Автор: Червякова Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Малинский ЦРР - д/cад "Ивушка"
Населённый пункт: Московская область Ступинский район п.Малино
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Лекарственные растения
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МАЛИНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «ИВУШКА»
СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КОНСПЕКТ
открытого занятия
для старшей группы детского сада
«Лекарственные растения»
Составила и провела:
Червякова Надежда Николаевна
П.МАЛИНО
2017г.
Цель: продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего
окружения; расширять знания о пользе и применении лекарственных трав.
Задачи:
образовательные: обобщить и систематизировать представления детей о
лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них;
развивающие: развивать познавательный интерес, речь, внимание, память
мелкую моторику;
воспитательные: воспитывать экологическую культуру, формировать
уважительное отношение к лекарственным травам.
Оборудование: картинки растений, разрезные картинки по теме
«Лекарственные растения», картонные кружки, прищепки, заготовленные
бумажные ладошки, аудиозапись.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Скажите, на чем можно
путешествовать?
Дети: на автомобиле, поезде, самолете, теплоходе и т.д.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в страну лекарственных растений.
Чтобы путешествие было увлекательным и полезным мы будем выполнять
разные задания. Готовы? Садимся в машину, поехали!
Физкультминутка.
«Едем, едем на машине…»
Едем, едем на машине, нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли: влево, вправо – красота!
Волосы ерошит ветер, мы шоферы - хоть куда!
Воспитатель: Смотрите, нас встречает подорожник. Давайте послушаем ,
что он расскажет о себе (воспитатель читает с обратной стороны
картинки) Я – подорожник. Расту вдоль дорог, часто люди проходят и не
замечают меня. Подумаешь невидаль – подорожник! Но если кто – нибудь в
пути обрежется, поцарапается, натрет ногу, сразу вспоминает обо мне. А я
тут как тут: «Сорви мои листья, сполосни их в воде и приложи к ранке – они
успокоят боль и помогут ранке скорее затянуться».
Воспитатель: Спасибо тебе, подорожник за твои лечебные свойства. Ребята,
подорожник он – путешественник, хотя вроде и сидит неподвижно. Семена
подорожника вместе с грязью налипают на обувь и на колеса машин и
разносятся по всем дорогам. Около Антарктиды есть небольшой остров Гоф,
сюда подорожник был завезен моряками, он распространился по всему
острову. Этому способствовали пингвины, которые перенесли семена на
своих лапках.
Воспитатель: Ребята, подорожник придумал для вас задание «Собери целое
из частей» (дети садятся за столы и выполняют задание: из разрезных
картинок составляют изображение ландыша, василька, мать – и – мачехи,
одуванчика, ромашки и др.).
Воспитатель: Чаи мать – и – мачехи помогают при кашле. Народное
название у этого растения – «отгоняющий кашель».
Ландыш, несмотря на то, что это лекарственное растение, оно очень
ядовитое. Особенно ядовиты листья и плоды. Соберут травники ландыши,
принесут в аптеку и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу.
Народное название ландыш получил за форму его листьев – «заячьи ушки»,
Васильки растут вместе с рожью. Наши предки использовали их для
изготовления синей краски. Сейчас в лечебных целях как
противовоспалительное, общеукрепляющее, мочегонное средство, в виде
промываний, примочек. Название получили от имени юноши («Цианус» -
синий), которому они очень нравились.
Русское название василька произошло, по словам одного сказания, от имени
молодого парня, единственного сына у матери Василя, которого заколдовала
русалка и превратила в синий цветок, напоминавший своей окраской голубую
воду.
Дети, можно собирать лекарственные растения в городе? (ответы детей)
Растения для приготовления настоев и отваров выращивают на специальных
плантациях или собирают вдали от населенных пунктов и дорог. Ведь
растения впитывают и накапливают вредные вещества, которыми загрязняют
землю и воздух выхлопные газы автомобилей, заводской дым.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Пересаживаемся в самолет.
Физкультминутка.
«Мы садимся в самолет»
Мы садимся в самолет, отправляемся в полет.
Мы летим над облаками, машем папе, машем маме.
Видим, как течет река, видим в лодке рыбака.
Осторожнее: гора! Приземляться нам пора!
Воспитатель: Смотрите кто нас встречает. Это ромашка. Что она нам
расскажет о себе?(воспитатель читает с обратной стороны картинки) Я
ромашка аптечная или лекарственная. Расту, как сорняк, по полям, по лугам,
около жилья и вдоль дорог, почти по всей России. Мои цветки и листья
имеют сильный аромат и горьковатый вкус. Я – растение медонос. Среди
густых и зеленых трав выделяется моя «белая рубашка». Пчелы, бабочки,
шмели видят меня издалека и летят ко мне за медом. Ребята, а что лечит
ромашка?
Дети: Настоем ромашки можно полоскать горло, рот, ополаскивать волосы.
Воспитатель: Применяют в косметических целях при изготовлении кремов,
шампуней, мыла, зубной пасты. Ребята, ромашка тоже придумала для вас
задание. Сейчас мы поупражняем наши пальчики, поиграем с прищепками.
Игра с прищепками «Собери цветок».
Каждый ребенок должен прикрепить к картонному кружку прищепки,
чтобы получился цветок.
Воспитатель: Ребята, а что значит растение – медонос? Как вы думаете
почему в народе ромашку называют «белюшкой», «ворожкой»? (ответы
детей). А ещё у ромашки есть другое название – «пупавка», поскольку в
центре соцветия возвышается желтый «пупок».
Воспитатель: Спасибо тебе, ромашка, за целебные свойства. Продолжим
наше путешествие на поезде.
Физкультминутка «Поезд».
Едем, едем друг за другом, полем и зеленым лугом.
На лугах цветы мелькают, в поле бабочки летают.
Подъезжаем мы к мосту, паровоз гудит: «Ту – Ту»!
Воспитатель: А сейчас кто нас встречает. Правильно одуванчик.А что он нам
расскажет.(воспитатель читает с обратной стороны картинки) Я –
одуванчик лекарственный. В моей жизни несколько страниц. Первая –
зеленая, когда я еще не успел зацвести. Затем открывается желтая страница, а
когда мои желтые огоньки превратятся в белые пушистые шарики –
открывается белая страница. Длится она недолго. В воздух поднимаются
воздушные плоды, они летят долго, не раскачиваются, и не перевертываются.
Я тоже растение медонос. Ко мне прилетают не только пчелы и шмели, но и
бабочки.
Воспитатель: Ребята, на одуванчике есть место, где сесть пчелке, чтобы
полакомиться сладким нектаром и собрать пыльцу. Одуванчиковый мед –
густой и ароматный. Какие части целебны у одуванчика? (ответы детей)
Народные названия одуванчика – «молочники», «зубная трава», «пуховики».
Почему? (ответы детей). Спасибо тебе, одуванчик, за помощь людям и
животным. Выполним задание одуванчика:
Игра «Веселые ладошки»
Дети из предварительно вырезанных контуров ладошек собирают целое -
ромашку и одуванчик.
Звучит песня «Одуванчик», авторы А. и Н. Вайнеры
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, а это – календула или ноготки. Свое
название растение получило по форме изогнутых семян. Один только взгляд
на эти солнечные цветы прогоняет плохое настроение и укрепляет зрение.
Часто календулу применяют в составе травяных чаев, как средство от
простуды. Вот какой простой цветок, а сколько в нем полезного. Календулу
выращивают на специальных плантациях далеко от города. Теперь нам пора
возвращаться. Давайте закроем глазки, сделаем глубокий вдох, выдохнем,
откроем глазки и мы снова в нашей группе очутились.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие закончено. Понравилось оно вам?
Настоящие путешественники очень наблюдательны и любознательны.
Ответьте на мои вопросы:
Какое растение называют «Солнышко на ножке»?
«Зеленым бинтом»?
«Заячьи ушки»?
«Белая рубашка»?
Задание какого растения было интереснее?
Воспитатель: Ребята, вы порадовали меня своими ответами. Занятие наше
закончено.