Автор: Аничкина Евгения Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Надежда"
Населённый пункт: г. Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: План работы по самообразованию на 2020-2021 год .Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
Раздел: дошкольное образование
План работы по самообразованию на 2020-2021 год
Воспитатель Аничкина Евгения Павловна
Тема: «Художественная литература как средство
всестороннего развития дошкольника»
АКТУАЛЬНОСТЬ.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным
многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие
источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, - поэтому моя роль, как
педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к
литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге.
Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой
информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать
самостоятельно.
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и
эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его
эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль
художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное
обучение в школе. Поэтому целью своей педагогической деятельности определила развитие
речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок
усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить
слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников
усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети
осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются
использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько.
Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и,
как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы -
обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста
посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период
закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается
эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной
коммуникации.
К сожалению, в наше время наблюдается "дефицит" уважительного отношения к
собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом,
можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема
достаточно актуальна на данный момент.
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является
одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с
проблемой получения информации из общедоступных источников. В таком случае,
страдают прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед
педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной
системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное
значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом
приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А.
Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий
воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе.
Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.
д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир
человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление
и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко
устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.
ЦЕЛЬ:
развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной
литературой.
ЗАДАЧИ:
• Сформировать интерес к художественной литературе.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении
стихотворений, в драматизациях.
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать
почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к
поэтическому слову.
• Развивать творческие способности у детей.
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЙ РЕЗУДБТАТ:
дети любят книги, читают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями,
активно используют в речи выразительные средства языка, сочиняют, фантазируют и
самостоятельно могут поставить мини-спектакли.
Раздел
Сроки
Содержание работы
Изучение
методичес
-
кой
литератур
ы
Сентябрь - май
1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное
чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М.,
«Просвещение», 1970.
2. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной
литературе. Программа и методические рекомендации.
Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
3. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова
В. И. Ребенок и книга: СПб.: 1999.
4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании
детей. М., «Педагогика», 1972.
5. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М.,
«Просвещение», 1969.
6. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с
литературой. – М., 1998.
Работа с
детьми
Сентябрь - май
.Проведение тематических бесед.
«Книги разные нужны – книги разные важны»
« У моих книг есть свой дом»
«Важность книги в жизни человека»
«Какие бывают книги?»
«Что есть в библиотеке»
«Мои любимые сказки»
«Чем отличаются добрые и злые герои сказок»
«Почему нужно беречь книги?»
Сентябрь
Организация уголка книги. Работа в уголке книги. Уход за
книгами.
в течение всего
года
Акция « Принеси любимую книгу для чтения в сад»
В течение всего
года, в ходе
разнообразных
НОД и в
режимных
моментах
.Проведение словесных дидактических игр по развитию
речи
«Как правильно?»
«Объясни слово»
«Вспомните, кто говорил волшебные фразы»
Угадай, где проза, где стихотворение, где загадка, где
пословица, где считалочка».
в течение всего
года
Развивающие игры на основе сказочных образов и
сюжетов, связанных с природой и животными
« Где обедал воробей?»
« Угадай из какой сказки животное»
« Необычное животное»
в течение всего
года
Слушание и пересказ сказок.
в течение всего
года
Придумывание продолжения к известной сказке или другой
конец сказки.
Декабрь
Новогодний утренник по сказке «Снежная королева»
Февраль –март
-апрель
Разыгрывание сказок с помощью инсценировки
разнообразных видов театра .
« Заюшкина избушка», «Лисичка – сестричка и серый волк»
«Три поросенка»,
Ноябрь
Литературная викторина «Угадай сказку»
Октябрь
театр теней «Гуси-лебеди».
Апредб
НОД «Мой любимый сказочный герой»;
Январь
Литературный концерт (чтение детьми стихотворений);
Май
НОД «Обложка для книги сказок»;
в течение всего
года
Прослушивание аудио сказок в исполнении знаменитых
артистов
в течение всего
года
Творческая самостоятельная деятельность детей в
свободное время с использованием читательского опыта.
Апрель
. Вечер сказок; инсценировка отрывка из сказки
в течение всего
года
Заучивание потешек, загадок…
Работа с
семьёй
Сентябрь
Анкетирование « Организация домашнего чтения в семье»
Октябрь
Пополнение библиотеки группы.
в течение всего
года
Информирование родителей о том, какие произведения
входят в круг чтения данного возраста.
Ноябрь - декабрь Помещение в уголке для родителей советов и пожеланий –
как организовывать домашнее чтение.
Консультации:
«Сказка в жизни ребенка»
«как и когда рассказывать сказки»
« О чем и как беседовать с ребенком о прочитанном»
«Личная библиотека вашего ребенка»
в течение всего
года
Проведение индивидуальных консультаций и бесед с
родителями на конкретные важные для той или иной семьи.