Напоминание

«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ФОРМА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»


Автор: Фризен Наталья Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР детский сад 132"
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК ФОРМА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«СКАЗКОТЕРАПИЯ

КАК ФОРМА

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ»

Введение

Проблема нравственного воспитания детей всегда занимала важное

место в дошкольной педагогике. Основы воспитания закладываются в

раннем возрасте и от того, насколько успешно осуществляется этот процесс,

зависит дальнейшее нравственное развитие детей.

К сожалению, в

духовно - нравственном воспитании современных

детей наметились негативные тенденции: книга, как источник знаний

и познания мира отодвинута на второй план, ее место занял экран телевизора

или компьютера, с которого в жизнь ребенка входят персонажи сказок, герои

мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью и нравственной

чистотой.

Воспитание духовно – нравственного развития необходимо начинать в

дошкольном

возрасте.

В

этот

период

ребенок

максимально

открыт

эмоциональному переживанию и сопереживанию. Ребенок воспринимает

слова и действия взрослых как данность, не подвергая их сомнению.

Опыт,

приобретенный детьми младшего возраста, в дальнейшем перейдет в

категорию должного, истинного.

Как

показывает

практика,

большой

потенциал

положительных

нравственных поучений несут в себе сказки. При помощи сказок можно

развивать

у дошкольников

такие

качества,

как

мудрость,

мужество,

справедливость, дружбу, добро, милосердие, долг, отзывчивость, смелость,

щедрость и др.

Сказкотерапия («лечение сказкой») представляет собой уникальный

метод работы с внутренним миром ребенка. С помощью сказкотерапии дети

могут эффективнее усвоить необходимые духовно - нравственные модели

поведения.

Возможности использования сказкотерапии в духовно -

нравственном воспитании детей дошкольного возраста

Сказка является сильным средством психологического воздействия на

внутренний мир ребенка, выступает инструментом его развития. Любая

сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает,

побуждает к деятельности и даже лечит. Другими словами, потенциал сказки

гораздо богаче ее художественной значимости.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила следующую типологию сказок,

включающую в себя:

- художественные (народные и авторские) сказки;

- психотерапевтические сказки, цель которых – создать в воображении

картину окружающей среды.

В таких сказках герои переживают различные реальные события и

ситуации. Анализируя поведение действующих героев, человек начинает

видеть поведение реальных людей со стороны. А ребенок учится понимать

других людей, их характер и человеческие качества;

-

дидактические

сказки,

или

обучающие,

их

применяют

при

преподнесении детям учебно-познавательной информации, так как ребенок

легче воспринимает информацию через образы и символы;

- медитативные

сказки направлены на избавление человека от

тревожного, напряженного состояния, погружение в приятные мысли, мечты

и ощущения. В таких сказках есть только хорошие, добрые герои, полностью

отсутствуют негативные моменты.

Все перечисленные типы сказок используются в сказкотерапии,

которая включает в себя достижения ряда наук: психологии, педагогики,

психотерапии и философии.

Сказкотерапия подразумевает «лечение сказками». Данный метод

работы с внутренним миром ребенка разработан М. Эриксоном во второй

половине ХХ века.

Е.П. Полякова определяет сказкотерапию как набор

способов передачи знаний о духовном пути и социальной реализации

человека.

Метод сказкотерапии применяется в том случае, когда у ребенка

наблюдаются

поведенческие

и

эмоционально-личностные

проблемы:

тревожность, агрессивность, капризность, страхи, неуверенность в себе,

застенчивость. Сказкотерапия может применяться и к абсолютно здоровому

и нормально развивающемуся дошкольнику. Например, с помощью сказок

родители могут корректировать поведение не совсем послушного ребенка.

При анализе той или иной сказки ребенок мысленно переносит сюжет в

современное время, анализирует сказочные ситуации и поступки героев. С

помощью

данной

методики

можно

эффективно

воздействовать

на

психологический мир ребенка, его мировоззрение.

С помощью сказки педагог может отразить любую реальную ситуацию.

Слушая рассказ, ребенок представляет себя на месте главного героя,

переживает его эмоции и чувства. И хотя он понимает, что это только

вымышленный герой, но подсознательно старается ему подражать. Таким

образом при сочинении собственной сказки можно вместе с ребенком

придумать несколько вариантов действий главного героя в различных

ситуациях и к чему они могут привести, выбрать, какое решение будет более

правильным. Так у детей формируется понимание хорошего и плохого

поступка, он учится предсказывать последствия своих действий.

Выделяют следующие методы сказкотерапии:

- рассказывание и сочинение сказки. Самостоятельное придумывание

продолжения сказки и ее рассказывание ребенком позволяет выявить его

произвольные эмоциональные проявления, которые обычно не отмечаются в

поведении ребенка, но в то же время присутствуют;

- рисование сказки. После сочинения сказки можно предложить

ребенку нарисовать ее, слепить понравившихся героев или представить в

виде аппликации. При этом ребенок воплощает все, что его волнует, чувства

и мысли, тем самым освобождаясь от тревоги или другого чувства, которое

его беспокоило. В данном случае не имеет никакого значения качество

изображения. При сильных чувствах можно наблюдать в рисунках ребенка

разных чудищ, огня или темных красок;

- сказкотерапевтическая диагностика. С помощью определенных сказок

и кукол можно проводить диагностику тех или иных проблем ребенка.

Ребенок объединяет свои мысли и переживания с мыслями и переживаниями

персонажа рассказываемой сказки и рассказывает о них. Предлагаемые

ребенком ответы на вопросы взрослого позволяют сделать заключение об его

эмоциональном состоянии и фантазиях по поводу дальнейшего развития

ситуации;

- изготовление кукол. В сказкотерапии важен сам процесс изготовления

куклы, так как это своего рода медитация. В процессе создания куклы у детей

развивается

мелкая

моторика

рук,

воображение,

способность

к

концентрации;

- постановка сказки.

В сказках можно найти полный перечень проблем и способы их

решения. Сказка может дать символическое предупреждение о том, как будет

разворачиваться ситуация. Поэтому сказкотерапия для детей связана, прежде

всего, с осознанием смысла сказочных событий и их взаимосвязи с

ситуациями реальной жизни. Сюжеты сказок содержат возможности для

изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них

ответственного решения.

Сказкотерапия представляет собой полезный, простой и эффективный

метод корректировки поведения ребенка, который можно использовать для

решения различного рода проблем в поведении дошкольника. Правильная

сказка может помочь ребенку справиться с его страхами, комплексами,

может изменить его отношение к поступкам.

Привлекательность сказок состоит в том, что ребенок видит, что герой,

совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам, а герой,

который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества,

обязательно побеждает.

Мы

обязательно

учитываем

возрастные

особенности

детей

и

подбираем сказки, в которых четко видно, кто хороший, а кто – плохой, так

как детям еще трудно различать нюансы и полутона. По этой же причине мы

не используем сказки, в которых романтизируется образ жизни разбойника,

так как ребенок может вынести из них не то, что мы ожидаем, и воспитание

сказкой будет неэффективным.

Сказкотерапия помогает в решении ряда проблем у детей среднего

дошкольного

возраста:

агрессивность,

конфликтность,

вспыльчивость,

обидчивость, тревожность, нерешительность. Это связано с тем, что в

художественных сказках ярко отражены разные черты характера.

С помощью сказкотерапии мы работали с разными категориями детей

- агрессивными, неуверенными, застенчивыми. Например, для исправления

хвастовства у детей мы читали сказку «Заяц-хвастун». Для того, чтобы

продемонстрировать

дошкольникам,

что

нужно

быть

дружными

и

трудолюбивыми читали сказку «Репка» или «Зимовье зверей». Мораль

сказки «Маша и медведь» заключается в том, что из любой трудной ситуации

всегда можно найти выход.

Неуверенным, осторожным детям мы читали сказку «Как мышонок

стал храбрым». Вместе с детьми обсуждали - кого называют храбрым, кого

трусливым; чем отличались герои друг от друга. Дети демонстрировали

сначала как ведет себя мышонок, как он боится, что он при этом чувствует.

Затем ребята вспоминали случаи, когда они чего-то боялись и что при этом

чувствовали. А когда им удалось показать себя храбрыми и смелыми? Мы

сравнивали эти чувства.

В своей работе мы учитывали, что главный герой сказки должен

ассоциироваться у ребенка с ним самим, кроме того, сказочный персонаж

попадает в ситуацию, очень похожу на ту, с которой мы хотим помочь

ребенку. Сюжет сказки должен помочь ребенку понять, как нужно

действовать в том или ином случае. С этой целью мы предлагаем

дошкольнику вариант решения проблемы, или рассказываем о том, что

может случиться, если совершать, либо не совершать какие-то действия.

Прочитывая сказку, проигрывая сюжеты вместе с главными героями,

которые успешно побеждают злодеев и свои страхи, ребенок погружался в

атмосферу сказки, сравнивал свое поведение с поведением главного героя и

таким образом прорабатывал собственные страхи.

Анализ сказки и сказочной ситуацией способствовало решению

проблемы нравственного воспитания. Детям предлагалось ответить на ряд

вопросов: «Как вы думаете, о чем эта сказка?», «Кто из героев больше всего

понравился и почему?», «Почему герой совершил те или иные поступки?»,

«Что произошло бы с героями, если они не совершили бы тех поступков,

которые описаны в сказке?».

При обсуждении сказки мы даем каждому ребенку возможность

сказать все, что они думают. При этом мы не оцениваем то, что он говорит.

Нам важно, чтобы ребенок знал, что ни одно из его высказываний не будет

подлежать осуждению.

В

процессе

работы

со

сказкой

детьми

усваиваются

основные

механизмы поиска и принятия решений, при чтении, придумывании,

разыгрывании сказки ребенок находит решения своих жизненных проблем,

учится преодолевать трудности, бороться со страхами.

Список использованной литературы:

1.

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте:

Психол. очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991

2.

Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.–339

с.

3.

Доронова Т. Н. Что за прелесть эти сказки! – М.: Обруч. 2010 №3

4.

Ломакина Г. Р. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем,

освобождаем ребёнка от психологических проблем. – М.:

Центрополиграф, 2010 – 158 с.

5.

Савченко В. И. Педагогическая сказка как средство поддержки

позитивной социализации старших дошкольников. – СПб.: ООО

«Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 – 112 с.

6.

Сертакова Н. М. Методика сказкотерапии в социально-

педагогической работе с детьми дошкольного возраста:

Методическое пособие для педагогов и психологов ДОУ. – СПб:

ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 – 224 с.

7.

Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения

дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. – М.:

Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005 – 158 с.

8.

Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.:

Сфера, 2010 – 118 с.

9.

Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 2 Сост. С. Ф.

Егоров. М.: Педагогика, 1998 350 с.

10.

Федеральный Государственный образовательный стандарт



В раздел образования