Напоминание

"Почва и подземные обитатели"


Автор: Мусаева Аксана Сагидиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад №9 "Семицветик"
Населённый пункт: г. Серпухов Московская область
Наименование материала: Конспект
Тема: "Почва и подземные обитатели"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект « Почва и подземные обитатели» в подготовительной

группе.

Программное содержание:

Расширять представления детей о почве и подземных обитателях.

Развивать познавательную активность.

Учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о

свойствах почвы в процессе опытнической деятельности.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал и оборудование: Картинки с изображением почвы и подземных обитателей,

колбы с водой, контейнер с почвой, лупы, клеенки, салфетки, промокательная бумага.

Активизировать словарь: почва, подземные обитатели, воздух, подземные обитатели,

перегной.

Предварительная работа: Наблюдение за почвой на прогулке, рассматривание

дождевого червя, беседа о кроте, жуке, черве, экскурсия в парк.

Ход занятия:

Ребята, чтобы узнать, чем мы будем заниматься, надо отгадать загадку

Цветущие растения. Богатый урожай,

А как он получился? Скорее соображай.

И семена хорошие, полив, подкорм, уход,

А главное, что требует больших людских забот?

- Вы догадались что это?

Да, сегодня речь пойдет у нас о почве (земле).

- А кто-нибудь знает, как еще называют нашу землю? Как о ней говорят?

- А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» слышал кто?

- А почему так о ней говорят? (да, она кормит нас, давая урожай…).

А кормит она не только нас, но и растения.

Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят

в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательных веществ.

Еще почву называют «Подземным царством».

- Как вы думаете, почему?

В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т.д.).

Смотрим иллюстрации с изображением подземных жителей.

-Чем они дышат? Как и все воздухом. А хотите узнать есть ли в земле воздух?

Тогда я вас приглашаю в нашу лабараторию

Давайте проверим, есть ли в почве воздух.

ОПЫТ 1: Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что мы

видим? (Ответы детей) Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?

Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве

есть воздух.

ОПЫТ 2: Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы.

Придавите её плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге? (Ответы детей).

Какой вывод можно сделать?

Вывод: почве есть вода.

Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы детей)

Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива.

Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.

ОПЫТ 3: Размешаем почву в стакане с водой. Что вы видите? (Ответы детей).

Правильно, через некоторое время мы видим, что на дне стакана осел песок, сверху

вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это

и есть перегной. Какой мы сделаем вывод? (Ответы детей)

Вывод: Почва в своём составе имеет: перегной, песок, глину.

ОПЫТ 4: А что происходит, когда Вы поливаете растения водой? Давайте попробуем

полить из стаканчика на почву. Что Вы заметили? (вода намочила почву и прошла

дальше, вывод-почва впитывает воду).

Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.

А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Отгадайте загадки

1)Маленький рост, длинный хвост,

Буроватая шубка, остренькие зубки,

Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)

2)Землеройная машина, без бензина и без шины

Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

Темнота и теснота в подземелье у … (крота)

3)Мой хвост не отличишь от головы

Меня всегда в земле найдете вы.

А если вдруг пролился дождик

Я выползаю на дорожки. ( дождевой червь)

4)Погляди на молодцов: веселы и бойки

Волокут со всех концов, материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг, тут народ хороший.

Без работы, хоть убей жить не может…(муравей

5)Скачет зверушка, не рот а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)

Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать?

(Ответы детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не

вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве.)

Игра "Что я видел на участке?"

Воспитатель: Ребята, а теперь, давайте вспомните наш участок и закончите

следующие предложения:

- Осенью с деревьев на землю падают ....(листья, плоды, например, каштаны)

- Дождик поливает землю, и листья ... (становятся мокрые)

-Желтые, оранжевые листья, начинают покрываться темно-коричневыми и черными

пятнами, они... (гниют).

-Мы часто видим как по земле ползают ...(червячки, насекомые)

-Когда мы копаем землю лопатками, наши ребята иногда находят ... (червяков)

Ребята! Червяки, насекомые, личинки, слизни и другие подземные обитатели

помогают гниению и переработке осенних листьев и травы, превращая их в перегной,

про который мы уже говорили.

Воспитатель: Сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва», напомните

мне, пожалуйста, что это? Из чего состоит, кто в ней обитает (ответы детей). Как же

мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать? (Ответы детей:

не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать

растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве.)



В раздел образования