Автор: Белик Светлана Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Малиновка"
Населённый пункт: пгт Мурыгино Юрьянского района Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Как дети ЗИМУ спасали!»
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
« Как дети ЗИМУ спасали!»
Интеграция ОО: Речевое, социально-коммуникативное, познавательное,
физическое развитие.
Цель: Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Задачи:
Речевое развитие:
1. Закреплять знания об особенностях гласных и согласных звуков,
упражнять в дифференциации по твердости и мягкости, закреплять умение
детей делать слоговой и звуковой анализ слов.
2. Упражнять в составлении предложения по заданному слову. Закреплять
умение составлять схему предложения.
3. Совершенствовать умение разгадывать ребусы, читать зашифрованные
слова по первым звукам картинок.
Социально-коммуникативное
развитие
:
Развивать у детей умение взаимодействовать с взрослым и со сверстниками,
творческую активность, саморегулировать собственные действия.
Продолжать формировать эмоциональную отзывчивость, чувство
сопереживания ближним.
Познавательное развитие:
Развивать у детей познавательную мотивацию, любознательность.
Формировать умение выполнять познавательные действия.
Физическое развитие: обеспечить двигательную активность детей и
предупредить их утомляемость в процессе ООД посредством физ. минутки и
двигательной активности.
Методы и приемы:
Словесный - беседа, словесные игры.
Наглядный - показ картинок, рассматривание игровых персонажей, показ
способа действия. Практический - дидактические игры, упражнения, игровой
метод, моделирование.
Оборудование:
3 Звуковичка - картинки слов, начинающихся на гласный, мягкий и твёрдый
согласный (по 2).
Слоговой домик и картинки к нему на определение количества слогов в
слове (по 2).
Цветные полоски из картона для составления схем предложения.
Буквы - З, А, И, М
Предварительная работа:
Обучение детей слоговому, звуковому анализу слов, умению составлять
предложения и схем к ним.
Ход:
I. Организационный момент.
Выход:
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И занятие начнем!
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями (дети здороваются)
-Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы
научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
- И мы, сначала, повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Чётко, чётко говорим
Никуда мы не спешим!
А говорить чётко нам помогают наши пальчики. Давайте сделаем
пальчиковую гимнастику:
Прилетайте птички
Сала дам синичке,
Приготовлю крошки,
Хлебушка немножко,
Эти крошки - воробьям
Эти крошки - голубям,
Галки да вороны
Ешьте макароны.
Загадка
Верещунья, белобока, а зовут ее сорока!
Мотивация к деятельности:
Письмо от лесных жителей
Воспитатель: - Ну что, поможем лесным жителям?
- Значит надо поспешить, чтобы успеть выполнить все задания.
А нас уже кто-то встречает.
Это же Звуковички (на мольберт 3 Звуковичка).
Беседа с детьми о звуках:
Они решили устроить нам небольшие испытания. Слушайте
внимательно вопрос:
- Что мы слышим и произносим? (слышим и произносим мы звуки).
- Какие звуки вы знаете? (гласные - можно петь, согласные - петь нельзя)
А что обозначает цвет наших Звуковичков?
(красный Звуковичок обозначает гласный звук.
Синий - обозначает твердый согласный звук.
Зеленый - обозначает мягкий согласный звук.).
Но что-то Звуковички грустные. Оказывается, здесь уже побывала злая
ведьма, и разбросала все картинки и теперь Звуковички не могут их
разложить по местам. Давайте им поможем.
Задание - " Разложи картинки": Если слово на картинке начинается на мягкий
согласный звук, то мы положим эту картинку кому? (зелёному Звуковичку.)
Если слово начинается на твердый согласный звук, то эта картинка
отправится синему, на гласный к красному. Дети раскладывают картинки.
Лиса, волк, заяц, олень, еж, медведь
Ребята, мы знаем не только звуки, но и буквы, а что же такое буквы?
Оля: Буквы - это знаки, которыми можно записать звук
Воспитатель Правильно, буква обозначает звук, который мы с вами
произносим.
Достаем из конверта буквы
Чтобы узнать какую букву нам взять отгадаем загадку:
Эта буква - начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко. (А)
Задание на обороте буквы: Составить волшебную звуковую цепочку.
Игра с мячом " Назови слово на последний звук"
Следующая загадка:
Палочка и палочка
Между ними галочка
И понятно сразу всем
Получилась буква ( М)
Задание - «Путаница»:
А сейчас с вами хотят поиграть звуки-озорники. Они очень любят
передвигаться с одного места на другое. Вам нужно будет вернуть
перепутавшиеся звуки на места и назвать слова правильно.
Серый вол, голодный, злой,
Бродит по лесу зимой.
(Вол - волк)
Стол высокий, метра три,
Крепко держит фонари.
(Стол – столб)
Землю роет старый кот,
Под землёю он живёт.
(Кот - крот)
Шар на шею повязал
И ангину не поймал.
(Шар - шарф)
Лень с ветвистыми рогами
Мчит на встречу мне и маме.
(Лень - олень)
Рыбки в лодочке сидят,
К поплавку прикован взгляд.
(Рыбки - рыбаки)
Город наш нам каждый год
Урожай большой даёт.
(Город - огород)
Час уже томится в печке
Каша вкусная из речки.
(Речка - гречка)
Бобы - речные плотники,
Зубастые работники.
(Бобы-Бобры)
На Иване папа спит,
И тихонечко храпит
(Иван-диван)
Молодцы! И с этим заданием справились хорошо.
Следующая загадка о букве:
Зонтик, зеркало, замок
Звук терзает язычок,
Буква общая одна,
Отгадайте-ка, друзья (З)
Задание - Деление слов по слогам:
На столе у вас лежат домики для слов. Все слова живут в своих домиках, на
своих этажах. Но, Злая колдунья все перепутала. Помогите, ребята,
расселить слова в слоговом домике. Если в слове 1 слог, оно живёт на первом
этаже, 2 - на втором, 3. ,4. Работу выполняете в парах.
(Дети расставляют картинки).
Повторить способы деления слов на слоги вспомнить правило, Сколько в
слове гласных, столько и слогов.
Загадка:
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок (И)
(несколько картинок по которым составим предложение, рыба)
-А теперь следующее задание. Нас просят составить предложения по
картинкам - (дети произносят свои предложения).
- А с какой буквы всегда начинается предложение? (предложение всегда
начинается с большой заглавной буквы).
- А что мы ставим в конце предложения? (в конце предложения ставится
точка)
- Ребята, а можно ли составить схему предложения?
-Давайте для этого мы пройдём за столы.
- Составим и запишем схему предложения – Рыба плавает в реке.
У вас на столах лежат полоски картона. Вы работаете в парах, составляете
схему этого предложения, а у доски будет работать.
Назовите 1 слово в предложении, назовите 4 слово,2,3
-Ребята, послушайте предложение ещё раз и назовите слово, в котором
есть буква «ы».
Дети: Это слово «рыба».
-
Звуковой анализ слова
:
Правильно. Давайте сделаем звуковой анализ этого слова. У вас на столах
звуковые фишки, карточки, которые помогут вам его выполнить.
(один ребёнок работает у доски, показывает звук Р, ставит синюю фишку,
выделяет звук Ы и называет его. После этого воспитатель говорит, что
звук Ы обозначается буквой Ы и показывает ее детям, дети
рассматривают букву и ставят ее после синей фишки воспитатель
объясняет, буква Ы, ставится после твердых согласных и придает им
твердость).
И еще одна игра (выходят 4 детей, воспитатель раздает буквы и фишки слово
РЫБА, просит построится в таком порядке:
1.1й согл, 2 гл,.1гл,2 согл.
2 . 2звук в слове, 4звукв слове,1, 3 молодцы!
А сейчас разберем самостоятельно слово шар.
Как сделать из слова шар – слово шары,
в слове шары какой звук всегда твердый согл, звук Ш
Воспитатель: Молодцы задание выполнили, получаем последнюю
расколдованную букву И
Ну что ребята, мы почти у цели, буквы закончились, попробуем разгадать
слово, соберем его из всех букв, которые нам помогли
(выкладывают на доске слово ЗИМА.)
Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если не будет зимы?
Ответы детей (не сможем покататься на коньках, лыжах, ледянках с горки и
т.д.)
Какие мы молодцы, что спасли ЗИМУ и выяснили, что именно ее хотела
украсть злая колдунья, а сейчас возьмем карандаш и напишем на листочке
слово зима, потом сложим лист бумаги пополам и еще раз пополам, сейчас
выйдя на прогулку, мы положим наши письма в кормушку, и птицы
передадут их лесным жителям
Теперь лесные жители смогут помешать планам злой колдуньи, а ЗИМА
останется с нами на целых 3 месяца, а все благодаря вам, ребята!
Обобщающая беседа