Напоминание

План работы по самообразованию на 2020-2021 год .Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»


Автор: Аничкина Евгения Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Надежда"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: План работы по самообразованию на 2020-2021 год .Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Раздел: дошкольное образование





Назад




План работы по самообразованию на 2020-2021 год

Воспитатель Аничкина Евгения Павловна

Тема: «Художественная литература как средство

всестороннего развития дошкольника»

АКТУАЛЬНОСТЬ.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным

многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие

источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как

педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к

литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге.

Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой

информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать

самостоятельно.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и

эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его

эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль

художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное

обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие

речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок

усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить

слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников

усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети

осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются

использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько.

Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и,

как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы -

обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста

посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период

закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается

эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной

коммуникации.

К сожалению, в наше время наблюдается "дефицит" уважительного отношения к

собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом,

можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема

достаточно актуальна на данный момент.

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является

одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с

проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае,

страдают прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед

педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной

системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное

значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом

приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А.

Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий

воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе.

Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.

д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир

человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление

и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко

устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.

ЦЕЛЬ:

развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной

литературой.

ЗАДАЧИ:

• Сформировать интерес к художественной литературе.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении

стихотворений, в драматизациях.

• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать

почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к

поэтическому слову.

• Развивать творческие способности у детей.

ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУДБТАТ:

дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями,

активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и

самостоятельно могут поставить мини-спектакли.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Изучение

методичес

-

кой

литератур

ы

Сентябрь - май

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное

чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М.,

«Просвещение», 1970.

2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной

литературе. Программа и методические рекомендации.

Мозаика-Синтез. Москва, 2008.

3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова

В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании

детей. М., «Педагогика», 1972.

5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М.,

«Просвещение», 1969.

6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с

литературой. – М., 1998.

Работа с

детьми

Сентябрь - май

.Проведение тематических бесед.

«Книги разные нужны – книги разные важны»

« У моих книг есть свой дом»

«Важность книги в жизни человека»

«Какие бывают книги?»

«Что есть в библиотеке»

«Мои любимые сказки»

«Чем отличаются добрые и злые герои сказок»

«Почему нужно беречь книги?»

Сентябрь

Организация уголка книги. Работа в уголке книги. Уход за

книгами.

в течение всего

года

Акция « Принеси любимую книгу для чтения в сад»

В течение всего

года, в ходе

разнообразных

НОД и в

режимных

моментах

.Проведение словесных дидактических игр по развитию

речи

«Как правильно?»

«Объясни слово»

«Вспомните, кто говорил волшебные фразы»

Угадай, где проза, где стихотворение, где загадка, где

пословица, где считалочка».

в течение всего

года

Развивающие игры на основе сказочных образов и

сюжетов, связанных с природой и животными

« Где обедал воробей?»

« Угадай из какой сказки животное»

« Необычное животное»

в течение всего

года

Слушание и пересказ сказок.

в течение всего

года

Придумывание продолжения к известной сказке или другой

конец сказки.

Декабрь

Новогодний утренник по сказке «Снежная королева»

Февраль –март

-апрель

Разыгрывание сказок с помощью инсценировки

разнообразных видов театра .

« Заюшкина избушка», «Лисичка – сестричка и серый волк»

«Три поросенка»,

Ноябрь

Литературная викторина «Угадай сказку»

Октябрь

театр теней «Гуси-лебеди».

Апредб

НОД «Мой любимый сказочный герой»;

Январь

Литературный концерт (чтение детьми стихотворений);

Май

НОД «Обложка для книги сказок»;

в течение всего

года

Прослушивание аудио сказок в исполнении знаменитых

артистов

в течение всего

года

Творческая самостоятельная деятельность детей в

свободное время с использованием читательского опыта.

Апрель

. Вечер сказок; инсценировка отрывка из сказки

в течение всего

года

Заучивание потешек, загадок…

Работа с

семьёй

Сентябрь

Анкетирование « Организация домашнего чтения в семье»

Октябрь

Пополнение библиотеки группы.

в течение всего

года

Информирование родителей о том, какие произведения

входят в круг чтения данного возраста.

Ноябрь - декабрь Помещение в уголке для родителей советов и пожеланий –

как организовывать домашнее чтение.

Консультации:

«Сказка в жизни ребенка»

«как и когда рассказывать сказки»

« О чем и как беседовать с ребенком о прочитанном»

«Личная библиотека вашего ребенка»

в течение всего

года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед с

родителями на конкретные важные для той или иной семьи.



В раздел образования