Автор: Сергеева Анна Григорьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБОУ "Соловьевская СОШ им.П.М. Васильева"
Населённый пункт: с.Мырыла Чурапчинского улуса РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: "Музыка и дети"
Раздел: дошкольное образование
„Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания
невозможно полноценное умственное развитие.“
Василий Александрович Сухомлинский
Сергеева
Анна
Григорьевна,
музыкальный
руководитель
МБОУ
"Соловьевская СОШ им.П.М. Васильева"
Первые ступеньки приобщения к музыке ребенок проходит в семье. Дети
встречаются в быту с пением взрослых, с игрой на музыкальных
инструментах, они слышат музыку из различных бытовых аудио и видео
устройств.
Есть люди, которые думают, что учить музыке нужно только детей
талантливых. Но ведь обучая грамоте. Мы вовсе не ждем. Что все дети
станут писателями. К тому же. Что бы понять. Одарен ребенок или нет,
нужно помочь ему выявить одаренность. Для этого нужно уделять больше
внимания развитию задатков всех детей.
В семье, где понимают, что музыка- не только развлечение на вечеринке, не
только аккомпанемент для танцев, что музыка воспитывает чувства,
вызывает
радость,
дает
утешение,
в
такой
семье
легче
воспитать
музыкальный вкус ребенка.
Чудесным источником художественных переживаний, средством воспитания
чувства красоты служит народная музыка. Путь от песни (самого доступного
вида музыкального искусства) к более сложным формам-правильный путь
подготовки к восприятию серьезной музыки. Хорошо, если дома есть записи
русских народных песен, лучше в исполнении детских и взрослых хоровых
коллективов.
Важно не только учить детей правильно петь, играть на каком-либо
музыкальном инструменте, но и слушать настоящую музыку, знакомить
воспитанников с произведениями великих композиторов. Делать это нужно
постепенно, осторожно, что бы не вызвать реакцию отторжения.
Приучайте детей внимательно, не отвлекаясь, слушать музыку , используя
различные
технические
средства
(компьютер,
ДВД
проигрыватель,
телевизор, радио и т.д.).Следите за качеством проигрываемой мелодии!
Классическая музыка должна воспроизводится на аппаратуре с хорошими
звуковоспроизводящими параметрами. Для детей дошкольного возраста
имеется
множество
произведений,
рисующих
картины
природы,
определенное время года, передающих яркие характеры. Что бы ребенок
лучше осознавал эмоциональное и событийное наполнение произведения,
нужно дать ему высказаться о прослушанной музыке. Ребенок может
уточнить название знакомых музыкальных инструментов, установить связь
между инструментом и характером музыки (барабан- ритмичная веселая
музыка, скрипка- музыка грустная, лиричная, печальная и т.д). Дети
старшего дошкольного возраста могут называть имена композиторов, чью
музыку
они
слушают
(Глинка,
Чайковский),
названия
любимых
произведений, жанры музыки (марш, полька, колыбельная). Полезно давать
для
прослушивания
«Картинки
с
выставки»
Мусоргского,
«Детский
альбом» , «Времена года» отрывки из «Щелкунчика» П.И, Чайковского,
отрывки из опер «Садко», «Снегурочка» Римского-Корсакова. В этих
музыкальных произведениях можно услышать «голоса» инструментов,
тембровое и динамическое богатство красок.
Эти небольшие сведения уточняют имеющиеся представления. Приближают
к музыке, её осознанию.
От восприятия произведения в целом следует перейти к осознанию
отдельных элементов музыкальной речи. Обратить внимание детей на
значение музыкальных темпов, на силу звука, на выразительное значение
динамических оттенков. Беседу с детьми следует строить на основе
сравнения и сопоставления музыкальных произведений.
Постепенно мы обогатим детей музыкальными впечатлениями, выработаем
умение
осознанно
и
эмоционально
воспринимать
музыкальные
произведения.