Напоминание

Синтаксический разбор сложного предложения


Автор: Токмакова Марина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ №2 р. п. Новоспасское
Населённый пункт: Новоспасское Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Синтаксический разбор сложного предложения
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка урока в 5 классе на тему:

«Синтаксический разбор сложного предложения»

Планируемые результаты (УУД)

Личностные:

Развивать письменную и устную речь с активным использованием как

простых предложений, так и предложений со сложной конструкцией.

Предметные:

Объяснять последовательность синтаксического разбора сложного

предложения;

Находить грамматические основы в структуре сложного предложения;

Знать типы связи в сложном предложении (союзная и бессоюзная)

Метапредметные:

Развивать общеучебные навыки, работая с таблицами и схемами,

текстами, упражнениями учебника, а также отрывками из текстов

русских писателей-классиков.

Оборудование: схема-таблица «Строение простого и сложного

предложений».

Ход урока

1. Организационный момент (проверка готовности к уроку)

2. Проверка домашнего задания.

Каким правилом вы руководствовались, выполняя домашнее

упражнение?

С какими орфограммами вы встретились?

Какие трудности вызвал у вас синтаксический разбор простого

предложения?

Чем отличается простое предложения от сложного?

3. Тема урока. Целеполагание.

Структура простого предложения отличается от сложного. Как вы

думаете, разбор и анализ этих видов предложений тоже будут

отличаться?

Чем мы будем заниматься на уроке?

Что вы узнаете нового о строении предложений?

С какой целью мы будем это делать?

4. Актуализация темы.

Зачем нам необходимо знать структуру сложного предложения?

Прочитайте план синтаксического разбора и ответьте на вопрос: в чём

отличие разбора простого предложения от сложного? (само-

стоятельная работа с теоретическим материалом учебника.)

Какие виды связи простых предложений в сложном предложении вы

теперь знаете?

Зачем мы выполняли эти задания?

5. Работа с текстом – упражнением в учебнике (по выбору учителя).

Из упражнения выписать сложное предложение с указанием

грамматической основы , вида связи. Начертить схему предложения.

Выполнить синтаксический разбор одного предложения.

Составить и записать сложные предложения с разными видами связи.

Зачем нам необходимо знать о строении сложного предложения?

6. Чтение и анализ текста И. Бунина (Текст с пропущенными

орфограммами и пунктограммами лежитна столах учеников).

С конца сент..бря наши с..ды и гумна пустели п..года, по обыкновению,

круто м..нялась. Ветер по целым дням рвал и тр..пал д..ревьяд..жди

поливали их с утра до ночи.

Иногда к веч..ру между хмурыминизкими тучамипр..бивался на западе

тр..пещущий з..лотистый свет низкогосолнца воздух делался чист и ясен а

солнечный свет осл..пительносв..ркал между л..ствою, между в..твями,

которые живою сеткою двигались и в..лновались от ветра.

Хол..дно и ярко сияло на севере над т..желыми свинцовыми тучами жидкое

голубое небо и из-за этих туч медленно выплывали хребты сн..говых гор-

облаков.

Работа в группах:

I гр. Какова тема этого сочинения?

II гр. К какому стилю его можно отнести?

III гр. Определить микротемы.

Какие слова вам незнакомы? Что нужно сделать, чтобы узнать

значения этих слов?

Зачем мы обратились к творчеству русскогописателя?

Какие предложения автор использовал в своём тексте?

Какое из сложных предложений вы сможете разобрать, не допустив

ошибок?

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Выполните абзацное членение. Разберите самостоятельно любое из

сложных предложений. Проверьте по образцу (на доске), поставьте

себе отметку.

Текст для проверки

С конца сентября наши сады и гумна пустели, погода, по обыкновению,

круто менялась. Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди

поливали их с утра до ночи.

Иногда к вечеру между хмурыминизкими тучами прибивался на западе

трепещущий золотистый свет низкого солнца, воздух делался чист и ясен, а

солнечный свет ослепительно сверкал между листвою, между ветвями,

которые живою сеткою двигались и волновались от ветра.

Холодно и ярко сияло на севере над тяжелыми свинцовыми тучами жидкое

голубое небо, и из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-

облаков.

Что нужно сделать, чтобы исправить свои ошибки?

7. Распределительный диктант. Распределите диктуемые слова в 2 колон-

ки – слова, имеющие отношение к теме сегодняшнего урока, и остальные.

Грамматическая основа, суффикс, повествовательное, корень, дополне-ние,

орфограмма, союз, звук, определение, метафора, союзная связь, приставка,

буква, бессоюзная связь, приставка, подлежащее, тире.

8. Домашнее задание: § 45, упр. 251 (1-2 зад.или 3-4 зад. – по выбору).

9. Итоги урока.

Что нового узнали?

В чём эти знания могут вам помочь?



В раздел образования