Автор: Мязина Наталья Иосифовна
Должность: учитель технологии, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ "Гимназия №39"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие педагога и ребенка в ходе реализации исследовательского проекта"
Раздел: среднее образование
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И РЕБЕНКА
В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Мязина Наталья Иосифовна,
учитель технологии, педагог дополнительного образования
МБУ гимназия №39, г.о.Тольятти
Обилие современной информации диктует нам новые проблемы. Необходимо
научить детей правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их
ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить
надо и целенаправленному поиску информации, поисковой и исследовательской
деятельности. Другими словами, подготовить человека, умеющего находить и
извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в
виде новых знаний.
Опыт
показывает,
что
внедрение
в
учебно-воспитательный
процесс
проектной
и
исследовательской
деятельности
помогает
решать
данные
проблемы,
открывает
значительные
возможности
для
повышения
качества
образования и развития личности педагога и ребенка.
А
так
же
способствует
организации
обучения
через
желание.
Данная
деятельность активизирует и позволяет ребенку и педагогу находиться постоянно
как бы «внутри происходящего». Идет постоянная смена ролей
ученика и
педагога. Педагог отказывается от своей традиционно доминирующей роли в
процессе
присвоения
учеником
знаний.
Роль
педагога
при
выполнении,
например, проектов изменяется в
зависимости от
этапов работы над ним.
Педагог
уже не
передает знания, а
направляет деятельность обучающихся
(консультирует, мотивирует, наблюдает).
Проект
с
точки
зрения
учащегося
-
это
возможность
делать
что
-
то
интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои
возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои
силы,
приложить
свои
знания,
принести
пользу
и
показать
публично
достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной
проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда
результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит
практический
характер,
имеет
прикладное
значение
и,
что
весьма
важно,
интересен и значим для самих открывателей.
Проект с точки зрения педагога - это интегративное дидактическое средство
развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать
специфические умения и навыки проектирования, а именно учить.
Обучение по методу проектов, стимулирует воспитанников быть активнее в
учебе, исследовать, экспериментировать, думать и анализировать; развивать
сотрудничество в обучении; брать ответственность за свое обучение на себя и
многое другое.
Ярким примером продуктивного сотрудничества педагога и воспитанников в
стали такие
творческие
исследовательские проекты, как:
«Незнакомое в
знакомом..», «Глазам радость, душе отрада». «Дорога к храму», «Ожерелье
Самарской
Луки».
Данные
проекты
были
отмечены
на
Всероссийском
открытом конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ
учащихся «Первые шаги» дипломами I, II степени, а также Дипломами
лауреатов и медалями «Эвариста Галуа».
Педагог в ходе реализации исследовательского проекта выступает не в роли
источника знаний, а в роли сопровождающего в процессе освоения учащимися
новых способов деятельности. Таким образом, правильно организованная работа
над
проектом
представляет
собой
совместную
деятельность
учащихся
и
педагогов. Истинная совместная деятельность может быть организована только
на основе активного взаимодействия, на паритетной основе (сотрудничества).
Список литературы:
1.Технология. 7-11 классы: практико-ориентированные проекты / авт.- сост.
В.П. Боровых.- Волгоград: Учитель, 2020.-134 с.: ил.
2.Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.- сост. Л.Н.
Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2020.- 204 с.