Автор: Серова Оксана Алекандровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Мадоу "Детский сад №10 комбинированного вида"
Населённый пункт: город Емва, Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Литературная викторина по русским народным сказкам в старшей группе детского сада
Раздел: дошкольное образование
Литературная викторина по русским народным сказкам в
старшей группе
«Путешествие по сказкам»
Оборудование и материалы: маски и атрибуты для инсценировки, аудио запись
музыки, разрезные картинки двух сказок по выбору воспитателя, волшебные
предметы, картинки героев сказок, медали, фишки, два диплома, отличительные
предметы для участников команд (это могут быть эмблемы, галстуки, бейсболки и
пр.)
Предварительная работа.
1. Чтение и слушание сказок с беседами по содержанию.
2. Оформление тематической выставки книг.
3. Совместные и самостоятельные игры с использованием кукол би-ба-бо,
настольного театра.
Используемые технологии.
1. Технология сотрудничества – развивать умения правильно анализировать и
делать выводы, формулировать и задавать вопросы, умение ценить свой труд и
своих партнеров, умение общаться со своими сверстниками.
2. Игровая технология. Развивающие игры на развитие внимания, памяти, речи,
мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения
сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.
3. Здоровьесберегающая технология. Выполнение физкультминуток для снятия
напряжения и повышения работоспособности воспитанников в прцессе
проведения непосредственной образовательной деятельности.
Ведущий. У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша.
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ – хитрец, народ – мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Сказка, ребята, родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать.
Сказка передавалась из уст в уста, и шагала она по свету яркая, умная, веселая.
- Ребята, а вы любите сказки? (да)
- А вы знаете сказки? (да)
- Вот сейчас мы это и проверим.
Ведущий. Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие
по сказкам.
Пусть будет радостною встреча, в таком знакомстве – дружбы суть.
Мы начинаем викторину, как говорится в добрый путь!
Ведущий. Итак, в нашей викторине участвуют две команды (названия команд
оговариваются воспитателем до начала викторины, например, «Теремок» и
«Колобок»).
Поприветствуем наши команды.
Приветственное слово команды «Колобок».
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок,
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки,
Побеждает зло!
Приветственное слово команды «Теремок».
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка – птица:
Чуть спугнешь – и не найти.
Плыть ли ей, или ходить,
Или мчать откуда,
Только там, где сказке быть,
Там случится чудо…
Задание № 1. «Угадай сказку».
Ведущий. Первое задание для наших команд называется «Угадай сказку».
За каждый правильный ответ команда получает фишку.
1. Сидит в корзине девочка,
У Мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несет ее домой… («Маша и медведь»)
Что говорила Маша медведю из короба?
2. Укатился он из дома,
По дорожке незнакомой,
Это самый непослушный,
Простодушный и упрямый …. (Колобок)
С кем встретился колобок в лесу?
3. Отворили дверь козлята
И пропали все куда-то («Волк и семеро козлят»)
Что пела коза своим козлятам?
4 .Надо курочке бежать
Петушка скорей спасать
Он так торопился
Бедный, подавился («Петушок и бобовое зёрнышко»)
К кому обращалась курочка за помощью?
5. Заигралася сестрица
Унесли братишку птицы («Гуси-лебеди»)
У кого жили гуси – лебеди?
6. Ах, ты, Петя-простота
Сплоховал немножко
Не послушался кота
Выглянул в окошко («Кот, петух и лиса»)
Какую песенку пела лиса?
7. Зайку выгнала лиса
Плачет зайка, вот беда («Заюшкина избушка»)
Почему лиса выгнала зайца из его избушки?
8. Из копытца он напился
И в козлёнка превратился («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
В кого мог еще превратиться Иванушка?
9. Трое их живёт в избушке
Там три стула и три кружки
Три кровати, три подушки («Три медведя»)
Как звали медведей?
10. Эта хитрая плутовка
Посадила в прорубь волка
А потом на нём каталась
Очень хитро улыбалась («Лисичка-сестричка и серый волк»)
Что приговаривал волк, когда ловил рыбу в пруду?
Ведущий. Не нужны были подсказки, угадали вы все сказки.
Задание № 2. «Продолжите имя героя из сказки»
Ведущий. Кто много сказок прочитал, легко найдет ответы. Да вы и так давно их
знали. Ну что, проверим это?
Лисичка … (сестричка)
Петушок … (золотой гребешок)
Лягушка … (квакушка)
Мишка … (косолапый)
Волк … (зубами щёлк)
Мышка … (норушка)
Козлятушки … (ребятушки)
Гуси … (лебеди)
Курочка … (ряба)
Бычок … (смоляной бочок)
Кот … (Котофеич)
Лиса … (Патрикеевна)
Крощечка … (Хаврошечка)
Мороз … (Иванович)
Баба … (Яга)
Кощей … (Бессмертный)
Иван … (Царевич)
Василиса … (Прекрасная)
Сестрица … (Алёнушка)
Братец … (Иванушка)
Задание № 3. «Волшебные предметы».
Ведущий. У каждой команды на мольбертах по 4 портрета героев сказок. Членам
команд надо «вернуть» сказочному герою его вещи (за каждый правильный ответ
– 1 фишка).
Яйцо («Курочка Ряба»), пирожок («Маша и медведь»), скалочка («Лисичка со
скалочкой»), зимняя шапочка («Снегурочка»), корона («Царевна лягушка»),
сундучок («Морозко»), хвост волка («Лисичка сестричка и серый Волк»), гусли
(«Кот, лиса и петух»).
Задание № 4. «Собери все части вместе».
Ведущий. В книгу сказок забрался Бедокурка и набедакурил: разрезал ножницами
иллюстрации к сказкам. Их необходимо восстановить.
( Команды получают в конвертах разрезные картинки к сказкам (по выбору
воспитателя) и на счет «1, 2, 3…» вскрывают конверты и составляют картинку из
10 фрагментов. Кто первый соберет картинку к сказке и определит название, тот
победил)
Ведущий. А теперь пришло время немного отдохнуть. Физминутка «Баба - Яга»
В тёмном лесу есть избушка».
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Воспитатель: Отдохнули? Играем дальше! (воспитатель раскладывает на ковре
картинки)
В тёмном лесу есть избушка».
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
Воспитатель: Отдохнули? Играем дальше! (воспитатель раскладывает на ковре
картинки)
Задание № 4. «Кто больше назовет сказок».
Ведущий.
Сейчас все мысли собери,
И больше сказок назови.
Кто больше сказок назовет,
Тот больше фишек соберет.
Итак, на мольберте по два героя из сказок. Каждой команде необходимо как
можно больше назвать сказок, где встречаются данные герои.
1-ая команда: волк и заяц.
2-ая команда: лиса и медведь.
Задание № 5. «Исправь ошибки».
Ведущий. Сейчас вам будут прочитаны названия сказок или их героев, но
некоторые из них с ошибками. Ваша задача распознать и исправить ошибки.
Царевна- индюшка (лягушка)
Серебрянное корытце (копытце)
Курочка Баба (Ряба)
Сибвка- будка (Бурка)
Мороз – красный пёс (нос)
Петушок- золотой малышок (гребешок)
Волк и семеро ослят (козлят)
Ковёр-вертолет (самолет)
Заюшкина вертушка (избушка)
Лисичка с прялочкой (скалочкой)
Задание № 6. «Моя любимая сказка».
Ведущий. А теперь, командам предлагается при помощи театральных костюмов
и сказочных героев показать через сказку название своей команды. (На столе
лежат костюмы)
Ведущий объявляет выход одной из команд:
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру и прилежному труду.
героев сказки «Теремок» вам покажет наш народ.
Ведущий объявляет выход другой команды:
Сказки дарят нам чудеса,
Без сказки людям прожить нельзя.
Героев сказки «Колобок» вам покажет наш народ.
Подведение итогов.
Ведущий.
Ребята, пришла пора посчитать ваши фишки. (Дети считают фишки
самостоятельно)
Подводятся итоги игры, награждаются победители. Командам вручаются дипломы
об участии в игре. Все участники игры-викторины получают утешительные призы
(например, медали).
Ведущий. Пора со сказкой прощаться нам.
До встречи скажем мы всем друзьям!