Напоминание

Лекарственные растения


Автор: Червякова Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Малинский ЦРР - д/cад "Ивушка"
Населённый пункт: Московская область Ступинский район п.Малино
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Лекарственные растения
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МАЛИНСКИЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД «ИВУШКА»

СТУПИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

КОНСПЕКТ

открытого занятия

для старшей группы детского сада

«Лекарственные растения»

Составила и провела:

Червякова Надежда Николаевна

П.МАЛИНО

2017г.

Цель: продолжать знакомить детей с растительным миром ближайшего

окружения; расширять знания о пользе и применении лекарственных трав.

Задачи:

образовательные: обобщить и систематизировать представления детей о

лекарственных растениях; вызвать желание узнавать новые факты о них;

развивающие: развивать познавательный интерес, речь, внимание, память

мелкую моторику;

воспитательные: воспитывать экологическую культуру, формировать

уважительное отношение к лекарственным травам.

Оборудование: картинки растений, разрезные картинки по теме

«Лекарственные растения», картонные кружки, прищепки, заготовленные

бумажные ладошки, аудиозапись.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Скажите, на чем можно

путешествовать?

Дети: на автомобиле, поезде, самолете, теплоходе и т.д.

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в страну лекарственных растений.

Чтобы путешествие было увлекательным и полезным мы будем выполнять

разные задания. Готовы? Садимся в машину, поехали!

Физкультминутка.

«Едем, едем на машине…»

Едем, едем на машине, нажимаем на педаль,

Газ включаем, выключаем, смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли: влево, вправо – красота!

Волосы ерошит ветер, мы шоферы - хоть куда!

Воспитатель: Смотрите, нас встречает подорожник. Давайте послушаем ,

что он расскажет о себе (воспитатель читает с обратной стороны

картинки) Я – подорожник. Расту вдоль дорог, часто люди проходят и не

замечают меня. Подумаешь невидаль – подорожник! Но если кто – нибудь в

пути обрежется, поцарапается, натрет ногу, сразу вспоминает обо мне. А я

тут как тут: «Сорви мои листья, сполосни их в воде и приложи к ранке – они

успокоят боль и помогут ранке скорее затянуться».

Воспитатель: Спасибо тебе, подорожник за твои лечебные свойства. Ребята,

подорожник он – путешественник, хотя вроде и сидит неподвижно. Семена

подорожника вместе с грязью налипают на обувь и на колеса машин и

разносятся по всем дорогам. Около Антарктиды есть небольшой остров Гоф,

сюда подорожник был завезен моряками, он распространился по всему

острову. Этому способствовали пингвины, которые перенесли семена на

своих лапках.

Воспитатель: Ребята, подорожник придумал для вас задание «Собери целое

из частей» (дети садятся за столы и выполняют задание: из разрезных

картинок составляют изображение ландыша, василька, мать – и – мачехи,

одуванчика, ромашки и др.).

Воспитатель: Чаи мать – и – мачехи помогают при кашле. Народное

название у этого растения – «отгоняющий кашель».

Ландыш, несмотря на то, что это лекарственное растение, оно очень

ядовитое. Особенно ядовиты листья и плоды. Соберут травники ландыши,

принесут в аптеку и приготовят из него лекарство в помощь больному сердцу.

Народное название ландыш получил за форму его листьев – «заячьи ушки»,

Васильки растут вместе с рожью. Наши предки использовали их для

изготовления синей краски. Сейчас в лечебных целях как

противовоспалительное, общеукрепляющее, мочегонное средство, в виде

промываний, примочек. Название получили от имени юноши («Цианус» -

синий), которому они очень нравились.

Русское название василька произошло, по словам одного сказания, от имени

молодого парня, единственного сына у матери Василя, которого заколдовала

русалка и превратила в синий цветок, напоминавший своей окраской голубую

воду.

Дети, можно собирать лекарственные растения в городе? (ответы детей)

Растения для приготовления настоев и отваров выращивают на специальных

плантациях или собирают вдали от населенных пунктов и дорог. Ведь

растения впитывают и накапливают вредные вещества, которыми загрязняют

землю и воздух выхлопные газы автомобилей, заводской дым.

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Пересаживаемся в самолет.

Физкультминутка.

«Мы садимся в самолет»

Мы садимся в самолет, отправляемся в полет.

Мы летим над облаками, машем папе, машем маме.

Видим, как течет река, видим в лодке рыбака.

Осторожнее: гора! Приземляться нам пора!

Воспитатель: Смотрите кто нас встречает. Это ромашка. Что она нам

расскажет о себе?(воспитатель читает с обратной стороны картинки) Я

ромашка аптечная или лекарственная. Расту, как сорняк, по полям, по лугам,

около жилья и вдоль дорог, почти по всей России. Мои цветки и листья

имеют сильный аромат и горьковатый вкус. Я – растение медонос. Среди

густых и зеленых трав выделяется моя «белая рубашка». Пчелы, бабочки,

шмели видят меня издалека и летят ко мне за медом. Ребята, а что лечит

ромашка?

Дети: Настоем ромашки можно полоскать горло, рот, ополаскивать волосы.

Воспитатель: Применяют в косметических целях при изготовлении кремов,

шампуней, мыла, зубной пасты. Ребята, ромашка тоже придумала для вас

задание. Сейчас мы поупражняем наши пальчики, поиграем с прищепками.

Игра с прищепками «Собери цветок».

Каждый ребенок должен прикрепить к картонному кружку прищепки,

чтобы получился цветок.

Воспитатель: Ребята, а что значит растение – медонос? Как вы думаете

почему в народе ромашку называют «белюшкой», «ворожкой»? (ответы

детей). А ещё у ромашки есть другое название – «пупавка», поскольку в

центре соцветия возвышается желтый «пупок».

Воспитатель: Спасибо тебе, ромашка, за целебные свойства. Продолжим

наше путешествие на поезде.

Физкультминутка «Поезд».

Едем, едем друг за другом, полем и зеленым лугом.

На лугах цветы мелькают, в поле бабочки летают.

Подъезжаем мы к мосту, паровоз гудит: «Ту – Ту»!

Воспитатель: А сейчас кто нас встречает. Правильно одуванчик.А что он нам

расскажет.(воспитатель читает с обратной стороны картинки) Я –

одуванчик лекарственный. В моей жизни несколько страниц. Первая –

зеленая, когда я еще не успел зацвести. Затем открывается желтая страница, а

когда мои желтые огоньки превратятся в белые пушистые шарики –

открывается белая страница. Длится она недолго. В воздух поднимаются

воздушные плоды, они летят долго, не раскачиваются, и не перевертываются.

Я тоже растение медонос. Ко мне прилетают не только пчелы и шмели, но и

бабочки.

Воспитатель: Ребята, на одуванчике есть место, где сесть пчелке, чтобы

полакомиться сладким нектаром и собрать пыльцу. Одуванчиковый мед –

густой и ароматный. Какие части целебны у одуванчика? (ответы детей)

Народные названия одуванчика – «молочники», «зубная трава», «пуховики».

Почему? (ответы детей). Спасибо тебе, одуванчик, за помощь людям и

животным. Выполним задание одуванчика:

Игра «Веселые ладошки»

Дети из предварительно вырезанных контуров ладошек собирают целое -

ромашку и одуванчик.

Звучит песня «Одуванчик», авторы А. и Н. Вайнеры

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, а это – календула или ноготки. Свое

название растение получило по форме изогнутых семян. Один только взгляд

на эти солнечные цветы прогоняет плохое настроение и укрепляет зрение.

Часто календулу применяют в составе травяных чаев, как средство от

простуды. Вот какой простой цветок, а сколько в нем полезного. Календулу

выращивают на специальных плантациях далеко от города. Теперь нам пора

возвращаться. Давайте закроем глазки, сделаем глубокий вдох, выдохнем,

откроем глазки и мы снова в нашей группе очутились.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие закончено. Понравилось оно вам?

Настоящие путешественники очень наблюдательны и любознательны.

Ответьте на мои вопросы:

Какое растение называют «Солнышко на ножке»?

«Зеленым бинтом»?

«Заячьи ушки»?

«Белая рубашка»?

Задание какого растения было интереснее?

Воспитатель: Ребята, вы порадовали меня своими ответами. Занятие наше

закончено.



В раздел образования