Автор: Андронова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Радуга"
Населённый пункт: г. Советский ХМАО-Югра
Наименование материала: презентация
Тема: «Система работы по формированию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Радуга»
«Система работы по формированию
«Система работы по формированию
графомоторных навыков у детей дошкольного
графомоторных навыков у детей дошкольного
возраста с ТНР».
возраста с ТНР».
Андронова Т. А.,
учитель-логопед
г. Советский,
14.12.2021г.
Цель:
Цель:
развитие графомоторных навыков у детей с ТНР в регулярной
практической деятельности за счет совершенствования у них графических умений,
тонкокоординированных движений пальцев рук.
Новизна
Новизна
программы заключается в систематизации ее по основным
направлениям работы:
– формирование тонкокоординированных движений кистей руки и пальцев рук –
развитие мелкой моторики;
– формирование зрительно-двигательной координации;
– формирование зрительно-пространственной ориентировки (ориентировки в
окружающем пространстве и развитие ориентировки на листе бумаги).
Актуальность
Актуальность
данной программы определяется тем, что у детей с тяжелыми
нарушениями речи (ТНР) важно развивать механизмы, необходимые для
овладения деятельностью, которая связана с графомоторными навыками.
Задачи:
Задачи:
сформировать умение соблюдать гигиенические правила письма
(положение корпуса, руки, тетради, карандаша);
учить обводить и штриховать используя разные виды штриховки в
одном рисунке;
совершенствовать первоначальные графические навыки ориентировки
на листе бумаги;
повышение умственной работоспособности, синхронизации работы
глаз и рук (база для овладения графо-моторными навыками);
развитие графо-моторных навыков, плавности, точности,
скоординированности, укрепляя мышцы руки и пальцев;
учить детей работать в тетрадях в мелкую клетку, с опорой на клетки
создавать контуры более сложных предметов;
развитие внимания, памяти, логического мышления,
воображения, пространственных представлений,
развитие произвольной сферы.
Графо-моторный навык
Графо-моторный навык – это определенное положение и движения пишущей
руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры,
соединять точки, правильно удерживать пишущий
предмет.
Графо-моторные навыки включают задачи:
Формирование мелкой мускулатуры
пальцев (упражнения на развитие силы
пальцев и быстроты их движений).
Развитие зрительного анализа и синтеза
(упражнения на определение правых и левых
частей тела, задания на ориентировку в
пространстве по отношению к предметам,
игры с условиями по выбору нужных направлений).
Обучение рисованию (задания по штриховке по контуру,
обводки, срисовывание геометрических фигур, зарисовку
деталей, дорисовывание незаконченных рисунков,
упражнения в дорисовывании, задания на
воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти).
Графический навык
Графический навык – это элементарные действия руки, когда с помощью
карандаша или ручки наносятся определенные рисунки, которые в дальнейшем
помогут овладеть навыками письма.
Задачи графического навыка входят:
Задачи графического навыка входят:
Зрительное восприятие заданного материала.
Внимание, способность не отвлекаться на посторонние предметы
и действия.
Правильное удерживание карандаша или ручки.
Соответствующий нажим карандаша или ручки
Точность в обведении линий (штриховка).
Двигательные навыки.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение
тонких координированных движений руки
Прежде всего – развивать и усовершенствовать графические навыки, которые включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев. Необходимы упражнения, которые бы развивали двигательные способности пальцев, увеличивали их силу и выносливость.
3.Графический рисунок. Как правило, задание выполняется в специальных
тетрадках-прописях. Детям предлагается обводить по контуру, штриховать,
дорисовывать, дополнять рисунок графическими элементами.
2. Зрительный анализ. Ребенок должен ориентироваться в пространстве,
различать понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз».
4. Графические символы. Необходимы знания элементарных геометрических
фигур.
1 этап обучения включает пять серий заданий.
Детям предлагаются образцы линий, данные пунктиром, для формирования и
закрепления умения правильно пользоваться пишущими предметами (мелками,
фломастерами, карандашами) и совершать графическое действие совместно со
взрослыми ли по показу.
2. Этап включает в себя четыре серии заданий.
В графических заданиях этого этапа все упражнения направлены на
формирование зрительно двигательной координации, умения ориентироваться
‐
на листе бумаги формата А4 и работать по показу.
4 этап включает четыре серии заданий, которые формируют поисковые
ориентировочные действия, закрепляют умение ориентироваться на указатель
‐
стрелку, проводить линию по центру дорожки. Также на этом этапе уделяется
внимание формированию целостного образа графических изображений, умения
работать по показу.
5 этап включает пять серий графических заданий, закрепляющих следующие
умения: ориентироваться как на строке (широкой, узкой), так и в широкой
клетке; работать по показу и образцу (копировать графические ряды,
представленные простыми линиями, геометрическими фигурами, элементами
букв); завершать начатое графическое действие.
Ожидаемые результаты реализации программы:
В
результате прохождения программного материала воспитанник знает
понятия:
• вправо, влево, вверх, вниз, над, под, справа налево, слева направо,
сверху вниз, снизу вверх;
• прямая, волнистая и пунктирная линии;
• вертикальная и горизонтальная, диагональная штриховка с наклоном
линий умеет:
• ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
• правильно держать карандаш, ручку;
• раскрашивать предметы в пределах контура;
• раскрашивать с ослаблением и усилением нажима на карандаш;
• рисовать по образцу на листе бумаги в клетку, по точкам, на свободном
листе;
• выполнять различные виды штриховки;
• выполнять графические диктанты; работать с трафаретами ;
• писать цифры от 0 до 10, печатать буквы.