: Ребята как думаете, что же это такое, шляпа! Это не
простая шляпа, это шляпа фокусника. А принесли ее нам в группу эти милые
гномы. Кто к ней прикоснётся, научится говорить без помощи языка, только с
помощью мимики и жестов.
- Что такое «мимика» (движение мышц лица)
- Что такое «жесты»? (движение рук, ног, тела)
Волшебной шляпой я вращаю,
Всех вас в гномов превращаю.
Язычок закрыли на замочек и слушаем внимательно
- Я буду рассказывать о вас гномах историю, а вы изобразите её с помощью
мимики и жестов.
Упражнение: «Гномы»
Любили гномы весело шагать,
Прыгать, веселиться и в снежки играть.
А по утрам другу руку пожимать.
Жителям леса всегда помогали,
Шишки для белок они собирали.
Птиц рябиною кормили,
Новые кормушки им сколотили.
Искали путь тому, кто потерялся,
Чтобы в беде никто не оставался!
Превращаемся обратно в мальчиков и девочек группы «Умнички», понравилось
вам волшебство.
Основная часть. Решение проблемной задачи, актуализация знаний.
Психолог:
Начинаем тогда наше путешествие.
Для того, чтобы
попасть в волшебное королевство, вам нужно пройти через радужный
водопад.
Вы услышите музыку, попробуйте угадать, в какое королевство мы
сейчас попадем? (звучит радостная музыка). Дети проходят под разноцветными
ленточками и видят перед собой изображение грустной принцессы. «Ребята,
какую музыку вы услышали? Веселую. И мы попали с вами в королевство
радости и веселья. А какое настроение у принцессы? - Грустное. Давайте
узнаем, почему. Принцесса говорит, что в ее королевстве украли волшебный
ключ от сундука в котором храняться чувства и эмоции, теперь королевство
Радости наполняется грустью. Скоро все жители станут грустными и
несчастными. Давайте поможем им и отправимся на поиски волшебного
ключа.»
Звучит грустная музыка, перед детьми дорожка из ленточек. Психолог
предлагает пройти по этой дорожке походкой, которая соответствует музыке.
Перед детьми мрачный замок и изображение грустного героя. Похоже мы
попали с вами в королевство Грусти.
Психолог говорит,
что грустный
герой видел, как злой дракон
пролетал мимо и нес в своих лапах волшебный ключ.
«Ребята, мы не
волшебники, но давайте попробуем добавить в это королевство Грусти
немного радости. Я дам Вам волшебное перышко, пусть каждый из вас
возьмет его в руки и посмеется, вложив это перышко капельку своего веселья.»
Дети выполняют упражнение, передавая перо по кругу.
Дети слышат страшную музыку и проходят под темными шторами.
Перед ними изображение темного замка с летучими мышами. Перед ними
напуганный герой Боястик, который сжался от страха и стал такой маленький
как гномик. Он говорит, что всего боится и из-за этого он живет здесь один и
никуда не выходит.
Психолог с детьми обсуждает, как преодолеть свой
страх. Психолог достает деревянную шкатулку и предлагает всем детям
положить туда свой страх, прошептав его по очереди. В конце упражнения
психолог закрывает шкатулку и кладет под темный платок. «Теперь страхи
останутся тут».
Дети видят изображение удивительного замка. Оказывается рядом
королевство Удивление. Психолог предлагает рассмотреть детям картинку с
изображением нелепицы и рассказать, что в этом королевстве необычного.
Психолог предлагает уходить из замка необычной походкой.
Далее
перед ними ортопедический коврик-пазл. По нему дети должны пройти по
очереди удивительным (необычным) образом. Это дорога приводит их к
королевству Злости, где живет дракон. Звучит фрагмент соответствующей
мелодии.
«Ребята, посмотрите какой злой Дракон, и у него волшебный ключ
который мы разыскиваем. Но он хочет к нас укусить. Психолог подносит
игрушечного дракона поближе к детям. Давайте тоже изобразим злость,
может он испугается. »Дети сжимают кулаки, делают злое лицо и рычат.
«Дракон все равно злой. Давайте вспомним заклинание, чтобы победить свою
злость. Психолог просит детей встать ногам на одно место, сжать кулаки,
сделать вдох и сказать «тух-тибидух», когда дети это произносят, им нужно
медленно разжимать кулаки.
Заклинание произносится трижды. Дракон
говорит: «Ладно, я больше не злой, но я отдам волшебный ключ, только, если
вы выполните мое задание.»
На столах у детей лежит круг из бумаги и детали лица с разными
эмоциональными выражениями. Детям нужно определить эмоцию. На полу
лежит игровой поле, похожее на поле для игры в твистер. На нем наклеены
лица с разными эмоциями. Детям нужно взять свою картинку, найти ее на поле,
встать на нее, назвать и изобразить. После этого дракон отдает волшебный
ключь. Психолог просит детей по очереди погладить дракона и сказать фразу:
«Я хочу с тобой дружить». Берем ключ и возвращаемся в королевство радости.
Дети возвращаются к изображению королевства Радость, где их встречает
радостная принцесса. Открываем сундук и достаем РАДУГУ ЭМОЦИЙ. Вот
такая Радуга Эмоций и Чувств живет не только в волшебной стране, но и в
каждом из нас, мы можем грустить и плакать и тут же радоваться, и смеяться.
Мы можем трястись от страха, иногда быть злыми, но не долго. И не важно в
какой цвет сегодня окрашены наши чувства. Чувства и эмоции переполняют
человека, меняют его настроение. Но есть одно самое большое чувство на земле
–это Любовь. Любовь к своим близким, к природе, к животным, к своей малой
Родине. Так давайте будем беречь это чувство, потому что любви много не
бывает («Обнимашки»).
«Ребята, говорит она спасибо вам большое за помощь. В благодарность
я сейчас позвала своих подруг бабочек и они в ваших ладонях исполнят любое
ваше желание. Закройте глаза, вдохните глубоко и выдохните и загадайте
желание (шепчите его бабочкам). Оно может исполнится».
Радуга дарит нам такую черно белую картинку про радугу, которую вы
потом раскрасите, какую запоминалку вы знаете про радугу?
Заключительная часть. Рефлексия: В конце занятия психолог для
получения обратной связи спрашивает, какое впечатление оставило у детей это
путешествие.
Литература:
1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь,
хвастаюсь и радуюсь», Генезис 2007 г.;
2. Хухлаева О.В, Первушина И.М., Хухлаев О.Е., «Тропинка к своему Я.
Как сохранить психологическое здоровье», Генезис, 2017 г.;