Напоминание

"Роль театральной деятельности в развитии речи детей".


Автор: Куранова Лидия Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №2 детский сад "Золотой петушок"
Населённый пункт: посёлок Безенчук, Самарская область
Наименование материала: Статья: "Из опыта работы"
Тема: "Роль театральной деятельности в развитии речи детей".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль театральной деятельности

в развитии речи детей.

Автор: Куранова Лидия Сергеевна

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет

решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования

выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-

эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств,

переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному

богатству. В результате ребёнок

познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;

познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения,

неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки,

чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов

и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности –

пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Работу по театрализованной деятельности я начала с младшей группы, где

дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли

мне в работе по безболезненной адаптации детей. Я обыгрывала любую

игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его

игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка,

радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу,

побуждало к общению со мной и с детьми.

Учила разыгрывать песенки «Петушок, петушок» колыбельные с куклами,

потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка»

Учу разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя

игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить

детей к активному участию в театрализованных играх. Это позволяет научить

детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их

сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)

Обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках

«Колобок», «Теремок». Учу Эмоционально проговаривать фразы, чётко

произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер,

шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной

интонацией, развивают речевое дыхание.

После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного

животного.

Учу детей выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу

голоса. ( «Са-са-са, к нам летит оса» - с разной силой голоса. – тихо, громче,

громко. Также меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно,

восторженно и т.п.

Расширяется словарный запас детей.

В средней группе большое внимание уделяю выразительности речи.

Закрепляется умение детей сочетать речь с движением

Для театрализации использую сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха»,

«Айболит», Федорино горе и др. Маршака «Сказка о глупом мышонке»,

«Перчатки». Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок»,

«Колобок». Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи

«Дождик - дождик» и т.д.

В группе мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие

виды театра:

пальчиковый театр;

театр би-ба-бо;

настольный театр;

плоскостной театр;

платковый театр.

театр ряженых;

театральные шапочки.

Все эти театры находятся в доступном для детей месте.

Платковый театр я использую в разные режимные моменты (умывание,

непосредственно образовательная деятельность, гимнастика после сна,

подвижные игры, приём пищи и т.д.)

В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать

разные сценки.

В своей работе по театрализованной деятельности я привлекаю родителей,

которые помогают изготовить костюмы и атрибуты. Часто при

инсценировании какой либо сказки предлагаю родителям принять участие.

В беседах с родителями рекомендую посещать с ребёнком различные

театральные спектакли, которые способствуют расширению кругозора

ребёнка, обогащают внутренний мир, а главное, учат членов семьи

взаимопониманию.

Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только

пополнению знаний, умений а и является средством формирования речи,

личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных

ситуациях.

Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается

новыми словами.

Моё стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна

быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть

красочной и выражать мысли ребёнка.

Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии,

воображения, всех видов памяти и детского творчества ( художественно-

речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического. Она вводит

детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и

познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности,

развивает речь и, что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в

обществе.

Работа по театрализованной деятельности будет и дальше проводиться.

Планирую пополнить театральный уголок. А именно платковый театр

новыми куклами персонажами. Также изготовить театр на лопатках,

который, я думаю, детям тоже будет интересен. В изготовление нового вида

театра буду привлекать родителей, с которыми уже беседовала на эту тему и

они обещали помочь.

Основная трудность в театрализации это слабое развитие речи детей,

нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят,

не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают.

Рекомендую родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях

пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.

Хотелось бы обмениваться опытом и видами театра с другими

воспитателями, что - то взять для себя в изготовлении нового вида театра

За последний год в окружном конкурсе «Инновационный подход к созданию

предметно-развивающей среды в ДОУ» в номинации «Коммуникация и

чтение художественной литературы» заняли 2 призовое место. В окружном

конкурсе «Арт-валенки и рукавички» Работа «Семейка» явилась лауреатом

конкурса.

В следующем учебном году планирую провести конкурс «Лучшая семейная

игрушка» среди родителей.



В раздел образования