Автор: Жернова Елена Александровна
Должность: Учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6 им. Сирина Н.И."
Населённый пункт: г. Ханты- Мансийск
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности "Шахматы"
Раздел: дополнительное образование
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
спортивной направленности
"Шахматы"
Возраст обучающихся: 7-12 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Жернова Елена Александровна, учитель
физической культуры
г. Ханты-Мансийск, 2021 г.
Планируемые результаты
освоения учебного курса
Личностные результаты:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального
российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
Метапредметные результаты:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее
осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие
человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как
факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка,
оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в
соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
-развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления
поведением.
К концу учебного года дети должны знать:
-обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
-ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
-шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход,
взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
-правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
-записывать шахматную партию;
-матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
-проводить элементарные комбинации.
-ориентироваться на шахматной доске;
-играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
-правильно помещать шахматную доску между партнерами;
-правильно расставлять фигуры перед игрой;
-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
-рокировать;
-объявлять шах;
-ставить мат;
-решать элементарные задачи на мат в один ход
№
п/п
Название раздела,
темы
Количество часов
Формы аттестации/контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Краткая история шахмат.
Шахматная доска
2
В процессе
практическ
их занятий
2
Выполнении диагностических заданий и
упражнений, с помощью тестов
2.
Шахматные фигуры
12
-
12
Фронтальный и индивидуальный опрос
3.
Начальная расстановка фигур
2
-
2
Фронтальный и индивидуальный опрос, решение
шахматных задач
4.
Ходы и взятие фигур
3
-
3
Фронтальный и индивидуальный опрос
5.
Цель шахматной партии
4
-
4
Выполнении диагностических заданий и
упражнений, с помощью тестов
6.
Игра всеми фигурами из начального
положения
8
-
8
Соревновательная игра
7.
Шахматная нотация
3
-
3
Дидактические игры и задания, соревновательная
игра
8.
Ценность шахматных фигур
13
-
13
Выполнении диагностических заданий и
упражнений, с помощью тестов
Фронтальный и индивидуальный опрос
9.
Техника матования одинокого короля
3
-
3
Выполнении диагностических заданий и
упражнений, с помощью тестов
Фронтальный и индивидуальный опрос
10.
Достижение мата без жертвы
материала
3
-
3
Дидактические игры и задания
11.
Шахматная комбинация
15
-
15
Выполнении диагностических заданий и
упражнений, с помощью тестов
Фронтальный и индивидуальный опрос
Содержание учебного курса
1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по
шахматам. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной
позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные
и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая
функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто
побьет все фигуры противника.
"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по
фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не
перепрыгивая их.
"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на
поля, находящиеся под ударом черных фигур.
"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы
белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски.
"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на
определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.
"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.
"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.
"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все
фигуры противника.
5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход
учителя ученик отвечает двумя своими ходами. 1
7. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация.
Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Дидактические игры и задания
“Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники
называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны?
Ферзевые ладьи?” И т. п.
“Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).
“Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).
“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле.
Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.
8. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы
защиты.
Дидактические игры и задания
“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”
“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие
наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь
материального перевеса.
“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.
9. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ. Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против
короля. Король и ладья против короля.
Дидактические, игры и задания -
“Шах или мат”. Шах или мат черному королю?
“Мат или пат”. Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
“Мат в один ход”. Требуется объявить мат в один ход черному королю.
“На крайнюю линию”. Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.
“В угол”. Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти королем на угловое поле.
“Ограниченный король”. Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.
10. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА. Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле
(начале, середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания
“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
11. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ. Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых
комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения
защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации
на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Дидактические игры и задания
“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую
комбинацию и добиться материального перевеса.
№
п\п
Месяц
Число
Время провед-я
занятия
Форма
занятия
Кол-во
часов
Тема занятия
Место
проведения
Форма контроля
1
Групповое
1
История шахмат.
Спорт. зал
Фронтальный и индивидуальный опрос
2
Групповое
1
Шахматная доска.
Фигуры.
Спорт. зал
Фронтальный и индивидуальный опрос
3
Групповое
1
Ход ферзя. Ход короля.
Ладьи.
Спорт. зал
Решение шахматных задач
4
Групповое
1
Ход слона. Ход коня.
Ход пешки.
Спорт. зал
Решение шахматных задач
5
Групповое
1
Начальное положение.
Дидактические игры.
Спорт. зал
Решение шахматных задач
6
Групповое
1
Упражнения на
закрепление материала.
Спорт. зал
Тестирование
7
Групповое
1
Рокировка.
Спорт. зал
Решение шахматных задач
8
Групповое
1
Рокировка.
Спорт. зал
Решение шахматных задач
9
Групповое
1
Ценность фигур. Ладья.
Слон.
Спорт. зал
Решение шахматных задач
10
Групповое
1
Ладья против слона
Спорт. зал
Решение шахматных задач
11
Групповое
1
Ферзь
Спорт. зал
Решение шахматных задач
12
Групповое
1
Ферзь
Спорт. зал
Решение шахматных задач
13
Групповое
1
Ферзь против ладьи и
слона
Спорт. зал
Решение шахматных задач
14
Групповое
1
Конь
Спорт. зал
Решение шахматных задач
15
Групповое
1
Конь
Спорт. зал
Решение шахматных задач
16
Групповое
1
Конь против ферзя,
ладьи
Спорт. зал
Решение шахматных задач
17
Групповое
1
Пешка
Спорт. зал
Решение шахматных задач
18
Групповое
1
Пешка
Спорт. зал
Решение шахматных задач
19
Групповое
1
Пешка против ферзя,
ладьи, коня, слона
Спорт. зал
Решение шахматных задач
20
Групповое
1
Король
Спорт. зал
Решение шахматных задач
21
Групповое
1
Король против своих
фигур
Спорт. зал
Решение шахматных задач
22
Групповое
1
Атака на короля
Спорт. зал
Решение шахматных задач
23
Групповое
1
Шах
Спорт. зал
Решение шахматных задач
24
Групповое
1
Шах
Спорт. зал
Решение шахматных задач
25
Групповое
1
Детский мат
Спорт. зал
Решение шахматных задач
26
Групповое
1
Мат
Спорт. зал
Решение шахматных задач
27
Групповое
1
Мат
Спорт. зал
Решение шахматных задач
28
Групповое
1
Мат
Спорт. зал
Решение шахматных задач
29
Групповое
1
Ничья, пат
Спорт. зал
Решение шахматных задач
30
Групповое
1
Правило квадрат
Спорт. зал
Решение шахматных задач
31
Групповое
1
Дебют. Миттельшпиль.
Эндшпиль.
Спорт. зал
Решение шахматных задач
32
Групповое
1
Шахматная партия
Спорт. зал
Решение шахматных задач
33
Групповое
1
Шахматная партия
Спорт. зал
Решение шахматных задач
34
Групповое
1
Шахматная партия
Спорт. зал
Решение шахматных задач
35
Групповое
1
Повторение пройденного
материала
Спорт. зал
Фронтальный и индивидуальный опрос
36
Групповое
1
Повторение пройденного
материала
Спорт. зал
Фронтальный и индивидуальный опрос
37
Групповое
1
Шахматная нотация
Спорт. зал
Решение шахматных задач
38
Групповое
1
Шахматная нотация
Спорт. зал
Решение шахматных задач
39
Групповое
1
Шахматная нотация.
Спорт. зал
Тестирование
40
Групповое
1
Ценность шахматных
фигур
Спорт. зал
Решение шахматных задач
41
Групповое
1
Ценность шахматных
фигур
Спорт. зал
Решение шахматных задач
42
Групповое
1
Ценность шахматных
фигур
Спорт. зал
Решение шахматных задач
43
Групповое
1
Ценность шахматных
фигур
Спорт. зал
Решение шахматных задач
44
Групповое
1
Техника матования
одинокого короля
Спорт. зал
Решение шахматных задач
45
Групповое
1
Техника матования
одинокого короля
Спорт. зал
Решение шахматных задач
46
Групповое
1
Техника матования
одинокого короля
Спорт. зал
Решение шахматных задач
47
Групповое
1
Техника матования
одинокого короля
Спорт. зал
Решение шахматных задач
48
Групповое
1
Достижение мата без
жертвы материала
Спорт. зал
Решение шахматных задач
49
Групповое
1
Достижение мата без
жертвы материала
Спорт. зал
Решение шахматных задач
50
Групповое
1
Достижение мата без
жертвы материала
Спорт. зал
Решение шахматных задач
51
Групповое
1
Шахматная комбинация
Спорт. зал
Решение шахматных задач
52
Групповое
1
Шахматная комбинация
Спорт. зал
Решение шахматных задач
53
Групповое
1
Шахматная комбинация
Спорт. зал
Решение шахматных задач
54
Групповое
1
Шахматная комбинация
Спорт. зал
Решение шахматных задач
55
Групповое
1
Шахматная комбинация
Спорт. зал
Решение шахматных задач
56
Групповое
1
Шахматная комбинация
Спорт. зал
Решение шахматных задач
57
Групповое
1
Шахматная комбинация
Спорт. зал
Решение шахматных задач
58
Групповое
1
Шахматная комбинация
Спорт. зал
Решение шахматных задач
59
Групповое
1
Шахматная комбинация
Спорт. зал
Решение шахматных задач
60
Групповое
1
Шахматная комбинация
Спорт. зал
Решение шахматных задач
61
Групповое
1
Шахматная комбинация
Спорт. зал
Решение шахматных задач
62
Групповое
1
Шахматная комбинация
Спорт. зал
Решение шахматных задач
63
Групповое
1
Шахматная комбинация
Спорт. зал
Решение шахматных задач
64
Групповое
1
Шахматная комбинация
Спорт. зал
Решение шахматных задач
65
Групповое
1
Шахматная комбинация
Спорт. зал
Решение шахматных задач
66
Групповое
1
Повторение пройденного
материала
Спорт. зал
Тестирование
67
Групповое
1
Шахматная партия
Спорт. зал
Опрос
68
Групповое
1
Шахматная партия
Спорт. зал
Опрос