Автор: Токмакова Марина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ №2 р. п. Новоспасское
Населённый пункт: Новоспасское Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Синтаксический разбор сложного предложения
Раздел: среднее образование
Разработка урока в 5 классе на тему:
«Синтаксический разбор сложного предложения»
Планируемые результаты (УУД)
Личностные:
Развивать письменную и устную речь с активным использованием как
простых предложений, так и предложений со сложной конструкцией.
Предметные:
Объяснять последовательность синтаксического разбора сложного
предложения;
Находить грамматические основы в структуре сложного предложения;
Знать типы связи в сложном предложении (союзная и бессоюзная)
Метапредметные:
Развивать общеучебные навыки, работая с таблицами и схемами,
текстами, упражнениями учебника, а также отрывками из текстов
русских писателей-классиков.
Оборудование: схема-таблица «Строение простого и сложного
предложений».
Ход урока
1. Организационный момент (проверка готовности к уроку)
2. Проверка домашнего задания.
Каким правилом вы руководствовались, выполняя домашнее
упражнение?
С какими орфограммами вы встретились?
Какие трудности вызвал у вас синтаксический разбор простого
предложения?
Чем отличается простое предложения от сложного?
3. Тема урока. Целеполагание.
Структура простого предложения отличается от сложного. Как вы
думаете, разбор и анализ этих видов предложений тоже будут
отличаться?
Чем мы будем заниматься на уроке?
Что вы узнаете нового о строении предложений?
С какой целью мы будем это делать?
4. Актуализация темы.
Зачем нам необходимо знать структуру сложного предложения?
Прочитайте план синтаксического разбора и ответьте на вопрос: в чём
отличие разбора простого предложения от сложного? (само-
стоятельная работа с теоретическим материалом учебника.)
Какие виды связи простых предложений в сложном предложении вы
теперь знаете?
Зачем мы выполняли эти задания?
5. Работа с текстом – упражнением в учебнике (по выбору учителя).
Из упражнения выписать сложное предложение с указанием
грамматической основы , вида связи. Начертить схему предложения.
Выполнить синтаксический разбор одного предложения.
Составить и записать сложные предложения с разными видами связи.
Зачем нам необходимо знать о строении сложного предложения?
6. Чтение и анализ текста И. Бунина (Текст с пропущенными
орфограммами и пунктограммами лежитна столах учеников).
С конца сент..бря наши с..ды и гумна пустели п..года, по обыкновению,
круто м..нялась. Ветер по целым дням рвал и тр..пал д..ревьяд..жди
поливали их с утра до ночи.
Иногда к веч..ру между хмурыминизкими тучамипр..бивался на западе
тр..пещущий з..лотистый свет низкогосолнца воздух делался чист и ясен а
солнечный свет осл..пительносв..ркал между л..ствою, между в..твями,
которые живою сеткою двигались и в..лновались от ветра.
Хол..дно и ярко сияло на севере над т..желыми свинцовыми тучами жидкое
голубое небо и из-за этих туч медленно выплывали хребты сн..говых гор-
облаков.
Работа в группах:
I гр. Какова тема этого сочинения?
II гр. К какому стилю его можно отнести?
III гр. Определить микротемы.
Какие слова вам незнакомы? Что нужно сделать, чтобы узнать
значения этих слов?
Зачем мы обратились к творчеству русскогописателя?
Какие предложения автор использовал в своём тексте?
Какое из сложных предложений вы сможете разобрать, не допустив
ошибок?
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Выполните абзацное членение. Разберите самостоятельно любое из
сложных предложений. Проверьте по образцу (на доске), поставьте
себе отметку.
Текст для проверки
С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению,
круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди
поливали их с утра до ночи.
Иногда к вечеру между хмурыминизкими тучами прибивался на западе
трепещущий золотистый свет низкого солнца, воздух делался чист и ясен, а
солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями,
которые живою сеткою двигались и волновались от ветра.
Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое
голубое небо, и из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-
облаков.
Что нужно сделать, чтобы исправить свои ошибки?
7. Распределительный диктант. Распределите диктуемые слова в 2 колон-
ки – слова, имеющие отношение к теме сегодняшнего урока, и остальные.
Грамматическая основа, суффикс, повествовательное, корень, дополне-ние,
орфограмма, союз, звук, определение, метафора, союзная связь, приставка,
буква, бессоюзная связь, приставка, подлежащее, тире.
8. Домашнее задание: § 45, упр. 251 (1-2 зад.или 3-4 зад. – по выбору).
9. Итоги урока.
Что нового узнали?
В чём эти знания могут вам помочь?