Автор: Медведева Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 14 "Теремок"
Населённый пункт: Константиновск
Наименование материала: статья
Тема: «Речевое музицирование как современное средство развития речи детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
«Речевое музицирование как современное средство развития речи детей
дошкольного возраста»
Практические наблюдения показывают, что в последние годы отмечается
увеличение детей с тяжелым недоразвитием речи в группах ДОУ. Проблема
преодоления тяжелого недоразвития речи у дошкольников относится к числу
наиболее актуальных задач для дошкольного образования. Речевые и
неречевые нарушения у детей дошкольного возраста с нормальным слухом и
сохранным интеллектом отрицательно влияет на развитие слухового
восприятия, чувства ритма и эмоционально-волевой сферы. Перед
педагогами стоит проблема, как наиболее эффективно подойти к решению
коррекционных задач, тем самым преодолеть речевые и неречевые
нарушения у детей дошкольного возраста. Речевое музицирование,
представляет собой практическую деятельность, в которой ребенок
вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий. Речевые
игры и упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и
интонационного слуха. Речевое музицирование открывает большие
возможности для овладения детьми всем комплексом
выразительных средств, общих для речи и музыки. К ним относятся: темп,
ритм, регистр, тембр, динамика.
Идея использовать ритмизованную речь принадлежит К. Орфу, немецкому
композитору, родившемуся в конце 19 века, но его методика до сих пор
считается новаторской. Использование интонационно-ритмических
импровизаций в речевых упражнениях, способствует развитию у детей
остроты и активности интонационного слуха, приучает их осмысленно
относиться к различным проявлениям интонации. Большую роль в развитии
чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого
интонирования, координации речи с движениями играют пальчиковые игры.
Начинаем работу над пальчиковыми играми с самого раннего дошкольного
возраста, используем короткие по объему и несложные по содержанию
тексты, доступные детям. Взрослый проговаривает текст выразительно, с
несколько утрированной интонацией и жестовым сопровождением. Дети,
сопровождая жестами речь взрослого, проговаривают текст по желанию и
своим возможностям.
Речь и артикуляционная гимнастика.
В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводим работу по
коррекции устной речи. В этом помогает артикуляционная гимнастика. В неё
включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения,
направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения
вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Так
как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому
необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки.
Для этого проводим специально подобранные упражнения по системе
В.Емельянова, А.Стрельниковой, М.Лазарева, Б.Толкачева. Используем еще
эти упражнения и для развития чувства ритма. В проведении дыхательных
упражнений чаще всего используется сравнительный показ педагога
(неправильное и правильное исполнение).
Речь и пальчиковые игры.
Кроме пения, речь ребёнка можно развивать через другие виды музыкальной
деятельности. Одной из важнейших задач при организации работы по
преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является –
развитие мелкой моторики. В своё время И. Кант мудро изложил: «Рука —
это вышедший наружу мозг человека». Важное значение, в процессе
развития ребёнка имеет развитие мелкой моторики рук. Развитие мелкой
моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном
мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные
отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного
мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает
большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого
количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие
движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в
пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то
задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может
быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).
Как итог, хочется отметить, что для организации такого вида игр совсем не
обязательно иметь специальное музыкальное образование и владеть игрой на
музыкальном инструменте, поэтому речевые игры могут быть использованы
педагогами ДОУ в качестве разминки или физминутки в ходе групповых
занятий, в режимных моментах, а так же в самостоятельной деятельности
детей. Таким образом, речевое музицирование ориентировано на развитие
ребенка, улучшение его речи, двигательных способностей, творческого
развития.