Автор: Куранова Лидия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 детский сад "Золотой петушок"
Населённый пункт: посёлок Безенчук, Самарская область
Наименование материала: Статья: "Из опыта работы"
Тема: "Роль театральной деятельности в развитии речи детей".
Раздел: дошкольное образование
Роль театральной деятельности
в развитии речи детей.
Автор: Куранова Лидия Сергеевна
Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет
решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования
выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-
эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств,
переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному
богатству. В результате ребёнок
познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;
познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения,
неуверенности в себе.
В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки,
чуда, ощущения беззаботного детства.
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов
и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности –
пением, движением под музыку, слушанием и т.д.
Работу по театрализованной деятельности я начала с младшей группы, где
дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли
мне в работе по безболезненной адаптации детей. Я обыгрывала любую
игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его
игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка,
радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу,
побуждало к общению со мной и с детьми.
Учила разыгрывать песенки «Петушок, петушок» колыбельные с куклами,
потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка»
Учу разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя
игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить
детей к активному участию в театрализованных играх. Это позволяет научить
детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их
сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)
Обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках
«Колобок», «Теремок». Учу Эмоционально проговаривать фразы, чётко
произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер,
шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной
интонацией, развивают речевое дыхание.
После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного
животного.
Учу детей выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу
голоса. ( «Са-са-са, к нам летит оса» - с разной силой голоса. – тихо, громче,
громко. Также меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно,
восторженно и т.п.
Расширяется словарный запас детей.
В средней группе большое внимание уделяю выразительности речи.
Закрепляется умение детей сочетать речь с движением
Для театрализации использую сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха»,
«Айболит», Федорино горе и др. Маршака «Сказка о глупом мышонке»,
«Перчатки». Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок»,
«Колобок». Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи
«Дождик - дождик» и т.д.
В группе мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие
виды театра:
пальчиковый театр;
театр би-ба-бо;
настольный театр;
плоскостной театр;
платковый театр.
театр ряженых;
театральные шапочки.
Все эти театры находятся в доступном для детей месте.
Платковый театр я использую в разные режимные моменты (умывание,
непосредственно образовательная деятельность, гимнастика после сна,
подвижные игры, приём пищи и т.д.)
В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать
разные сценки.
В своей работе по театрализованной деятельности я привлекаю родителей,
которые помогают изготовить костюмы и атрибуты. Часто при
инсценировании какой либо сказки предлагаю родителям принять участие.
В беседах с родителями рекомендую посещать с ребёнком различные
театральные спектакли, которые способствуют расширению кругозора
ребёнка, обогащают внутренний мир, а главное, учат членов семьи
взаимопониманию.
Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только
пополнению знаний, умений а и является средством формирования речи,
личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных
ситуациях.
Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается
новыми словами.
Моё стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна
быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть
красочной и выражать мысли ребёнка.
Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии,
воображения, всех видов памяти и детского творчества ( художественно-
речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического. Она вводит
детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и
познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности,
развивает речь и, что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в
обществе.
Работа по театрализованной деятельности будет и дальше проводиться.
Планирую пополнить театральный уголок. А именно платковый театр
новыми куклами персонажами. Также изготовить театр на лопатках,
который, я думаю, детям тоже будет интересен. В изготовление нового вида
театра буду привлекать родителей, с которыми уже беседовала на эту тему и
они обещали помочь.
Основная трудность в театрализации это слабое развитие речи детей,
нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят,
не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают.
Рекомендую родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях
пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.
Хотелось бы обмениваться опытом и видами театра с другими
воспитателями, что - то взять для себя в изготовлении нового вида театра
За последний год в окружном конкурсе «Инновационный подход к созданию
предметно-развивающей среды в ДОУ» в номинации «Коммуникация и
чтение художественной литературы» заняли 2 призовое место. В окружном
конкурсе «Арт-валенки и рукавички» Работа «Семейка» явилась лауреатом
конкурса.
В следующем учебном году планирую провести конкурс «Лучшая семейная
игрушка» среди родителей.