Напоминание

"Взаимодействие педагога и ребенка в ходе реализации исследовательского проекта"


Автор: Мязина Наталья Иосифовна
Должность: учитель технологии, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ "Гимназия №39"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Взаимодействие педагога и ребенка в ходе реализации исследовательского проекта"
Раздел: среднее образование





Назад




ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И РЕБЕНКА

В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

Мязина Наталья Иосифовна,

учитель технологии, педагог дополнительного образования

МБУ гимназия №39, г.о.Тольятти

Обилие современной информации диктует нам новые проблемы. Необходимо

научить детей правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их

ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить

надо и целенаправленному поиску информации, поисковой и исследовательской

деятельности. Другими словами, подготовить человека, умеющего находить и

извлекать необходимую ему информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в

виде новых знаний.

Опыт

показывает,

что

внедрение

в

учебно-воспитательный

процесс

проектной

и

исследовательской

деятельности

помогает

решать

данные

проблемы,

открывает

значительные

возможности

для

повышения

качества

образования и развития личности педагога и ребенка.

А

так

же

способствует

организации

обучения

через

желание.

Данная

деятельность активизирует и позволяет ребенку и педагогу находиться постоянно

как бы «внутри происходящего». Идет постоянная смена ролей

ученика и

педагога. Педагог отказывается от своей традиционно доминирующей роли в

процессе

присвоения

учеником

знаний.

Роль

педагога

при

выполнении,

например, проектов изменяется в

зависимости от

этапов работы над ним.

Педагог

уже не

передает знания, а

направляет деятельность обучающихся

(консультирует, мотивирует, наблюдает).

Проект

с

точки

зрения

учащегося

-

это

возможность

делать

что

-

то

интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои

возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои

силы,

приложить

свои

знания,

принести

пользу

и

показать

публично

достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной

проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда

результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит

практический

характер,

имеет

прикладное

значение

и,

что

весьма

важно,

интересен и значим для самих открывателей.

Проект с точки зрения педагога - это интегративное дидактическое средство

развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать

специфические умения и навыки проектирования, а именно учить.

Обучение по методу проектов, стимулирует воспитанников быть активнее в

учебе, исследовать, экспериментировать, думать и анализировать; развивать

сотрудничество в обучении; брать ответственность за свое обучение на себя и

многое другое.

Ярким примером продуктивного сотрудничества педагога и воспитанников в

стали такие

творческие

исследовательские проекты, как:

«Незнакомое в

знакомом..», «Глазам радость, душе отрада». «Дорога к храму», «Ожерелье

Самарской

Луки».

Данные

проекты

были

отмечены

на

Всероссийском

открытом конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ

учащихся «Первые шаги» дипломами I, II степени, а также Дипломами

лауреатов и медалями «Эвариста Галуа».

Педагог в ходе реализации исследовательского проекта выступает не в роли

источника знаний, а в роли сопровождающего в процессе освоения учащимися

новых способов деятельности. Таким образом, правильно организованная работа

над

проектом

представляет

собой

совместную

деятельность

учащихся

и

педагогов. Истинная совместная деятельность может быть организована только

на основе активного взаимодействия, на паритетной основе (сотрудничества).

Список литературы:

1.Технология. 7-11 классы: практико-ориентированные проекты / авт.- сост.

В.П. Боровых.- Волгоград: Учитель, 2020.-134 с.: ил.

2.Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.- сост. Л.Н.

Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2020.- 204 с.



В раздел образования