Напоминание

«Речевое музицирование как современное средство развития речи детей дошкольного возраста»


Автор: Медведева Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 14 "Теремок"
Населённый пункт: Константиновск
Наименование материала: статья
Тема: «Речевое музицирование как современное средство развития речи детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Речевое музицирование как современное средство развития речи детей

дошкольного возраста»

Практические наблюдения показывают, что в последние годы отмечается

увеличение детей с тяжелым недоразвитием речи в группах ДОУ. Проблема

преодоления тяжелого недоразвития речи у дошкольников относится к числу

наиболее актуальных задач для дошкольного образования. Речевые и

неречевые нарушения у детей дошкольного возраста с нормальным слухом и

сохранным интеллектом отрицательно влияет на развитие слухового

восприятия, чувства ритма и эмоционально-волевой сферы. Перед

педагогами стоит проблема, как наиболее эффективно подойти к решению

коррекционных задач, тем самым преодолеть речевые и неречевые

нарушения у детей дошкольного возраста. Речевое музицирование,

представляет собой практическую деятельность, в которой ребенок

вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий. Речевые

игры и упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и

интонационного слуха. Речевое музицирование открывает большие

возможности для овладения детьми всем комплексом

выразительных средств, общих для речи и музыки. К ним относятся: темп,

ритм, регистр, тембр, динамика.

Идея использовать ритмизованную речь принадлежит К. Орфу, немецкому

композитору, родившемуся в конце 19 века, но его методика до сих пор

считается новаторской. Использование интонационно-ритмических

импровизаций в речевых упражнениях, способствует развитию у детей

остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно

относиться к различным проявлениям интонации. Большую роль в развитии

чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого

интонирования, координации речи с движениями играют пальчиковые игры.

Начинаем работу над пальчиковыми играми с самого раннего дошкольного

возраста, используем короткие по объему и несложные по содержанию

тексты, доступные детям. Взрослый проговаривает текст выразительно, с

несколько утрированной интонацией и жестовым сопровождением. Дети,

сопровождая жестами речь взрослого, проговаривают текст по желанию и

своим возможностям.

Речь и артикуляционная гимнастика.

В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводим работу по

коррекции устной речи. В этом помогает артикуляционная гимнастика. В неё

включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения,

направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения

вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Так

как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому

необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки.

Для этого проводим специально подобранные упражнения по системе

В.Емельянова, А.Стрельниковой, М.Лазарева, Б.Толкачева. Используем еще

эти упражнения и для развития чувства ритма. В проведении дыхательных

упражнений чаще всего используется сравнительный показ педагога

(неправильное и правильное исполнение).

Речь и пальчиковые игры.

Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной

деятельности. Одной из важнейших задач при организации работы по

преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является –

развитие мелкой моторики. В своё время И. Кант мудро изложил: «Рука —

это вышедший наружу мозг человека». Важное значение, в процессе

развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой

моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном

мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные

отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного

мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает

большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого

количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие

движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в

пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то

задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может

быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

Как итог, хочется отметить, что для организации такого вида игр совсем не

обязательно иметь специальное музыкальное образование и владеть игрой на

музыкальном инструменте, поэтому речевые игры могут быть использованы

педагогами ДОУ в качестве разминки или физминутки в ходе групповых

занятий, в режимных моментах, а так же в самостоятельной деятельности

детей. Таким образом, речевое музицирование ориентировано на развитие

ребенка, улучшение его речи, двигательных способностей, творческого

развития.



В раздел образования