Напоминание

"Развитие эмоционального интеллекта детей ОВЗ старшего дошкольного возраста"


Автор: Алмаева Наталья Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №29
Населённый пункт: Кемеровская область город Юрга
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: "Развитие эмоционального интеллекта детей ОВЗ старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образованием Администрации г.Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №29 «Карамелька»»

Конспект совместной деятельности

педагога-психолога

с детьми в группе компенсирующей направленности

Квест-игра: «В поисках волшебного ключа»

развитие эмоционального интеллекта

Составила: педагог-психолог

Алмаева Н.О.

Юрга, 2021

Образовательные области: речевое, социально - коммуникативное и

познавательное развитие.

Интеграция видов деятельности: игровая, познавательная.

Возрастная группа: дети старшего и подготовительного дошкольного

возраста.

Форма образовательной деятельности: квест-игра.

Цель: закрепление знаний об эмоциях, развитие эмоционального

интеллекта, отзывчивости, коммуникативных навыков.

Задачи:

- способствовать расширению знаний детей об эмоциях и их

проявлениях;

- развитие эмпатии;

- развитие произвольного внимания;

- развитие коммуникативных навыков;

- снятие психоэмоционального напряжения.

Планируемый результат:

- дети различают и узнают основные эмоции;

- дети знают способы преодоления негативных эмоциональных

проявлений (страха, агрессии);

- группа стала более сплоченной;

- сформирована отзывчивость и навыки общения.

Методы, используемые в работе с детьми:

- метод наглядной передачи информации;

- метод словесной передачи информации( слуховое восприятие

информации);

- метод повышения эмоциональной активности (игровые и

воображаемые ситуации);

- метод повышения познавательной активности.

Подготовительная работа: в течении учебного года с детьми

проводились групповые развивающие занятия по развитию эмоционально-

волевой сферы.

Оборудование: изображение замков в соответствии с названием эмоций

(радость, грусть, страх, злость):

Картинка «Нелепицы»;

Изображение или игрушка принцессы, грустного человечка,

напуганного человечка и дракона;

Волшебная ракушка предмет для ритуала входа в занятие;

Стеклянный цветной камень или шарик;

Волшебная палочка;

Ортопедическая дорожка-пазл;

Игровое поле для твистера с наклеенными смайликами с изображением

эмоций (радость, грусть, удивление, страх, злость);

Детали для составления аппликации смайликов (глаза, рот, брови, нос);

Шкатулка для страхов.

Магнитофон или колонка для проигрывания музыки.

Количество участников: 10 детей.

Время проведения: 25 -30 минут.

Вводная часть. Организационный момент.

Психолог: «Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. Прежде, чем

начать наше интересное путешествие, давайте поприветствуем друг друга и

подарим друг другу хорошее настроение. Для этого вам нужно передавать друг

другу по кругу драгоценный камень,

посмотреть в глаза и улыбнуться.

Попробуйте передать хорошее настроение друг другу». Дети передают по кругу

камень и выполняют упражнение.

Психолог: Ребята как думаете, что же это такое, шляпа! Это не

простая шляпа, это шляпа фокусника. А принесли ее нам в группу эти милые

гномы. Кто к ней прикоснётся, научится говорить без помощи языка, только с

помощью мимики и жестов.

- Что такое «мимика» (движение мышц лица)

- Что такое «жесты»? (движение рук, ног, тела)

Волшебной шляпой я вращаю,

Всех вас в гномов превращаю.

Язычок закрыли на замочек и слушаем внимательно

- Я буду рассказывать о вас гномах историю, а вы изобразите её с помощью

мимики и жестов.

Упражнение: «Гномы»

Любили гномы весело шагать,

Прыгать, веселиться и в снежки играть.

А по утрам другу руку пожимать.

Жителям леса всегда помогали,

Шишки для белок они собирали.

Птиц рябиною кормили,

Новые кормушки им сколотили.

Искали путь тому, кто потерялся,

Чтобы в беде никто не оставался!

Превращаемся обратно в мальчиков и девочек группы «Умнички», понравилось

вам волшебство.

Основная часть. Решение проблемной задачи, актуализация знаний.

Психолог:

Начинаем тогда наше путешествие.

Для того, чтобы

попасть в волшебное королевство, вам нужно пройти через радужный

водопад.

Вы услышите музыку, попробуйте угадать, в какое королевство мы

сейчас попадем? (звучит радостная музыка). Дети проходят под разноцветными

ленточками и видят перед собой изображение грустной принцессы. «Ребята,

какую музыку вы услышали? Веселую. И мы попали с вами в королевство

радости и веселья. А какое настроение у принцессы? - Грустное. Давайте

узнаем, почему. Принцесса говорит, что в ее королевстве украли волшебный

ключ от сундука в котором храняться чувства и эмоции, теперь королевство

Радости наполняется грустью. Скоро все жители станут грустными и

несчастными. Давайте поможем им и отправимся на поиски волшебного

ключа.»

Звучит грустная музыка, перед детьми дорожка из ленточек. Психолог

предлагает пройти по этой дорожке походкой, которая соответствует музыке.

Перед детьми мрачный замок и изображение грустного героя. Похоже мы

попали с вами в королевство Грусти.

Психолог говорит,

что грустный

герой видел, как злой дракон

пролетал мимо и нес в своих лапах волшебный ключ.

«Ребята, мы не

волшебники, но давайте попробуем добавить в это королевство Грусти

немного радости. Я дам Вам волшебное перышко, пусть каждый из вас

возьмет его в руки и посмеется, вложив это перышко капельку своего веселья.»

Дети выполняют упражнение, передавая перо по кругу.

Дети слышат страшную музыку и проходят под темными шторами.

Перед ними изображение темного замка с летучими мышами. Перед ними

напуганный герой Боястик, который сжался от страха и стал такой маленький

как гномик. Он говорит, что всего боится и из-за этого он живет здесь один и

никуда не выходит.

Психолог с детьми обсуждает, как преодолеть свой

страх. Психолог достает деревянную шкатулку и предлагает всем детям

положить туда свой страх, прошептав его по очереди. В конце упражнения

психолог закрывает шкатулку и кладет под темный платок. «Теперь страхи

останутся тут».

Дети видят изображение удивительного замка. Оказывается рядом

королевство Удивление. Психолог предлагает рассмотреть детям картинку с

изображением нелепицы и рассказать, что в этом королевстве необычного.

Психолог предлагает уходить из замка необычной походкой.

Далее

перед ними ортопедический коврик-пазл. По нему дети должны пройти по

очереди удивительным (необычным) образом. Это дорога приводит их к

королевству Злости, где живет дракон. Звучит фрагмент соответствующей

мелодии.

«Ребята, посмотрите какой злой Дракон, и у него волшебный ключ

который мы разыскиваем. Но он хочет к нас укусить. Психолог подносит

игрушечного дракона поближе к детям. Давайте тоже изобразим злость,

может он испугается. »Дети сжимают кулаки, делают злое лицо и рычат.

«Дракон все равно злой. Давайте вспомним заклинание, чтобы победить свою

злость. Психолог просит детей встать ногам на одно место, сжать кулаки,

сделать вдох и сказать «тух-тибидух», когда дети это произносят, им нужно

медленно разжимать кулаки.

Заклинание произносится трижды. Дракон

говорит: «Ладно, я больше не злой, но я отдам волшебный ключ, только, если

вы выполните мое задание.»

На столах у детей лежит круг из бумаги и детали лица с разными

эмоциональными выражениями. Детям нужно определить эмоцию. На полу

лежит игровой поле, похожее на поле для игры в твистер. На нем наклеены

лица с разными эмоциями. Детям нужно взять свою картинку, найти ее на поле,

встать на нее, назвать и изобразить. После этого дракон отдает волшебный

ключь. Психолог просит детей по очереди погладить дракона и сказать фразу:

«Я хочу с тобой дружить». Берем ключ и возвращаемся в королевство радости.

Дети возвращаются к изображению королевства Радость, где их встречает

радостная принцесса. Открываем сундук и достаем РАДУГУ ЭМОЦИЙ. Вот

такая Радуга Эмоций и Чувств живет не только в волшебной стране, но и в

каждом из нас, мы можем грустить и плакать и тут же радоваться, и смеяться.

Мы можем трястись от страха, иногда быть злыми, но не долго. И не важно в

какой цвет сегодня окрашены наши чувства. Чувства и эмоции переполняют

человека, меняют его настроение. Но есть одно самое большое чувство на земле

–это Любовь. Любовь к своим близким, к природе, к животным, к своей малой

Родине. Так давайте будем беречь это чувство, потому что любви много не

бывает («Обнимашки»).

«Ребята, говорит она спасибо вам большое за помощь. В благодарность

я сейчас позвала своих подруг бабочек и они в ваших ладонях исполнят любое

ваше желание. Закройте глаза, вдохните глубоко и выдохните и загадайте

желание (шепчите его бабочкам). Оно может исполнится».

Радуга дарит нам такую черно белую картинку про радугу, которую вы

потом раскрасите, какую запоминалку вы знаете про радугу?

Заключительная часть. Рефлексия: В конце занятия психолог для

получения обратной связи спрашивает, какое впечатление оставило у детей это

путешествие.

Литература:

1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь,

хвастаюсь и радуюсь», Генезис 2007 г.;

2. Хухлаева О.В, Первушина И.М., Хухлаев О.Е., «Тропинка к своему Я.

Как сохранить психологическое здоровье», Генезис, 2017 г.;



В раздел образования