Авторы: Филатова Анна Валерьевна, Кораблева Надежда Борисовна
Должность: педагог дополнительного образования, методист
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Коммуникативная компетентность в современных условиях гармонизации личности"
Раздел: дополнительное образование
Коммуникативная компетентность в современных условиях гармонизации
личности
А.В. Филатова,
педагог дополнительного образования творческого объединения «Академ ТВ Редакция»
ГБУ ДО ЦВР Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»
В эпоху колоссального развития цифровых технологий современную молодежь
особенно привлекают профессии медийной направленности. К примеру, одними из самых
востребованных
сегодня
становятся
блоггинг,
интернет-маркетинг,
тренинги
личностного роста, SMM-продвижение и тому подобное. Поэтому, как никогда раньше,
актуальна начальная допрофессиональная подготовка в сфере детской и юношеской
журналистики, благодаря которой формируется социальная компетенция учащихся, их
успешная социализация и адаптация в обществе.
Журналистская
деятельность
имеет
большой
образовательный
потенциал
и
предоставляет ряд уникальных возможностей для реализации развития творческого
потенциала ребенка, а также решения воспитательных и развивающих задач. Такой род
деятельности выходит за пределы задачи простой передачи сообщения, так как не
допускает использование готового опыта, дает возможность не просто транслировать
полученный объем знаний, а предполагает самостоятельное воплощении идеи, замысла и
видения проблемы согласно своей жизненной позиции.
Опыт журналистской деятельности формирует личность во всем богатстве ее
способностей и потребностей, ориентирует на осознание связи всех людей в обществе.
Практическая творческая деятельность формирует, развивает, углубляет и обогащает
личность
ребенка.
Таким
образом,
журналистика
оказывает
существеннее
мировоззренческое воздействие на воспитание подрастающего поколения.
Почему так важно развивать коммуникативную культуру у обучающихся? Общение
– главная составляющая человеческих отношений, благодаря которому происходит
всеобъемлющее познание окружающего мира. Не случайно французский писатель Антуан
де Сент-Экзюпери однажды сказал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь
человеческого общения».
Коммуникативная компетентность в современных условиях предполагает ряд
принципиальных направлений гармонизации личности. Поэтому важно научиться
навыкам общения как можно раньше. Что же подразумевается под коммуникативной
культурой речи или коммуникативной компетентностью?
Коммуникативная компетентность
рассматривается как система внутренних
ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в
определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [1]. При этом для
практики развития коммуникативной культуры важно создать определенную дружескую
атмосферу, настроить участников на нужный лад, создать необходимые условия для
свободного межличностного общения.
Слово «коммуникация» (от лат. communicatio) в переводе означает «делать общим,
связывать, общаться», и в одном из значений, представленных в толковом словаре,
выступает как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанные на
взаимопонимании, сообщении информации одним лицом другому или ряду лиц» [2]. В
психологии коммуникация – это процесс обмена информацией: представлениями, идеями,
интересами, настроениями, чувствами; в этом процессе, человек, направляющий
информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), постоянно
меняются местами.
На основе этих и других положений можно сделать вывод о том, что
коммуникативная культура личности характеризуется уровнем усвоения, принятия,
применения и обогащения в повседневной практике общения норм, ценностей, знаний,
умений в области эффективных коммуникаций.
По мнению ряда психологов, можно говорить о коммуникативной культуре
личности как о системе качеств, включающей:
творческое мышление;
культуру речевого действия;
культуру самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего
состояния;
культуру жестов и пластики движений;
культуру восприятия коммуникативных действий партнёра по общению;
культуру эмоций.
Как мы видим, все эти качества важны для полноценного и гармоничного развития
личности, в том числе и его эмоционально-психологической саморегуляции, что является
необходимым условием для формирования мировоззренческой позиции подростка, его
социализации в будущем.
Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его
технологией, является составной частью более широкого понятия «коммуникативный
потенциал личности» [3].
По мнению специалистов в области психологии и антропологии, культура общения
приобретается, закрепляется и развивается
под влиянием самых разнообразных
факторов: субъективных (воля, темперамент, особенности восприятия, половые и
возрастные свойства и т.д.), объективных (окружающие условия - информатизация
общества, средства массовой коммуникации, обычаи, традиции, мода, принадлежность
личности к социальным группам и т.п., личность преподавателя, приемы и методы
преподавания).
Получается, что каждому ребенку можно привить навыки общения, раскрыть его
внутренний мир, научить общаться со взрослыми и сверстниками. Культура общения
личности как динамическая система может управляться, причем, как бессознательно, так
и осознанно, как силами самой личности, так и с помощью косвенного управления
(создания определенных условий, обеспечивающих культурное общение) и прямого
управления (формирования преподавателем, психологом знаний и умений культурного
общения).
Если представить культуру общения личности как тесную взаимосвязь между
отдельными ее видовыми компонентами, то ее можно изобразить в виде такого рисунка.
Рисунок:
Пять
элементов
культуры общения личности
По мнению многих специалистов, гармоничное развитие всех составляющих
делает личность наиболее эффективной при достижении поставленных целей и задач.
Нравственная культура общения предусматривает применение и обогащение человеком
нравст-
венная
культура
интерак-
тивная
культура
коммуни-
кативная
культура
эмоцио-
нальная
культура
перцеп-
тивная
культура
моральных норм, ценностей общения социума. На первое место выходит признание
самоценной значимости другого человека, где, как в зеркале, отражается достигнутый
уровень личностной культуры.
Развитие коммуникативных качеств личности предполагает общение «всегда и
везде». Главное - научить ребят быть открытыми, находить познавательный аспект в
общении с людьми. Создание образовательных модулей как «дискуссионный клуб» и
«встречи
с
интересными
людьми»
помогают
реализовать
эти
возможности
у
обучающихся.
Дискуссионный клуб – это место, где ребята самостоятельно предлагают
актуальные темы, делятся представлениями об окружающем мире, учатся дискутировать,
аргументировать точку зрения, здесь отношения выстраиваются как «ровесник —
ровеснику». В образовательном модуле «встречи с интересными людьми» главный
источник информации — гость - медиаперсона; как правило, старше интервьюеров;
отношения строятся по схеме «взрослый – ребенок».
Благодаря дискуссионному клубу в той или иной мере достигаются все видовые
компоненты культуры общения личности, то есть в процессе обсуждения проявляются все
качества участвующего: и эмоциональная составляющая, и перцептивная (адекватное
восприятие себя, других людей и отношений, складывающихся в ходе общения), и
коммуникативная, и интерактивная, и нравственная. Основные принципы дискуссионных
встреч – это взаимное понимание, уважение другой точки зрения, честность, которые
помогают
преодолевать
конфликтные
ситуации,
способствуют
проявлению
доброжелательности и глубокой человечности, психологической «притирке» характеров.
Как правило, реализация модуля дискуссии заранее планируется педагогом.
Цель
«встречи
с
интересными
людьми»
–
стимулировать
молодежь
к
инициативности, творческому поиску. С одной стороны, раскрываются личностные
качества гостя, его жизненная позиция, часто остающаяся «за кадром». А с другой,
воспоминания о детстве, творческий путь героя способствуют мотивации самих ребят
добиваться в жизни определенных результатов, поверить в себя. Такие встречи – это и
дружеская беседа, и фотография на память, и дорогой сердцу автограф.
Как показывает анализ «встреч с интересными людьми», подростки получают
огромный заряд энергии, вдохновения. Ведь известные гости говорят с ребятами не с
позиции «взрослого, учителя», а прежде всего «друга», «человека, который тоже когда-то
в детстве мечтал и добился определенных успехов». На встречах раскрываются
нравственные принципы героя, его взгляды, мировоззрение.
Создание образовательных модулей «дискуссионный клуб» и «встречи с
интересными людьми» способствуют развитию коммуникативных умений, организации
взаимодействия в процессе совместной деятельности, приводят к взаимопониманию и
установлению необходимых межличностных отношений на основе сотрудничества,
взаимоуважения
и
поддержки.
Развитие
наиболее
важных
для
подростка
коммуникативных умений связано с рядом педагогических задач, решение которых
обеспечивается поиском научно-теоретических основ в области психологии, педагогики,
философии и других антропологических теорий.
Сегодня,
в
современном
постоянно
изменяющемся
мире,
особенностью
образовательного
процесса
становится
ориентация
на
личностно-ориентированное
обучение, становление и развитие духовно-нравственной сферы человека. Ценностными
ориентирами
в
образовании
является
личность
ребенка,
его
способность
к
самостоятельной деятельности по сбору, обработке и анализу информации, умение
принимать решения и применять полученные знания в жизни. Иными становятся и задачи
у педагога: «Не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать». Педагог по
отношению
к
воспитаннику
–
это,
прежде
всего,
«источник
духовного
и
интеллектуального импульса, побуждающего к действию» [4].
Коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной
реализации личности. Именно такая форма организации образовательного процесса,
построенная на развитии коммуникативных навыков, позволяет подросткам и молодежи
приобщиться к общемировоззренческим принципам общества, найти место в жизни,
апробировать свои умения в социомедийной профессиональной сфере.
Литература:
1.
Бодалева А.А. Психологическое общение. М.: Изд-во «Институт практической
психологии», 1996.
2.
Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: Рус. Словари,
Астрель, АСТ, 2003.
3.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.
4.
Петерсон Л. Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-
рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000…».
М., 2009.