Напоминание

"Создание условий для развития социальной активности учащихся в отделе техники"


Авторы: Первишко Елена Юрьевна, Кораблева Надежда Борисовна
Должность: педагог дополнительного образования, методист
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦВР ДМ Калининского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: статья
Тема: "Создание условий для развития социальной активности учащихся в отделе техники"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Создание условий для развития социальной активности

учащихся в отделе техники

В нашей профессии воспитание является приоритетной задачей. Педагог – это лидер

изменений.

Для эффективного воспитания ребенка необходимы два условия: воспитательная среда и

воспитательная система.

В любом образовательном учреждении воспитательная среда априори создана и

развивается, это целый комплекс условий для учащихся:

материальные условия, где все подчинено процессу обучения и воспитания

социальные (социально-психологический климат в коллективе в целом)

духовные условия (идеалы, традиции, творческие проявления и пр.)

Воспитательная среда ориентирована на реализацию воспитательных целей. Как и в

любом деле, в деле воспитания должна быть система. В свою очередь, система должна

быть четкой и гибкой, потому что воспитание - это не только воздействие на

воспитанника со стороны воспитателя, но и продуктивное взаимодействие и содействие с

ним.

Воспитательная система должна быть долгосрочной, гибкой, т.е. развиваться. Кроме

того, необходимо ориентироваться на стремительно меняющийся мир, на меняющиеся

ценности. Необходимо вовлекать ребенка в ту систему ценностей, которая сформирована

в обществе.

Конечно, у каждой воспитательной среды есть и свои отличия в воспитательной системе.

Давая основы профессиональных навыков, дополнительное образование ориентировано

прежде всего на профессиональное и социальное воспитание.

Профессиональное воспитание включает формирование следующих составляющих

поведения ребенка:

этика и эстетика выполнения работы и представления результатов;

культура организации своей деятельности;

уважительное отношение к профессиональной деятельности других;

адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и её

результата;

знание и выполнение профессионально - этических норм.

Социальное воспитание включает в себя формирование составляющих

поведения:

1

коллективная ответственность,

умение взаимодействовать с другими членами коллектива,

толерантность,

активность-желание участвовать в общих делах коллектива,

стремление к самореализации социально- адекватным способом,

соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, культуры речи,

культуры внешнего вида).

понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры

(корпоративная ответственность).

Прямое словесное воздействие, как инструмента воспитания, мы, конечно, не исключаем.

Но кроме этого, существует большой спектр методов и способов формирования

воспитательного процесса: социально-культурная работа, гражданско-патриотическая

работа и спортивно-оздоровительная работа, работа с родителями.

Рассмотрим особенности организации воспитательного процесса на примере отдела

техники.

1.

Социально-культурная деятельность

Экскурсии в музеи и выставочные залы, парки, библиотеки, учебные заведения, где

происходит знакомство с историей, архитектурой, культурой, производством, знакомство

детей с интересными людьми и историей своего города, участие в ежегодном

межмузейном конкурсе «Большая Регата».

2.

Гражданско-патриотическая деятельность

Восстановление макета Петропавловской крепости для Музея истории Санкт-Петербурга,

работа над моделями военного транспорта, проведение уроков мужества для детей

творческих объединений не только отдела техники, встречи с тружениками тыла во время

Великой Отечественной войны, блокадниками и ветеранами ВОВ и изготовление им

подарков, посещение памятников времен войны, участие в акции «Белый цветок» 300

белых цветов - помощь больным детям, участие в презентации «Моя малая Родина».

3.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Участие в Днях здоровья, выезд в зубропитомник, участие в футбольных матчах, запусках

воздушных змеев, выезд в «Зеркальный».

Слайд №5

4.

Формирование экологической культуры

Беседы, упражнения, диагностика на учебных занятиях

2

участие в Эколого-благотворительном проекте по сбору пластиковых крышечек

для помощи детям с особенностями развития «Крышечки ДоброТы»

5.

Организация здорового образа жизни:

проведение оздоровительных игр во время проветривания кабинетов,

физкультминуток в игровой форме во время учебных занятий

беседы о гигиене, технике безопасности на занятия,

по предупреждению вредных привычек,

выезды за город,

пешие походы по городу,

выезды на каникулах.

Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного

образования.

Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и

воспитательную систему учреждения, педагог вовлекает родителей в

образовательное пространство. Конечно, при работе с родителями, необходим особый

творческий подход. Это люди взрослые, занятые своими проблемами, со своими

сформировавшимися представлении о жизни и воспитании, Занятость современных

родителей, порой отсутствие интереса к дополнительным занятиям ребёнка, которые

проходят вне школы, приводят к тому, что педагог взаимодействует только с ребёнком.

Формы работы с родителями

Традиционные

o

прием в коллектив, на этом этапе происходит знакомство педагога с

родителями и детьми, появляется эмоциональный контакт

o

родительские собрания, (не только знакомство с программой, но и беседы

на различные темы, например: «Значение режима дня для школьника»,

«Значение личной гигиены», «Значение экологического воспитания в семье»

и открытые занятия, организация выставки для родителей «Моя первая

работа», знакомство с правилами внутреннего распорядка с правами и

обязанностями учащихся

o

индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания

детей, например, «Как стать другом своему ребенку»

o

анкетирование, для выявления удовлетворенности родителей процессом

обучения и выявления особых потребностей;

3

o

благодарственные письма родителям, активно участвующим в жизни

творческих объединений

Нетрадиционные, как дань времени,

o

переписка с родителями в социальных сетях, как современная форма

коммуникации;

o

вовлечение родителей в деятельность объединений и культурно – массовые-

мероприятия,

o

участие в проектной деятельности

o

приглашение родителей для участия в Дне семейного отдыха, на День

снятия блокады,

o

участие в «Большой Регате»,

o

участие в экскурсиях в колледж «Краснодеревец»,

o

проведение мастер-классов для родителей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В заключении хочу сказать, что воспитательная система – это результат

коллективной деятельности. Она создается всеми субъектами воспитания:

педагогами, учащимися, родителями. В комплексе воздействуя на ребенка

воспитательная система и благоприятная воспитательная среда формируют у него

положительные качества, которые помогут устойчиво продвигаться по жизни.

4



В раздел образования