Напоминание

"Работа над звукоизвлеченим на начальном этапе обученя"


Автор: Чистоедов Айсен Денисович
Должность: преподаватель по классу классической гитары
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ ГО "Жатай"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над звукоизвлеченим на начальном этапе обученя"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения

В настоящее время практически отсутствует литература, посвященная

методике обучения игре на классической гитаре в первый год обучения.

Существующие «Школы игры...» и «Самоучители» недостаточно подробно

освещают именно этот этап. Зачастую отсутствует вовсе (или описана

поверхностно) постановка игрового аппарата. В современных изданиях также

практически не упоминается специфика гитарной аппликатуры, методика

«контактного» звукоизвлечения и «техника глушения баса», метод игры с

«готовых» пальцев и т. п., хотя подобная исполнительская техника

используется во всем мире и не вызывает сомнений в своей эффективности.

Начальный этап обучения на любом инструменте включает «донотный»

и «нотный» периоды.

Первый – игровой по своему характеру, в основном используется на

занятиях с детьми дошкольного возраста. «Нотный» период включает в себя

объяснение преподавателем записи звучания открытых струн, размера и т. п.

Однако именно в этот момент, когда ребенок получил первые теоретические

знания, творческое и игровое начала должны доминировать на уроке.

Варианты ведения урока могут быть следующие:

«я педагог» - ученик в роли педагога: он рассказывает, показывает и

объясняет, что и как надо делать;

«я юный исполнитель» - урок-концерт, на котором ученик исполняет

ряд несложных пьес или упражнений;

«я юный композитор» - звучат пьесы или упражнения собственного

сочинения;

«я исполнитель в ансамбле» - ученик и педагог играют вместе.

Дети довольно быстро запоминают «имя» струны и находят эту ноту по

записи и на инструменте, соблюдают длительность. Дома и на уроке они

продолжают сочинять свои пьесы, пытаются записывать, увлекаясь этой

работой, им не скучно, а самое главное, у преподавателя есть возможность

корректировать игровые движения учащихся.

Когда ученик освоил движение пальцем р, сразу должны быть даны

простейшие задания, направленные на усвоение навыков звукоизвлечения

пальцем р. Артикуляция баса – это работа, требующая постоянного

внимания, являющаяся проблемной в исполнительстве на классической

гитаре. Данный навык нужно формировать уже на самом раннем этапе

обучения.

Параллельно с работой над звукоизвлечением пальца

p,

учащийся

осваивает применение пальцев i, m, a. Прежде чем приступить к этой работе,

необходимо объяснить учащемуся, как палец касается струны и в какую

сторону ее направляет. Щипок пальцами i,

т,

а

для детей возможно

правильнее будет назвать «толчком», т. к. палец как бы толкает, нажимает на

струну. При этом палец p лучше держать с опорой на вышестоящей струне,

что бы избежать «подпрыгивания» кисти или проваливания запястья. Если

ученик к этому моменту освоил запись длительностей и открытых струн, то

эти упражнения нужно записать со всеми соответствующими обозначениями.

Необходимыми двигательными ощущениями являются, так называемые,

«контактная игра» и «игра с опережением». Звукоизвлечение с замахом

перед струной нежелательно. Ведь звук появляется только после того, как

палец нашел струну, т. е. подготовился, «толкнул» ее и вернулся опять на

струну или передал эстафету другому пальцу. Автор называет этот прием

«ловушкой», дети быстро понимают, что надо «поймать» струну пальцем.

Ученики лучше усваивают принцип подготовленной контактной игры на

простейших арпеджио. После приобретения этого навыка сначала на

одиночных звуках, а затем в арпеджио, ученик без особых затруднений

переходит

к

следующему

этапу

работы

над

звукоизвлечением

двухголосию, которое лучше начинать осваивать с положения пальцев через

струну: 3 и 1 струна; 4 и 2 струна; 6 и 4 струна.

Следующим этапом будет знакомство с такими аккордами, когда пальцы i, m,

а извлекают звук одновременно. Так же, как в двухголосии и арпеджио,

основным здесь является приготовление пальцев. Только потом можно

добавить палец a, исполняя аккорды четырьмя пальцами. Ученик должен

осознанно играть аккорды, выполняя подготовку пальцев, научиться ставить

на струны все пальцы, и играть по очереди. Когда этот этап звукоизвлечения

освоен, игра четырехзвучных аккордов не будет представлять трудности для

учащегося.



В раздел образования